![]() |
|
![]() |
![]() |
ВОСПИТАННИК одесской вокальной школы Паата Бурчуладзе хорошо известен во всем мире. Он – востребованный оперный певец, его приглашают в самые престижные театры – Ла Скала, Вашингтонская опера, Метрополитен-Опера, Штаатсопер, Ковент-Гарден и другие. Он удостоен самого высокого звания – камерзингер – и считается одним из самых выдающихся басов современности. После трехлетнего перерыва Паата Бурчуладзе дал единственный сольный концерт в Одессе.
Весьма любопытно то, что оперным певцом Паата Бурчуладзе становиться не собирался, поскольку еще с малых лет очень стеснялся выходить на сцену. Зато всегда хотел быть инженером-строителем, как и его отец. Поэтому после окончания школы поступил в политехнический институт, а вот на вечерний факультет Тбилисской консерватории поступил после долгих уговоров родителей. Уже на третьем курсе он исполнил партию Мефистофеля в опере «Фауст» и впервые в жизни услышал аплодисменты в свой адрес. Вспоминая свое первое выступление, Паата Шалвович говорит:- Если человек хотя бы раз услышит после своего выступления бурные аплодисменты, то он не бросит сцену никогда. Без нее уже жить невозможно. Если человек заболеет ею, он фактически неизлечим, — уверен артист.
После окончания консерватории молодой певец год стажировался в Большом театре в Москве, потом три года учился в миланском Ла Скала.
- Я стажировался там с 1978-го по 1981 год. Мы имели свободный вход на все спектакли, стояли на галерке, — вспоминает певец. — Помню до сих пор самый первый спектакль, который я там услышал, это опера Верди «Симон Бокканегра». Пели Николай Гяуров, Мирелла Френи, Пьеро Каппучилли, а дирижировал Клаудио Аббадо. Это было что-то потрясающее. Ничего лучше я в жизни не слышал. С нами работала Джульетта Симионато, мне ее советы помогли: я научился петь «округлым» мягким звуком, многое понял в специфике итальянской манеры пения.
Однако артист понимал, чтобы достичь большего, необходимо продолжать обучение, поэтому после Ла Скала, уже как состоявшийся певец, Паата Бурчуладзе 2 января 1982 года приезжает в Одессу. Творческое сотрудничество связывало его с профессором Одесской консерватории Евгением Ивановым, который совместно с Людмилой Ивановой подготовил молодого певца к VII Международному конкурсу им. П. И. Чайковского. На этом конкурсе он получил первую премию и золотую медаль.
- Евгений Николаевич научил меня не только петь, но и чувствовать, — говорит артист.
До последних дней Евгений Николаевич продолжал работать с ним над камерным репертуаром и оперными партиями, которые Паата Бурчуладзе поет во всех ведущих театрах мира, всегда получая восторженные отзывы не только публики, но и критиков, и лучших музыкантов мира.
Во всех крупнейших театрах мира Паата Бурчуладзе выступает не только в оперных спектаклях, но и с сольными концертами. В Одессе его единственный сольный концерт прошел с грандиозным успехом. В первом отделении обладатель золотого баса исполнил романсы Петра Чайковского «Благословляю вас, леса», «Закатилось солнце», Михаила Глинки «Сомнение», «В крови горит огонь желанья», Антона Аренского «Угаснул день», Сергея Рахманинова «У врат обители святой», «Судьба», «В молчаньи ночи тайной», «О нет, молю, не уходи», «Икалось ли тебе, Наташа», «Я не пророк».
Кстати, своей лучшей ролью артист считает роль Бориса Годунова.
- Я пел партию Бориса в постановках самых известных театров мира, в Ла Скала, Метрополитен-Опера, Ковент-Гарден, но каждый раз, когда я пою Бориса, это звучит по-другому. Это неисчерпаемая партия, — говорит Паата Бурчуладзе.
Причем, как утверждают музыкальные критики, Паате Бурчуладзе удалось возродить шаляпинскую манеру исполнения. И в этом смогли убедиться одесские зрители, когда во втором отделении концерта прозвучали «Коронация», «Монолог Бориса», «Сцена с курантами» и «Сцена смерти» из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
Конечно же, весь вечер с Бурчуладзе на сцене был его бессменный концертмейстер заслуженная артистка Украины Людмила Иванова — профессор Одесской консерватории. Благодарная публика была в полном восторге и долго рукоплескала своему любимцу, а он скромно улыбался и пел на бис.
Нам удалось немного пообщаться с певцом и в первую очередь хотелось узнать, как он «ухаживает» за своим голосом, чтобы поддерживать его в постоянной форме.
- Чтобы надолго сохранить красоту и мощь голоса, за ним надо ухаживать: кто-то холодную воду не пьет, мед ест, кто-то за час до концерта съедает большой кусок вареного мяса. Для меня главное — хорошо выспаться. К тому же перед концертом я никогда ничего не ем, — признался Паата Шалвович, — тогда голос хорошо звучит. В то же время стараюсь не употреблять острого. Конечно же, люблю грузинские блюда, но стараюсь воздерживаться. Также, по возможности, соблюдаю пост, однако не всегда получается, ведь большую часть времени провожу в самолетах.
Где бы ни был Паата Бурчуладзе, где бы ни выступал, он всегда помнит о Южной Пальмире, и, как признался сам артист, он безумно любит Одессу, потому что он очень многим обязан нашему городу.
- Я люблю Одессу такой, какая она есть, и так будет всегда, — сказал Паата Шалвович. — Если честно, когда любишь человека, то любовь к нему с годами не меняется, так и по отношению к Одессе — и через столько лет она остается для меня прекрасной. С Одессой меня связывает не только культурная и творческая деятельность, но и моя личная жизнь, ведь моя жена Анжелика Игоревна — одесситка, — признается Паата Бурчуладзе. — Познакомились мы с ней благодаря моему учителю Людмиле Ивановой, моему бессменному концертмейстеру. Я приходил к ней домой брать уроки и познакомился с ее прекрасной соседкой. И сейчас мы не разлучаемся 24 часа в сутки, вместе 7 дней в неделю. За это я благодарен Одессе.
Именно после стажировки в Одессе к Паате Бурчуладзе пришла мировая слава.
- С уверенностью могу утверждать, что школа Иванова — это гарантия мирового уровня, — говорит певец. — Воспитанников одесской вокальной школы знает весь мир — это Марина Гулегина, Людмила Шемчук, Дмитрий Харитонов, Иван Пономаренко, Людмила Холодова, Нина Рэдван. Сегодня хорошо известен в Европе Александр Цымбалюк — он еще молод, но у него хороший бас, думаю, у него прекрасное будущее. Это далеко не полный перечень, и пусть он пополняется новыми именами.
Ну а завершая беседу, хотелось узнать, как всемирно известный бас относится к новым театральным направлениям.
- Опера сегодня не должна превращаться в шоу, — уверен Паата Бурчуладзе — Пока человек не созреет, ему там нечего делать. Сейчас много ставят ужасных спектаклей, пытаясь удивить зрителя. Но всем это уже порядком надоело. Думаю, очень скоро все будет наоборот. Станут ставить традиционное, чтобы привнести что-то новое в искусство...
Что ж, одесситы получили великолепный подарок, ведь график Пааты Бурчуладзе расписан до 2013 года, но он все -таки выкроил время, чтобы приехать в наш город. Кроме того, певец возглавляет благотворительный фонд помощи и каждый месяц приезжает на Родину с выступлениями. Также является послом доброй воли при Организации Объединенных Наций, что обязывает его ездить по разным странам с миротворческой миссией.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |