![]() |
|
![]() |
![]() |
О проблемах у нас любят говорить много. Поговорят, поговорят, и успокоятся — до следующего ЧП. Сошедший в середине мая в районе Черноморки крупный оползень напомнил — одесские берега не стоят на месте.
Закат Люстдорфа
Как рассказал журналистам начальник управления инженерной защиты территории города и развития побережья Одесского горсовета Владимир Соколов, «произошло то, что должно было произойти», потому что Черноморка — это сплошная оползневая зона, которая ничем не защищена.
Собственно, в последний раз капитальные берегоукрепительные работы в Одессе проводились еще во времена Советского Союза, более сорока пяти лет назад. Свой расчетный срок берегозащитные сооружения отработали уже дважды, и сколько им еще придется удерживать одесские берега? А главное — с какой долей успеха?
Владимир Соколов сказал, что одесские берега от мыса Большой Фонтан до Черноморки ежегодно уменьшаются на три-пять тысяч квадратных метров, что в теперешнем их состоянии считается нормой.
Судьба же пляжей Черноморки, по его мнению, была предрешена еще тогда, когда был построен Ильичевский порт, который перекрыл естественный ход выноса песков с Днестровского лимана к побережью. Вторым ударом по знаменитым, любимым одесситами пляжам Люстдорфа стало строительство поселка Совиньон.
— Совиньон окончательно перекрыл поток песка на побережье Черноморки. Свою негативную роль сыграло и самовольное строительство, — объяснил В.Соколов.
Кроме того, напомнил он, погода в нынешнем году не баловала затишьем. Обилие снегопадов и дождей привело к «замачиванию» одесских проблемных лессовых грунтов. И это стало пусковым механизмом к обрушению территории двадцать девятого причала. Дорога провалилась на четыре — четыре с половиной метра. Чтобы убрать грунт, надо убрать причал. А чтобы убрать причал, надо суметь туда попасть.
Как можно было понять из слов Владимира Соколова, пока работы проводить никто не будет. В том числе и по причине отсутствия средств. С другой стороны, он отметил, что, возможно, государственный бюджет выделит в нынешнем году на первоочередные мероприятия по берегозащите двадцать семь с половиной миллионов гривень.
Что может хватить на строительство восьмисот пятидесяти погонных метров берегоукрепительных сооружений. А может, и нет — проект ведь разрабатывали не сегодня, цены с тех пор выросли.
По мнению Владимира Соколова, чтобы укрепить берег протяженностью пять с половиной километров, необходимо затратить семьсот миллионов гривень. Цифры, понятно, приблизительные, потому что таких денег пока никто не обещает, и сколько все это будет стоить со временем, даже и предположить трудно.
Однако есть сегодня у защитников территории города и побережья реальные деньги — выделенные из городского природоохранного фонда два с половиной миллиона гривень. Только вот Казначейство не может их выдать, так как по новым правилам расходные статьи по природоохранным меро-приятиям должны визироваться в Кабмине. А в Кабмине, по словам Владимира Соколова, еще не разобрались, какими критериями им пользоваться для определения степени корректности расходования денег. Так что, пока в Кабмине обдумывают ситуацию, желанные миллионы лежат без движения. А они очень бы пригодились и именно сейчас, в начале курортного сезона.
Владимир Соколов сказал, что многие пляжи Одессы пострадали в этом году — все из-за той же аномально-экстремальной погоды:
— Такого шторма, как в феврале, старожилы говорят, не было уже больше сорока лет. Пляж «Дельфин» снесло практически весь. Восемь пробоин в траверсах образовалось за три дня, песок кочевал с пляжа на пляж.
Но не все так плохо, как могло показаться сначала.
— Многие пляжи самовосстановились, тот песок, что ушел на дно, вновь, в результате штормов, попал на берег, — сказал В.Соколов.
Тем не менее, по предварительным подсчетам, на пляжи необходимо намыть шестьдесят тысяч кубических метров песка. Остановка только за деньгами.
Думайте сами…
У инженеров берегозащиты свои заботы. У жителей Черноморки, построившихся там, как говорится, в незапамятные времена, — свои, не менее актуальные.
Владимир Соколов напомнил, что их управление «не выдает разрешение на строительство, а согласовывает документы». Согласование на строительство семнадцати коттеджей на территории двадцать девятого причала управление дало, убедившись, что эти коттеджи никому не причинят вреда.
При этом Владимир Соколов посоветовал тем, кто имеет на побережье какие-либо сооружения, обновить на них пакет документов. И подчеркнул — разрешение управление будет давать с оговоркой: «до начала строительства первой очереди берегоукрепительных сооружений». Как только строительство начнется, все мешающие процессу дома пойдут под снос. А когда оно начнется, сказать точно никто не может. Может, через двадцать лет, а может — завтра.
Адвокат Руслан Чернолуцкий подчеркнул, что бестолковая застройка побережья Черноморки — результат постсоветского синдрома выделения участков «вне нормального правого поля». По той простой причине, что поля такого тогда не имелось, как, не имеется, собственно, и сейчас. Самое в этом неприятное то, считает юрист, что граждане до сих пор не имеют гарантированного права на землю. А это значит, что права на дома и сооружения, которое они там выстроили, — фактически «Филькина грамота». Многие, сказал он, пользуются ныне упрощенным путем для узаконивания строительства. То есть, пропустив длительную и дорогую процедуру получения пакета разрешительных документов, решают вопросы легализации после завершения строительства через суд. Платят штраф, получают разрешение и т.д. Впрочем, это проблема не только одесского побережья, но и всего украинского.
Мы же в этом курортном сезоне хотели бы попользоваться тем, что пока еще нам доступно, — теплым морем и беленьким песочком.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.030Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |