ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ» ОДЕССЫ
10.06.2010 / Газета: Пресс курьер / № 24(859) / Тираж: 60000

Недавно случайно узнал о рецидиве звездной болезни одесской геральдики: распоряжением Одесского городского головы создана рабочая группа по рассмотрению Предложений относительно отображения медали «Золотая звезда» города-героя в символике территориальной громады города Одессы по инициативе депутата Светланы Фабрикант.

Казалось, никому до этого не было дела, все спали и молчали, несмотря на недавний юбилей — 10-летие принятия одесского флага и герба. Но пробуждение оказалось кошмарным, а молчание далеко не золотым. То, что я встретил на официальном сайте об одесской символике, заставило ужаснуться: не символика, а прямо цирк какой-то или театр с шутовскими декорациями.

Как же получилось, что символика, призванная быть источником стабильности, духовности и суверенитета, в нашем городе снова стала разменной монетой в руках политических торгашей? Людям, как и животным, свойственно метить свою территорию, но нельзя же бесконечно гадить у всех на виду, выставляя город на посмешище. Герб и штандарт — не место для испражнений.

Поэтому возникший, как черт из бутылки, «образец эклектики и геральдических неточностей» (из рецензии на «троянский» средний герб официального сайта), естественно, вызвал справедливую Критику одесситов и неодесситов. Следы привели к истокам зла, и кроме как «геральдическим терроризмом», это назвать нельзя. Поэтому первоначально отрицательное отношение к акции Светланы Фабрикант сменилось пониманием того, что хоть пошла она «не тем путем», но озвучила проблему, которую необходимо решать.

Не первый, но как единственный автор, конкурсный проект которого был утвержден сессией 1999 г., убежден, что с Божьей помощью мне удалось произвести онтологическую реконструкцию истоков нашей аутентичности и создать универсальную основу одесской символики, найдя идеальную гармонию между ее динамичной формой и инвариантным содержанием. Поэтому мне не безразлично, в чьих руках находится идеал, доставшийся слишком дорогой ценой, и я имею право высказать «свою правду» и свое видение происходящего. Постараюсь быть кратким и кротким, если смогу.

«Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак».

(Г. Вицин).

Как это делалось в Одессе

К 205-й годовщине рождения Одессе был подарен эталон герба и флага, утвержденный V сессией горсовета 29 июня 1999 г. по конкурсному проекту Ю. Вязовского «Гордость и надежда» в качестве официального символа города.

ГЕРБ ОДЕССЫ: В червленом закругленном щите серебряный якорь-кошка о четырех лапах. Щит помещен в золотой картуш и увенчан золотой муниципальной короной о трех видимых зубцах и объемной золотой звездой города-героя между элементами «волна» под нею.

ФЛАГ (ШТАНДАРТ) ОДЕССЫ: квадратное полотнище, состоящее из трех равновеликих вертикальных полос — красной, белой и золотисто-желтой, на белой полосе — малый герб города.

Предложен был также штандарт городского головы Одессы (хоругвь горсовета), с расположенным на белой полосе, и частично захватывая остальные полосы, гербом города в золотом картуше с такой же золотой короной и золотой звездой.

Узаконенный сессией эталон герба и флага является муниципальной символикой мирового уровня. Она разработана на основе геральдических рекомендаций Украинского геральдического общества (УГО), и перед сессией предварительно была согласована с руководством общества. Обладает достаточной оригинальностью и универсальностью, «онтологической устойчивостью» и сможет противостоять натиску любых врагов одесской символики.

Художником герба, флага и штандарта стал один из членов

жюри конкурса депутат Г. Фаер, возглавлявший профильную депутатскую комиссию и представлявший конкурсный проект на сессию, а поэтому головой отвечавший перед Р. Боделаном за благополучный исход дела, вплоть до юбилейного Дня города и приезда Президента. Именно ему улыбнулась удача сделать нестандартный выбор конкурсного варианта, неплохо изобразить ключевую фигуру — якорь-кошку, да и оживить безликий картуш.

Однако далее началась геральдическая «дьяволиада». Один из членов жюри проведенного ранее конкурса П. Бондаренко, не имея никакого юридического отношения к утвержденному сессией эталону, нагло начал изменять уже давно утвержденную сессией символику. В результате по городу незаконно начали тиражироваться всевозможные подделки цинично изуродованного эталона, которые затем попали на официальный сайт и начали размножаться в Интернете.

Кто ответит за подставу?

Где авторский контроль и «родительское благословение»? Кто правит бал и безнаказанно фальсифицирует наше культурное наследие? Эти темные игры в геральдическую монопольку должны, очевидно, контролировать комиссии горсовета и структуры исполкома, осуществляющие геральдический мониторинг. Ну и где вы видели в Одессе авторское право или торжество закона? Пойман за руку был только П. Бондаренко, после того как дал фальшивую информацию в газету «Знак» (печатный орган УГО) — его заставили написать опровержение.

Как бы там ни было, но к этому времени торжественно поднявшийся в небо и опустившийся на Северный полюс, а также переплывший океаны, славный эталон города в глазах одесситов начал чахнуть, словно портрет Дориана Грея, а Бондаренко вместе с Фаером, наоборот, процветать — на ниве выращивания «кошерного» пустоцвета путем «улучшения» уже давно узаконенного проекта.

Результаты этого «улучшения» надо было показать миру и одесситам, чтобы любой ценой стать хотя бы «суррогатным» соавтором одесской символики. И геральдическая авантюра им удалась. К новейшим художествам «кошерной парочки» комбинаторов были причислены не только изреченное слово про «речные» якоря, «трехбашенные» короны и вставленные красные звезды, синие полоски и жовто-блакитные каемки на гербе и на флаге, но и уникальные достижения геральдической мысли в виде потрясающей «аватарки» — так называемого «среднего» герба со всей вышеперечисленной адской начинкой. Словом, именно все то, что позорит Одессу, вызвав категорическое неприятие и насмешки!

И хотя сделанный на Молдаванке новоявленный геральдический подкидыш — это только пародия, призрак настоящего герба, он так активно начал вживаться в свою «историческую роль», что даже в «большом» гербе наступило «звездное затмение»: Золотая звезда «скукожилась» от горя, потеряла свой объем, и от нее осталась только тень — она предвидела нехороший сценарий развития событий, и ее мучили дурные предчувствия.

Результат геральдической диверсии

К чему привели эти, казалось бы, мелкие псевдогеральдические извращения, виртуозно разыгранные новыми персонажами комедии дель арте, а на самом деле — ловкая идеологическая диверсия «в особо крупных размерах»?

Расчет был точен — почти одновременно убивались три зайца:

1. Наши незаконнорожденные герои в глазах обывателей становились «почетными» геральдическими фигурами, «со средним щитом» войдя в соавторский пантеон. (Як і казав про це пан Петро по телебаченню: «Я зовсім не маю відношення до цього і випадково сюди потрапив, але я — перший!»).

2. В угоду заказным или своим амбициям, но умело примененные технологии СМ-культуры повредили наш «материнский оберег». Щит дал трещину, что, по сути, ослабило онтологический статус, «честь и достоинство» Одессы.

3. Закладывалась мина замедленного действия — формировалась возможность в будущем вновь ударить по основному нашему символу, который дан нам свыше и освящен —якорю, а вместе с ним — поруганию идеалов нашей свободы и суверенитета.

Может, сейчас в наш демократический век и разрешается каждому импровизатору безопасно лягать «геральдический якорь», но нельзя же это делать бесконечно и безнаказанно. Ведь эта геральдическая клоунада не просто изувечила имидж Одессы, ослабив ее в современной жесткой конкурентной борьбе, но специально приоткрыла для всех ее уязвимые места, да еще и метки поставила для нанесения кинжального удара. Кукушонок-то наводчиком оказался — вот вам и пример живой геральдики.

Однако это были еще цветочки системного становления относительно молодой украинской геральдики. Она росла и развивалась, болела и выздоравливала, приобретая собственное лицо, пытаясь гармонично сочетать исторические традиции и геральдические инновации. Но почему-то у нас в Одессе эта преходящая детская болезнь, наоборот, затянулась и прогрессировала.

Никто не забыт и ничто не забыто!

А теперь о Золотой звезде города-героя и о «звездной болезни». Вот что пишет в своей «Исповеди» Р. Боделан, заслуженно являющийся «крестным отцом» одесской символики: «Одесса стала первым городом-героем, а это значит, что героями стали тысячи одесситов — красноармейцев, моряков, молодых и старых мирных жителей. Об этом нельзя забывать. Иначе как об этом узнают следующие поколения одесситов? На гербе города есть звезда, и очень хочется, чтобы она всегда напоминала одесситам о героическом прошлом их предков».

Казалось бы, насколько уж был «махровым партократом» Руслан Борисович, но у него хватило политической трезвости и чутья не поддаться яростному штурму апологетов советской империи и не наломать «геральдических дров». Наверное, уже тогда его мучила совесть, и он понимал, что символика — это вещь тонкая и взрывоопасная, герб и флаг — святы и где-то сродни иконе. Наверное, еще тогда «взгляд в будущее» освободил его от некоторых «ошибок в настоящем» (хотя не все ошибки Руслана Борисовича можно простить).

К чести нынешнего мэра, он также не поддался штурмовой атаке некоторых «звездно-озабоченных» политиков, разглядев в их пафосных речах не только загримированный самопиар, но и неизбежно грядущую «подсечку». И констатировав тот факт, что в гербе Золотая звезда есть, Эдуард Иосифович отдал все на откуп рабочей группе для изучения возможности и поиска нового места по «вставлению звезды». Но в этом «звездном конклаве» отчетливо просматриваются «нашкодившие ушки». А где же автор? Неужели снова отдавать герб и флаг в их «чистые» руки? Снова козла — в огород, щуку — в реку... и т. д. Но ведь уже есть не один печальный хоровод подобных коллективных «лохотронов». «Боже, пропал ... дом!», пропал флаг? А ведь флаг — не флюгер! А герб — не футбольный мяч!

Но, может, что-то изменилось в нашем городе с его «героическим духом», «серебряной душой» и «золотым тельцом» в кармане? Ведь чиновничьей душе легко спекулировать святынями. Они уверены, что все прибрали к своим рукам, но с этим не шутят, и бумеранг-то возвращается! Возмездие запредельно и неотвратимо. А может быть, уже следует довериться элите «чуйных» праведников, сеющих разумное, доброе, вечное? Ясно видящих глубинное, сущностное, непреходящее — и деревья, и лес, одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Где же вы, трезвые, умные и красивые, культурные и порядочные, морально устойчивые и сильные, неравнодушные и геральдично подкованные патриоты? Возможно, у вас уже выработался иммунитет против скот-модерна вообще и геральдического в частности? Однако, судя по недавнему туристическому логотипу, оптимистичен пока только стоматологический прогноз, а культурный — печален.

Видимо, и в Одессе большинство «званных» экспертов даже высокого ранга не застрахованы от профессионального кодирования виртуозами идеологических манипуляций, легко загоняющих в сумеречные состояния сознания. Этот «сон разума» — работа иезуитской полуправды таких кривляний, сродни интриге политического макияжа, где обыкновенное или даже необыкновенное «фуфло» так «высокотехнологически» завуалировано «высокоморальной» шелухой, что позавидовал бы и сам великий комбинатор. У рвущихся в фюреры ряженых шаманов нашей трагикомедии обычно «схвачено все», ведь хорошо отрежиссированный камуфляж «потемкинской деревни», сопровождаемый мантрами псевдопрофессиональной (псевдогеральдической, псевдоисторической и т.д.) бормотухи с бубенцовыми атрибутами шулерских «саундтрюков», надолго запечатывает разум и душу, а сладкая отрава такого «суперсглаза» быстро погружает в глубокий транс. Наваждение от глубинной бомбардировки уже непросто снять — качественно проведенное зомбирование требует очень высокого уровня экзорцизма...

И летят загипнотизированные простофили в райские закулисы театральных декораций барахтаться в колючей паутине чужого блефа, не догадываясь, что это — не чаша Грааля, а местечковая ловушка толмачей-хохмачей. Как же надо презирать свой город, чтобы «этим» кормить соотечественников! Вот результат неутомимой глупости, зависти и жадности, невежества и креативного коварства с одной стороны, некомпетентности, безответственности, равнодушия и прочих болезнетворных начал с другой. А впрочем, каждому электорату светит своя звезда. Но это — к слову, ведь вещи настолько серьезные, что впору и на референдум...

Но главное, что Золотая звезда в эталоне одесской символике таки есть! Вот как это было.

Геральдическое эхо «звездных войн»

В папочке с тесемочками есть многое про «звездную болезнь» предыдущих конкурсов и настойчивые попытки «вставить невставляемое». Ведь загаживание сознания началось параллельно с возникновением символики и жгучим желанием «пометить и наследить».

Нет возможности рассказать о всех наших геральдических битвах. Их можно разделить по разным принципам и этапам — по времени, концептуальным обоснованиям сохранения раритетов, по элементам новизны и оригинальности. Они напоминали одесские танцы с их классическими «шажками»: то «налево», то «направо», то «шаг вперед и два назад»... Диапазон разброса был широк — от желающих узаконить без изменений наш первый исторический герб до совершеннейшего авангарда с новыми гербовыми фигурами. Причем многие активисты имели солидную поддержку на высоком уровне.

Были желающие убрать или украсить наш основной геральдический символ — якорь, были и откровенно завистливые и тщательно завуалированные «плевки» на него. Были агрессивные попытки «впихнуть» в наш герб звезду Давида и прочую идеологическую и религиозную атрибутику, но чаще — пентаграмму в различных ее вариантах (что, впрочем, им впоследствии частично удалось в среднем гербе!). Вершиной же экспертной культуры явилось присуждение первого места сверхоригинальному проекту «Созвездие Льва», которое морально и материально устраивало жюри, авторов и даже заморского дядю, но было, по сути, геральдической насмешкой.

Вариантов герба и флага было много, даже были удачные — геральдичные, эстетичные, историчные, но они не были онтологичны! Для создания репрезентативно-программирующего идеала осталось отделить моменты истины от последа!

«Где нет нутра, там не поможешь потом. Цена таким усильям медный грош!» Проект «Гордость и надежда» выдержал штурмовые попытки многих индивидуальных и коллективных энтузиастов «реинкарнировать» свои привычные исторические реликвии — самодержавного орла либо мальтийский крест или орден Ленина. Моносимволом был исторический серебряный якорь-кошка, не только как исторический символ, фиксирующий основную веху в рождении города — создание «Гребного флота Черноморского Адмирала Де Рибаса», но и как древний символ мореплавания и вечный символ надежды. В этом плане наш якорь — идеальная архетипическая фигура, заложенная глубоко не только в нашем сознании и подсознании, но и в надсознании — наша «гордость и надежда»! Да, наш якорь — на «пуп земли». Да, он прост и лаконичен, как и многие древние символы, но менее значимым он от этого не становится. Это универсальный символ для всех живущих и ушедших одесситов. Он удовлетворил бы и тех соотечественников, которые имели разные по форме исторические гербы, и даже тех, кто, презрительно обвиняя нашу символику в «провинциальности», наконец, прозреет и захочет увидеть не только лужи своего провинциального болота, но и заметить в них звезды.

Вопрос о звезде города-героя — особый вопрос.

Главное, потому, что Одесса стала первым городом-героем. Когда в 1965 г. награды были официально вручены, по законам того времени это требовало отражения в символике, что и было сделано в гербе Ю. Горюнова.

Справедливости ради, следует заметить, что последний рецидив «звездного патриотизма» в период недавнего юбилея Великой Победы, связанный со шквалом критических замечаний в адрес клонируемых фальшивых подделок герба с «непонятным контуром» вместо золотой звезды — пресловутого «среднего» герба, возник не без накручивания людей PRами предвыборной кампании при искусственно созданной и подогреваемой дестабилизации.

Ох, уж эти политики, везде хотят иметь свой маленький гешефт. Да, «тень звезды» вопиет об отмщении, но вместо того, чтобы бить в барабаны, необходимо было разобраться — кто спровоцировал это безобразие и, как всегда, сухим выйдет из воды!

Да — святая Победа, да — великий юбилей и советский герб. Это герб того поколения, которое к нему привыкло. Но ведь утвержденные сессией 1999 г. герб и флаг — это тоже святыни, которые нельзя менять, как перчатки! Ведь проблему возникшей необходимости сохранить Золотую звезду и невозможность буквального воспроизведения советского герба (как по форме, так и по содержанию) с его привычной советской атрибутикой тогда, в 1999-ом, удалось конструктивно решить, творчески уйдя от эффекта «привыкания».

Парадоксально, но больше всего сил пришлось потратить именно на борьбу за сохранение в одесской символике золотой звезды, а теперь — на борьбу с ее фальшивками. Парадоксально еще то, что из-за «геральдических террористов» герб из островка стабильности и оазиса духовности снова стал гербом раздора, а звезда —жерлом вулкана. Ведь это только кажется, что территориальная символика и политика — вещи несовместные. Именно потому, что политика переменчива и прагматична, история часто бывает ложной, а правда — многоголосой и многоликой, они часто разъединяют людей. Чтобы избегать искушения систематически менять нашу символику в угоду чьим-то настроениям или пикам солнечной активности, муниципальная геральдика должна иметь только такое «символическое пространство», которое объединит все национальности, все сословия, все религии, все наши поколения прошлого и будущего.

Борьба за звездное золото

В геральдике награды принято помещать за пределы геральдического щита — так мудро поступили многие другие города-герои. И в этом скрытая гармония того, что называется красотой, а, как говаривал Гераклит Эфесский, «скрытая гармония сильнее явной».

Но слепо копировать модели других городов-героев было нельзя, так как не было устойчивой системы, да не существовало приемлемых и готовых вариантов. Звездные побратимы сами находились (да и сейчас находятся) в процессе переосмысления своего прошлого, освобождения от советских стереотипов, возврата к истокам своей аутентичности, поиска гармонии между унифицированной формой и репрезентативным содержанием. Кроме того, уже начала влиять политика, и в наших странах стала формироваться различная государственная геральдика.

Руководствуясь золотым правилом «Не навреди!», были опробованы десятки вариаций расположения Золотой звезды в гербе, хотя они все сводились к «горюновскому — в щите», либо к «столяровскому — вне щита» — вариантам. Но все они отдают такой казарменной «совковостью» с примесью медицинской анатомии, что сразу выплескивается и дитя вместе с флагом и гербом. «Звездный умысел» заключался не в создании заидеологизированной пропагандистской эмблемы, а в поисках легитимного начала, чтобы сохранить объемную звезду, но без нарушений историчности, геральдических правил (как в гербе Ю. Горюнова), эстетики композиции и целостной онтологии.

Нельзя было реставрировать советский герб также по причине «прорыва» нашего общества в третье тысячелетие и реального прохождения точки «невозврата» — это был бы шаг назад. Нельзя было возвращаться в такое геральдическое прошлое, как бы кому ни хотелось, и сколько бы ни было пролито ностальгических слез. Нецелесообразно было и «увеличивать» золотую звезду, помещая ее в поле щита в виде плоской фигуры, выполняющей (по Калмакану И.К. и Емельянову М.В.) «техническую» роль без нарушения исторической самобытности герба. Герб — не бижутерия, где чем больше украшение — тем заметнее, чем богаче — тем краше.

Флага же Одессы до 1999 года вообще не существовало, и его создание — результат вексиллологической реконструкции эпохи конца XVIII века с учетом современных требований формата.

Все это уже было пережито и перепробовано более 10 лет назад и был выбран самый нестандартный, но лучший вариант. ОДЕССА СТАЛА ПЕРВЫМ ГОРОДОМ-ГЕРОЕМ, утвердившим этот вариант, который стал каноничным. Он был одобрен УГО и рекомендован уже золотым стандартом для других городов-героев Украины, потому что давал возможность освободить поле щита для основного исторического символа и не делать уродливые гибриды. Найдено идеальное решение размещения объемной Золотой звезды города-героя Одессы в золотом картуше — в едином блоке с объемной городской короной, где эта «маленькая» золотая звездочка сразу становится драгоценной мегазвездой, символизируя статус ГОРОДА-ГЕРОЯ, а это выше, чем даже десятки звезд в щите. В эталоне звезда не только объемна, но и достаточно больших размеров, поэтому хорошо видна даже слабозрячим! И это единственно возможное размещение объемной звезды вообще в гербе, так как в поле щита изображение объема недопустимо — это уже не герб, а просто красивый значок!

Символика Одессы сегодня

Наша символика совершенна

— ее улучшать не надо, ее можно только ухудшать. Незнакомая вначале, но родная звезда города-героя «светит» незримым светом, возвышая нас в своих же глазах и глазах всего человечества. Не трусы же и не слепые наши народные избранники, чтобы не видеть этого и дать издеваться над своими же символами, которые они обязаны беречь и защищать. Не пробивает она только черствые души, и не «провинциальна» наша символика, а идеальна — в геральдике красиво то, что правильно, да и герб

— не игрушка в руках лукавых политиков и пиротехников от геральдики.

Юна сформировала именно то метафизическое пространство, которое выполняет психологическую роль «материнского оберега» — для коллективной символотерапии и защиты. Эти тонкие вещи обладают огромной центростремительной и самоорганизующей силой онтосинергетики, гармонично достигая в глубинном естестве ее морфогене-тической матрицы интегрального единства физического и метафизического.

Наша высочайшего уровня символика универсальна и репрезентативна, лаконична и бесконечна, так как находится уже в каждом из нас а мы все — в ней. Потому что она наднациональна, нерелигиозна, аполитична и объединяет как все предшествующие, живущие, так и последующие поколения. Историю надобно знать или «сердцем чуять», а не повторять чужие глупости. И любить не свое «я» в Одессе, а вкладывать душу в то, что делаешь. Иначе это дешевый гламурно-вульгарный популизм, когда красиво и много обещаешь все «сегодня и сейчас», а потом замаливаешь грехи. «Настоящее богатство — это когда в душе много Бога» — напоминают Михаил Задорнов и наш якорь — символ надежды и спасения!

А может быть, как раз сейчас и нужно делать все, что угодно, чтобы заманить электорат? В кровожадном предвкушении наступающей предвыборной корриды — чем хуже, тем лучше? Можно обещать создавать каждую пятилетку по флагу, а каждому мэру дать по новому гербу, можно «под себя» обещать создать просоветский гибрид курицы и яйца, можно постараться переплюнуть «папу Боделана», но попробуйте при этом не нагадить в колодец, из которого пьем мы и будут пить наши дети, и не наступить на бабочку!

Что же делать «рабочей группе»?

Рабочей группе «по рассмотрению предложений» необходимо лечить причину — помочь очистить официальный сайт города от налипшей за эти 10 лет грязи от неизвестно откуда вынырнувших фальшивых соавторов с их эстетикой мыльных пузырей и этикой СМ-культуры.

Светлана Фабрикант пошла не тем путем, но она озвучила то, что давно уже осознано или неосознанно возмущало неравнодушных одесситов, вызывая вначале удивление, а затем насмешку и презрительный протест — вся эта адская машина «среднего герба» с террористической начинкой явно «не первой свежести», псевдогеральдическими «финтифлюшками», ее устами таки выстрелила.

Вот где нужны здоровые силы! А может, «слабо»? Но это пробирный камень для них! Ведь гражданское общество не армия, и разумный плюрализм необходим, но нельзя же размывать основы. Сильная Украина должна иметь сильную геральдику и высокую символику! Если они действительно высокоморальны и не горят скромным желанием в очередной раз поглумиться над нашим культурным наследием, спекулируя патриотическими чувствами ветеранов и всех одесситов, то их помощь очень нужна. Надо просто исполнить закон — вернуть утвержденный сессией законный эталон по конкурсному проекту «ГОРДОСТЬ И НАДЕЖДА» в сознание и души людей, а тех, кто испоганил официальный сайт — на «доску почета», чтобы все знали своих героев!

Настоящая геральдика консервативна и духовна. Ее главная задача — защитить, не повредив, а сохранив эстафетную палочку, образующую связь времен, не порвав ту тонкую нить, которая связывает воедино все наше прошлое, настоящее и будущее, все то, что является предметом нашей истинной гордости и надежды, передать дальше последующим поколениям. Она запрограммирована на бессмертие. А то, что сделано на совесть и во что вложена душа, — будет жить вечно!

Автор: Юрий ВЯЗОВСКИЙ, автор символики г. Одессы, официально утвержденной сессией горсовета.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту