ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СТО ДНЕЙ СОДОМА
05.06.2010 / Газета: Юг / № 38(15791) / Тираж: 122306

На прошлой неделе, 29 мая, скончался Илько Кучерив — один из реальных (не свадебных) организаторов Народного руха Украины, создатель и руководитель фонда «Демократические инициативы», одной из самых авторитетных в стране негосударственных аналитических организаций, результатами социологических исследований которой с 1992 года пользуются во всем мире.

Надежды маленький вопросик

Мысли по поводу кончины этого незаурядного человека омрачены также и тем, что НРУ уже несколько лет пребывает в политической коме, а на основе данных, полученных в последнее время социологами «Демократических инициатив», можно сделать вывод, что в том же направлении движется украинское общество в целом.

Кучерив был тяжело болен, когда четвертым Президентом Украины стал Виктор Федорович, и, можно догадаться, что это избрание он не приветствовал. Но как человек действия, в любых обстоятельствах общественный деятель искал выход, пытался увидеть перспективу там, где другие видят тупик.

26 февраля, на следующий день после вступления Януковича в должность, Кучерив в блогах «Украинской правды» задал себе и читателям актуальный тогда вопрос: «Станет ли Виктор Янукович украинским Квасьневским?». Тогда, в феврале, ничего еще не было ясно. Те, кто искал утешения в исторических аналогиях, без труда могли их найти.

Польская ситуация 1995 года, когда бывший комсомольский вождь с перевесом в 3,4% голосов на президентских выборах победил лидера «Солидарности», внешне действительно напоминает украинский «выбор-2010». И позволяла Кучериву напомнить, что в Польше случилось потом: «Президент Квасьневский твердой рукой привел свою страну к членству в НАТО и ЕС. Он был президентом две каденции, содействовал развитию Польши как демократического государства с развитой современной экономикой, государства авторитетного, интегрированного в международные структуры».

«Сможет ли Виктор Янукович, — спрашивал Илько Кучерив, — разрешить основные проблемы, которые стоят теперь перед Украиной? Преодолеть экономиче-ский кризис, объединить Восток и Запад в мультикультурную украинскую нацию, стать экономическим европейским «тигром», превратить народных депутатов-кнопкодавов в европейских парламентариев, одолеть коррупцию и теневую экономику и, наконец, дать основание мне и другим украинцам гордиться своей родиной как одним из мировых лидеров?».

Через два месяца, к концу апреля, на часть вопросов, которые задавал себе и нам Кучерив, ответ был получен. В Украине у многих иллюзии по поводу намерений президента Януковича исчезли. Но люди не могут жить без надежды. И даже после подписания харьковского пакта вопрос об «украинском Квасьневском» не был вытеснен из сознания политиков. В Польше.

Бывший польский премьер Лешек Миллер и бывший президент Польши Лех Валенса наперебой ищут и находят позитив в политике команды Виктора Федоровича. В том числе — внешней. Миллер по поводу харьковского пакта счел нужным заметить, что «Польша не смогла бы заключить с Россией такие соглашения (в смысле выгодные. — Л.З.), как харьковское». И признаваясь в любви к Януковичу, подчеркнул, что «интеллектуалы редко бывают успешными в политике».

Валенса, которого к интеллектуалам отнести трудно, по поводу харьковского пакта и политики четвертого Президента Украины высказался двусмысленно: «Кто не понимает таких хитростей, тот видит измену национальным интересам». Виктора Федоровича экс-президент Польши до сих пор считает патриотом, который пытается спасать Украину. По-своему.

На президентских выборах в нашей стране больше половины проголосовавших не согласились спасать страну по Януковичу. Издалека, может быть, этого не видно. Как не видно, что «хитрости» четвертого президента направлены в основном не на урегулирование отношений с руководством России (в Кремле кого-либо обхитрить трудно), а на обман собственного народа.

Реформы и декларации

Что есть главное достижение главы государства за сто дней? Ответ на поверхности. Это построение подчиненной президенту управленческой «вертикали», фактиче-ское преобразование парламентско-президентской республики в президентскую республику в обход Конституции Украины. После того как в стране восстановлен (в более жестком варианте) режим, существовавший при Кучме, монолитная власть (исполнительная, законодательная и судебная) может оперативно принимать любые решения, законодательно оформлять и воплощать в жизнь любые реформы.

Накануне «ста дней», рубежа, который ассоциируется у историков с поражением Бонапарта при Ватерлоо, Виктор Янукович озвучил основное направление своих преобразований. За два года, проведенных в глухой оппозиции, партия «Лидера» могла бы разработать комплекс предлагаемых реформ с законопроектами, детализированными до мельчайших подробностей.

Но этого не произошло. Президент и его окружение выработали только ряд общих положений, предполагающих, что необходимо сделать. Но не раскрывающих, как. Цель, намеченная Виктором Федоровичем, «проста и ясна — Украина в течение десяти лет должна войти в десятку двадцати наиболее развитых стран мира».

Учитывая возможную реакцию на фантастические проекты, авторы разделили несбыточную мечту на три этапа, предусмотрели постепенность внедрения, отчеты и корректировки. А корректировать и отчитываться нужно по результату. Поэтому оценки по поводу уменьшения налоговой нагрузки на бизнес, оценки по поводу принятия нового Налогового кодекса, оценки по поводу уменьшения размера НДС, оценки по поводу перехода от системы льгот малоимущим к адресной помощи, оценки по поводу пенсионной реформы, оценки по поводу личных накопительных счетов и оценки по прочим поводам откладываются, как минимум, года на два.

То же самое было с программами КПСС, которые предусматривали построение коммунизма в конкретные сроки. Их оценивали после того, как менялось партийное руководство, и надо было объяснять людям «волюнтаризм» Хрущева или маразм Брежнева. Внешнеполитические же авантюры советских вождей (типа Карибского кризиса или войны в Афганистане) получили свои оценки уже после краха советской власти и развала СССР.

Можно подождать, пока четвертого Президента Украины сменит пятый президент, и «подбить бабки» тогда. Но доживет ли до оценки «реформ» и внешнеполитиче-ских инициатив Януковича независимая Украина? «Хитрости» Виктора Федоровича приводят пока только к тому, что реальный налоговый пресс на бизнес растет, Налоговый кодекс находится в той же стадии неготовности, как при Ющенко, а на адресной помощи малоимущим и на реформировании пенсионной системы настаивали еще президенты Кравчук и Кучма.

Правда, в отличие от нынешнего, предыдущие президенты Украины не решались на резкие смены политического курса. Тем более не допускали законодательного закрепления внешнеполитических авантюр, ярким примером которых является внесенный в парламент Януковичем и одобренный в первом чтении Закон об основах внутренней и внешней политики.

Законопроектом, одобренным 3 июня, по сути, закрепляется внеблоковый статус Украины, исключается как конечная цель интеграция нашего государства в евроатлантические структуры.

После того как этот закон будет принят и подписан (а он будет принят и подписан с вероятностью сто процентов), вопрос об «украинском Квасьневском» для тех, кто до сих пор питает иллюзии, будет снят сам собой.

Автор: Леонид ЗАСЛАВСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту