ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВНИМАНИЕ: ДЕТЕЙ АТАКУЮТ КРИЗИСЫ
12.06.2010 / Газета: Юг / № 40(15793) / Тираж: 122306

7-го и 8 июня в Одессе проходила международная научная конференция «Дети в кризисных ситуациях — профилактика нарушений психического здоровья», подготовленная общественной организацией «Экологическое здоровье человека», Институтом реабилитации лиц с отклонением психофизического развития имени Януша Корчака, а также институтом инновационного и последипломного образования Одесского национального университета имени И.И.Мечникова совместно с Королевским институтом Стокгольма. В форуме приняли участие сотрудники городских отделов образования, труда и социальной защиты, психиатры, психологи, социологи, аспиранты и молодые преподаватели, представители школ, лицеев, гимназий, служб социальной защиты и психологической помощи детям и подросткам.

Столь представительный состав участников конференции и огромный интерес к ее тематике специалистов объясняется серьезной необходимостью взять под профессиональный неустанный контроль кризисные проявления в состоянии и поведении детей, которые, к сожалению, с каждым годом все более распространяются вне зависимости от уровня развития разных стран и цивилизованности мирового социума. Ни Украина, ни наш город не избежали этой тревожной тенденции. И можно лишь с удовлетворением констатировать, что сегодня Одесса является одним из лидеров внедрения комплексной программы психолого-педагогической помощи в кризисных состояниях детей и подростков, которая по инициативе Европейского Союза вводится в повседневную научно-реабилитационную практику во многих государствах.

Принято считать, что кризисным контингентом среди детей являются, прежде всего, ребята из неблагополучных семей, дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, маленькие инвалиды и прочие наши малолетние сограждане, которым не очень повезло на стартовых жизненных позициях с родителями, здоровьем и бытовыми условиями развития. Это действительно так. Именно эти дети являются главным «объектом» различных кризисных состояний. Мы еще поинтересуемся мнением ученых — участников конференции об этих детях и возможности оказания им реальной поддержки.

Но вот вполне благополучный выпестованный симпатичный соседский мальчишка-второклассник, в котором родители души не чают, отличник учебы и маленький книгочей. И вдруг захандрил, под любым предлогом пытается не пойти в школу, избегает общения с одноклассниками, не выходит гулять, жалуется на сонливость и быструю утомляемость. Хорошо, что мама сразу забила тревогу и обратилась за консультацией к школьному психологу.

Причина переживаний мальчишки, с нашей взрослой точки зрения, оказалась пустяковой. Дети в классе посмеялись над его новой красной курткой, объявили обновку «девчачьей» и превратили ее в повод для бесконечных упражнений в остроумии. Боясь прослыть ябедой, мальчишка ничего родителям не рассказывал. Но обида, стыд, беззащитность перед издевательствами одноклассников разрослись в его душе в такую жестокую боль, что в пору было бы говорить о настоящей детской трагедии. Хорошо, что опытный школьный психолог быстро разобралась в ситуации, провела с детьми ненавязчивую беседу, продемонстрировав между прочим портреты победителей зимних Олимпийских игр в Ванкувере в ярких красных формах, с одобрением подчеркнула, что самая «олимпийская» куртка оказалась в классе как раз у нашего исстрадавшегося героя, и от конфликтной кризисной ситуации следа не осталось.

— На самом деле, — говорит участница конференции доктор медицинских наук профессор детский психоневролог председатель правления и научный руководитель Института реабилитации лиц с нарушениями умственного развития имени Януша Корчака Ирина Галина, — причины попадания детей в кризисные ситуации намного серьезнее, их проблемы, прежде всего, обуславливаются социальным неблагополучием. И наиболее кризисные состояния наблюдаются в первую очередь у детей-сирот. Причем сиротство — это не обязательно физическая утрата родителей или отказ безответственных мам и пап от своих крох в роддоме.

Есть такой официально не утвержденный термин — социальные сироты. Это детишки, родители которых годами находятся на заработках за границей, бросив ребенка в Украине и, по сути, не интересуясь его жизнью. Бывает так, что ребенок становится «временным» сиротой, когда воспитывающая его в неполной семье одинокая мама или бабушка, скажем, попадает в больницу, и маленький человек чувствует себя заброшенным и никому не нужным. К сожалению, подобный комплекс сиротства постоянно переживают и дети в так называемых неблагополучных семьях, где за пьянками и разборками имеющиеся в наличии мама и папа просто не обращают внимания на своих сына или дочку. На сегодняшний день в Украине зафиксировано сорок процентов таких неблагополучных семей, двадцать процентов находятся в зоне риска, приближаясь к социальному неблагополучию, и только сорок процентов можно отнести к нормальным семьям.

Однако высшая форма кризисного состояния ребенка — это бездомность, бесприютность и беспризорность. Как правило, выбирать улицу вместо постылой семьи детей заставляет жестокое обращение. Причем насилие со стороны взрослых может быть не только физическим или сексуальным. Жертвы эмоционального насилия вызывают не меньшее сочувствие и жалость. Свою низкую самооценку и комплекс неполноценности, формирующие кризисное состояние, они пытаются компенсировать в уличных «стаях» брутальной жестокостью, ранними алкоголизмом, токсикоманией, сексуальными извращениями. Это больные несчастные дети и подростки. И лучшим методом исцеления для каждого из них была бы нормальная семья, со стабильными человечными отношениями.

Но именно нормальных семей у таких детей нет. И в состоянии полной дезадаптации в обществе их оформляют в приюты, интернаты и детские дома, где зачастую отсутствует полноценное длительное социальное и психологическое сопровождение. Кризис, который эти дети пережили в своих семьях, а затем на улице, дополняется кризисным состоянием от попадания в детское воспитательное заведение. Вот откуда постоянные стрессы и депрессии у подобных «государственных» детей. Им, как никому, нужна помощь психологов, а то и психиатров. Однако заведения такого рода у нас почему-то закрытого типа, проблемы их воспитанников замалчиваются и нивелируются перед учеными и общественностью, больше принято официально рапортовать о «счастливом детстве» этих детей. Но научно доказано, что «кризисные» дети, как правило, в результате вырастают в проблемных взрослых, со множественными психологическими, социальными и поведенческими отклонениями. Сегодня в Украине из восьми миллионов трехсот тысяч детей лишены родительской опеки и воспитываются в государственных учреждениях сто две тысячи девятьсот двадцать четыре ребенка. Задумайтесь, кто скоро пополнит наше общество, если эти дети не получат в их нынешней кризисной ситуации полноценную и своевременную помощь специалистов.

Продолжением темы, затронутой профессором Галиной, стал доклад, прочитанный в ходе конференции доктором медицинских наук профессором психиатром заведующей кафедрой института последипломного образования Днепропетровской государственной медицинской академии Людмилой Юрьевой. Коллектив днепропетровских ученых, возглавляемый Людмилой Николаевной, наблюдал в течение года сто шестьдесят двух воспитанников возрастом от десяти до восемнадцати лет одного из внешне благополучных и беспроблемных детских домов. Вот какой социально-психологический портрет ребенка из нашего государственного воспитательного заведения вырисовался в результате этих исследований.

Сто процентов наблюдаемых детей пережили стресс из-за утраты семейных связей, более семидесяти семи процентов — из-за ухудшения семейной ситуации в результате смерти единственных родственников (бабушки или дедушки), с которыми поддерживали связь, сорок процентов из них, по оценке психологов, находились в состоянии постоянного стресса, а шестьдесят — в состоянии чрезмерно тяжелого стресса.

В общении с этими подростками выяснилось, что девятнадцать процентов из них склонны к проявлению физической жестокости к другим людям, четырнадцать — к умышленному разрушению чужой собственности, девять — к сексуальным девиациям (отклонениям), пять — к поджогам, три — к грабежам и взломам, два — к применению оружия.

Восемьдесят восемь процентов давно приобрели прочную никотиновую зависимость, восемьдесят четыре проявили склонность к алкоголизму, двадцать шесть — имеют опыт употребления летучих растворителей, пять — опиатов, галлюциногенов, психостимуляторов и прочих наркотических веществ.

Ничего удивительного, что, по оценке ученых, девяносто процентов этих детей находятся в состоянии выраженной и очень выраженной депрессии. Девяносто пять процентов имеют психические расстройства и требуют помощи психиатра. И лишь пять процентов из них могут обойтись помощью психолога.

Эти и другие безрадостные факты днепропетровских ученых, равно как и рекомендации по исправлению кризисных ситуаций, в которых находятся дети-сироты, обобщены ими в монографии «Реабилитация подростков, лишенных родительской опеки». Характерно, что авторы поместили на обложке своего архиважного в аналитическом и практическом отношении издания портрет Маленького Принца — вымышленного персонажа французского писателя Экзюпери, намекая на его известное высказывание: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Однако, судя по научным докладам участников конференции, понятие «дети в кризисных ситуациях» распространяется сегодня практически на все подрастающее поколение — настолько жестки и не располагающи к сентиментальной индивидуализации отношений условия воспитания и выживания в нынешнем глобализированном и прагматичном мире. Вот только некоторые темы этих докладов: «Проблемы психического здоровья и суицида детей и подростков» (Кристина Ховен, Нью-Йорк), «Как вести образовательную и тренинговую работу со школьным персоналом в вопросах суицидальной превенции» (Владимир Карли, Стокгольм), «Опыт волонтерской работы с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, и результаты оценки ресурсов и эффективности помощи» (Галина Калмыкова, Лариса Козловская, Одесса), «Дисфункциональные детско-родительские отношения и психическое здоровье детей» (Галина Пилягина, Киев), «Дети и Интернет — имеем ли мы дело с назревающим кризисом в сфере психического здоровья?» (Тони Дарке, Стокгольм) и так далее.

Всего вниманию участников конференции было предложено более двенадцати докладов и сообщений, в ее рамках состоялась научная дискуссия по выработке методов устойчивости к стрессовым воздействиям у детей и подростков, а также презентация книги «Дети в кризисе — участие общественных организаций в решении насущных проблем», подготовленной при помощи Евросоюза коллективом авторов в Одессе.

Важным итогом конференции стало максимально широкое участие в работе одесских специалистов разного профиля, которые смогут применить на практике все полученные знания. И главными из них, безусловно, являются простые школьные психологи, работа которых, чего греха таить, во многих школах все еще считается не очень важным звеном в воспитании психически здоровых и адаптированных к социальным условиям детей. Зачастую этим специалистам даже не выделяют в учебных заведениях отдельных кабинетов, а держать под наблюдением приходится сотни проблемных ребят, эмоциональная и психологическая нагрузка у них отнюдь не меньше, чем у преподавателей и воспитателей, а вот зарплата, увы… Пожалуй, в свете итогов состоявшегося профессионального форума стоит обратить внимание и на эти аспекты организации профилактической работы с нашими детьми, испытывающими влияние самых разных кризисов.

И последнее. Как рассказал один из устроителей форума доктор медицинских наук нейробиолог профессор кафедры клинической психологии института инновационного и последипломного образования ОНУ им. И.И.Мечникова председатель правления общественной организации «Экологическое здоровье человека» Всеволод Розанов, проведение столь значительной научной конференции в Одессе стало возможным благодаря финансированию шведской стороны.

По словам Всеволода Анатольевича, сотрудничество его научного коллектива с Королевским институтом в Стокгольме длится уже десять лет. В свое время возглавляемые профессором Розановым молодые ученые начали проводить мониторинг суицидальных случаев среди молодежи в украинской армии и Одессе и вышли со своими наработками на европейский уровень, что привлекло внимание члена Всемирной организации здравоохранения профессора и руководителя кафедры психиатрии Королевского института в Стокгольме Дануты Вассерман, которая постоянно ведет работу в том же научном направлении. В результате в 2000—2007 годах было проведено крупнейшее в мире генетическое исследование возможности генного формирования суицидальных склонностей у личности. Этот международный научный эксперимент, сопровождавшийся генетическим анализом более шести тысяч проб крови у соответствующих реципиентов, законно заслуживает отдельной публикации, поскольку его масштаб и итоги не имеют аналогов и свидетельствуют о высочайшем уровне одесских ученых и потенциальных возможностях интеграции одесской науки в мировой научный ареал.

Так возникло стабильное сотрудничество одесситов с Королевским институтом в Стокгольме, в котором сегодня заинтересованы обе стороны. Остается надеяться, что совместные наработки этих научных коллективов, частично представленные на успешно проведенной в Одессе конференции «Дети в кризисных ситуациях — профилактика нарушений психического здоровья», будут обязательно внедрены во всей Украине. Ведь кризис, как известно, — понятие не только психологическое, но и общегосударственное.

Автор: Елена МАРЦЕНЮК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту