ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВИЛЕН НОВАК: «ЗА КОРОБОК СПИЧЕК ПУСКАЛИ ЗРИТЕЛЕЙ НА СВОИ СПЕКТАКЛИ»
10.06.2010 / Газета: Слово / № 22(889) / Тираж: 14515

Фильм одесского режиссера представил Украину на II Киевском международном кинофестивале

Картина о том, что творится за окном»

Режиссер Вилен Новак, известный по фильмам «Принцесса на бобах», «Гу-га!», сериалу «Остановка по требованию», накануне поездки в Киев рассказал газете «Слово» о фильме и немного о себе.

- Организаторы мероприятия позвонили и спросили разрешения показать мой фильм, — вспоминает Вилен Захарович. — Я говорю — вы отстали от жизни: режиссеры уже давно ничего не разрешают. Они — наемники. Сейчас нет режиссерского кино в том хорошем понимании, как раньше. Теперь тот, кто имеет деньги — того и кино. Я сначала отказывался, потому что картины еще нет на пленке. Но продюсер попросил быстро смонтировать фильм в цифровом виде — сроки сдачи поджимали. Так и сделали. Потом передали на фестиваль диск. Приглашение на кинофестиваль Вилен Новак получил по телефону. 24 мая позвонили и сказали, что его фильм будут показывать 28 числа. 27 вечером режиссер уехал в столицу, где впервые посмотрел свое творение на большом экране.

Сюжет фильма «завязан» вокруг главного героя, который работает начальником кредитного отдела в банке. В предновогоднее время его вдруг вызывает высшее начальство и приказывает забрать деньги у пятерых особо злостных должников. Причем выбиванием денег он должен заняться лично. Делать нечего, герой садится в машину и начинает объезд нерадивых клиентов. Встречи получаются весьма разнообразными. На своем пути герой сталкивается с нелепыми, смешными и опасными для жизни ситуациями.

- В сюжет картины я ввел много того, что творится сейчас за окном, — рассказывает Вилен Захарович. — Например, когда кредитор приезжает к одному из должников и сигналит, чтоб открыли ворота, из окон дома начинается стрельба. Он пытается ползком пробраться под воротами, но пальба только усиливается. Тогда он просит водителя поменять флажок на машине с оранжевого на бело-синий. Но и это не помогает. Сейчас такое время, что стреляют в кого угодно.

Картину украсили эпизодические роли знаменитых украинских актеров. Богдан Ступка сыграл начальника банка, посылающего кредитора в предновогоднюю гонку за должниками. Кстати, сцену с его участием снимали в рабочем кабинете народного депутата Сергея Кивалова в Одессе. А роль продавца оружия, который умудряется отпускать смешные комментарии по поводу своего товара, досталась Георгию Делиеву.

Больше всего режиссеру понравилось снимать последнюю из пяти историй фильма. Измученный кредитор едет к 30-летней вдовушке, которая живет за городом в шикарном особняке. Женщина недавно потеряла мужа и поклялась, что всю жизнь будет ходить в трауре, никуда не станет выезжать, а только чтить и помнить своего супруга. Но ее планам помешал приезд навязчивого банковского служащего. Она, конечно, сразу предложила ему убраться восвояси. Но он уперся и сказал, что будет сидеть на ее пороге до тех пор, пока не получит деньги. Дальше начинается «ситком» рассказа «Медведь» А. Чехова — герои ругаются при каждом удобном случае, а таких возникает очень много. Но вскоре они попадают в ситуацию, которая заставляет их посмотреть друг на друга иными глазами. В конечном итоге дело доходит до поцелуев и проявления первых признаков глубоких чувств. В общем, все происходит согласно житейской мудрости Чехова: человеку нельзя запереться, замкнуться и уйти от мира. Все равно кто-то должен быть рядом с ним:

- Важно было создать современную версию произведения писателя, — говорит Вилен Захарович. — Текст настолько гениален, что не хотелось от него уходить. Много фраз из книги звучат в фильме, благодаря чему присутствует дух оригинала. Чехов — тонкий знаток человеческой жизни. Этот человек парадоксально относился к своим произведениям в плане жанров: он назвал «Чайку» комедией, а «Медведя» — шуткой. Когда я это воплощал, то не старался рассмешить. А просто показать простые вещи: что человек не может жить без любви, взаимопонимания, без друга. Вот в такие серьезные открытия превращаются чеховские «шутки».

Съемочные площадки в одесских двориках

Фильм снимали с декабря 2007 года по март 2008 в Одессе. Съемочные площадки появлялись во многих двориках центра города, в частности, на улице Гоголя и в Кирпичном переулке. Труднее всего было работать на Привокзальной площади. События ведь происходят зимой, а снега на улицах не было. Пришлось покупать искусственный, засыпать всю площадь и деревья. А это сложно и дорого.

Съемки на улице в основном проходили либо рано утром, либо поздно ночью. В дневное время киношную площадку надо закрывать забором, иначе прохожие лезут в кадр, улыбаются, машут ручкой.

Режиссер обошелся без кастинга актеров на главные роли. Просто пригласил тех, кого увидел в своем воображении, и не ошибся. Кредитора сыграл Юрий Степанов, который ровно через два года после окончания съемок погиб.

- Мы снимали на Куяльницком лимане в тамошней усадьбе, — вспоминает Вилен Захарович. — В последний съемочный день он «накрыл поляну», так у нас принято в мире кино, и в тот же день, 3 марта, улетел. А через два года того же числа и месяца погиб в автокатастрофе. Это был замечательный артист школы Петра Наумовича Фоменко. В театре Фоменко работал. Там актеры все отличные.

Главная героиня, сыгравшая вдовушку, Ольга Красько до этого снималась в картине «Французский гамбит».

- История у вдовы получилась отличной, потому что работали два высокого класса актера, — продолжает свой рассказ создатель фильма. — Я актерский режиссер: люблю с ними работать, репетировать. Хотя этого уже никто не делает. Один Михалков — у него на это есть деньги и время. В остальных случаях прилетает артист, пробегает один раз глазами текст так-сяк воспроизводит — и снято. Что о чем — артист даже не вникает. Кино превратилось в прибыльный бизнес. По телевизору идет серия сериала, а следующую в это время только снимают.

Смешных ситуаций, как всегда, на съемках хватало. Бывало, актеры начинали заговариваться и выдавали такие перлы, что за животы хваталась вся группа. Режиссер, отсмеявшись со всеми, объявлял перекур, чтоб все успокоились и продолжали работать.

Актеры без проблем вошли в свои роли.

- Немного волновалась Оля. Когда она приехала первый раз говорить со мной, то спросила: «А вы уверены, что это я?» Говорю, Оля, на 98%, а самому в глубине души очень понравилось, что она пыталась понять, почему я ее взял. По возрасту она не подходила. Оля моложе этой вдовушки. Я даже продюсеров обманул: ей 26 было, а я сказал, что 30, как героине.

Бюджет фильма сделали нормальный. У режиссера и его команды было два полноценных месяца, чтоб спокойно и плодотворно работать. Такого сейчас не бывает. Вилен Новак вспоминает, что, когда снимал в Москве сериал «Остановка по требованию», то на одну серию ему давали ровно неделю. С трудом, но все же ему удалось выбить 8 дней.

«Я не прогадал, что выбрал Одесскую киностудию!»

Вилен Новак родился в 1938 году в селе Житомирской области. Его отец одно время работал председателем колхоза. Мама — на ферме и в поле, как и принято было в советские времена.

- Когда совсем малым был, придумывал пьески и привлекал друзей, которым раздавал роли, учил, что надо говорить, — вспоминает Вилен Захарович. — Репетировали в здании разбомбленного клуба. Там мы сделали подмостки и давали свои представления. В основном это были мелодрамы с уклоном в лирику или криминал. Телевизора в моем детстве, конечно, не было. Зато я очень много читал. Первые две книги, которые я прочитал, — это «Кобзарь» и произведения Пушкина. Света не было, поэтому зажигал керосиновую лампу. «Руслана и Людмилу» знал наизусть. На своих представлениях мы даже зарабатывали: за коробок спичек пускали зрителей. Всегда, сколько себя помню, участвовал в самодеятельности.

После 8 класса отец посадил Вилена к знакомым в машину, и они поехали в Киев поступать. Там отец и сын, взявшись за руки, бродили по городу в поисках учебного заведения. Поиски закончились, когда Вилен поднял голову и прочитал на здании надпись: «Кинотехникум». Отец отнес туда документы. Поскольку мальчик был круглый отличник, его приняли без экзаменов. Вскоре оказалось, что к кино это учреждение никакого отношения не имеет, а просто техническое дело. Но учебу юноша все равно закончил. После защиты диплома началось распределение на работу.

- Меня спросили, куда поедешь? Я ткнул пальцем на карту и попал в Западную Сибирь, куда и поехал в один из райцентров Курганской области. Работал замом заведующего отделом «культуры по кино». Мне было 18 лет. Вел концерты, что-то выдумывал, ставил спектакли. Через год пошел в армию.

Во время прохождения военной службы, поступал во ВГИК. Там был конкурс сценаристов. Я послал гамузом все, что насочинял. Оказался в числе трехсот человек, которых допустили к экзаменам. Когда мое начальство увидело, что из ВГИКа пришло приглашение на экзамен, они меня отпустили. Так что вместо трех лет я отслужил два с половиной.

Из трехсот человек во ВГИК поступили пятнадцать. Всего сдало экзамены двадцать семь человек из допущенных, двенадцать из которых оказались за бортом. Я не добрал два балла. Побежал к ректору как был в военной робе и сказал, как это так, я из армии, у меня льготы. Ректор попался очень хороший. Он мне сказал: «Молодой человек, у нас тут не гвозди делают. Льготы — это вот политех или еще что-то в этом роде. А здесь по-другому». После этого я вернулся к своим товарищам по несчастью, и мы торжественно поклялись узнать за пару лет жизнь поглубже и вернуться сюда. Кое кто действительно таки добился своего. Я не приехал во второй раз, потому что пошел работать инспектором кинопроката. Через 5 лет поступил в Киевский институт на факультет режиссуры. Я уже тогда понял, что не надо быть сценаристом, а главный в киношном деле — режиссер. Мне было уже 27 лет.

Учился хорошо. Жизнь была активная и полная событий. Мы сдавали и сценичные, и курсовые работы на сцене, объединяясь с артистами. Уезжал из общежития утром, возвращался уставший и довольный поздним вечером. Когда я закончил институт, мне и моему другу — единственным из нашей группы — предложили работать в Киеве. Всех остальных, среди которых было много киевлян, разбросали по Союзу. Они очень обижались на это. Нам же сказали, вы будете в Киеве на киностудии Довженко, 3-4 года побегаете ассистентами режиссера. Мы с другом долго советовались. Наконец, решили ехать в Одессу. Взяли все свои курсовые и приехали сюда на киностудию. Пришли к директору и сказали, что хотим здесь работать. Директор собрал худсовет, который посмотрел наши работы. Нас сразу взяли. Потом еще был спор между киевской киностудией и одесской. Те говорили — это наши ребята, а эти говорили, мол, не отдадим. Мы не прогадали, потому что через год уже выпустили по первому своему фильму. А если бы остались в Киеве, то долго еще были бы мальчиками на побегушках.

Post Scriptum

Из Киева Вилен Новак вернулся 3 июня с наградой. Жюри фестиваля присудило приз «За лучшую мужскую роль» актеру Юрию Степанову посмертно. Режиссер просто счастлив, что талантливого актера наконец-то отметили, и в ближайшее время передаст награду его родственникам в Москву.

Во время фестиваля член жюри Богдан Ступка подошел к Вилену Новаку и сказал, что председателю жюри фестиваля Отару Иоселиани очень понравился украинский фильм.

Автор: Роксана ПАНАЩУК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту