![]() |
|
![]() |
![]() |
С Балкан — к Днепру
В 1751 году к российскому посланнику в Вене обратился полковник австрийской службы Иван Хорват с просьбой о разрешении ему и другим сербам поселиться в России. Речь шла о сербах, издавна использовавшихся Австрией для охраны ее границ от турок. Их поселения в современных Воеводине, Славонии, Сербской Краине и Далмации были устроены по казачьему принципу. Несмотря на привилегированное положение в Австрийской империи, сербы, несущие охрану границы, были освобождены от налогов, часть их неуютно чувствовала себя в католической стране, где на них постоянно оказывалось давление со стороны католического духовенства с целью склонить их в католичество или унию. Выходом было переселение в Россию.
Российское правительство позитивно отнеслось к предложению Хорвата, тогда же родился план привлечения и иных выходцев из Балкан православного вероисповедания на пустующие земли на заднепровской Украины. Из переселенцев предполагалось позднее набрать гусарские и пехотные полки.
«На небе — Бог, а на земле — Россия!», — говорили сербы в царское время. — «Нас с русскими — 300 миллионов!», — говорили сербы в советское время. И сегодня, несмотря на откровенно прозападную ориентацию президента Республики Сербской Бориса Тадича, сербы по-прежнему питают симпатии к нам.
Стратегическое значение Новой Сербии, созданной на землях нынешней Кировоградщины по Указу Елизаветы Петровны, было обусловлено тем, что она находилась на пути набегов крымских татар на украинские села. Разорению этих сел был положен конец.
В июле 1751 года императрицей Елизаветой Петровной полковнику австрийской службы Ивану Хорвату, в ответ на его просьбу, было объявлено, что «сколько бы из сербского народа в Российскую Империю перейти ни пожелало, все они как единоверные, в службу и подданство приняты будут».
Первый отряд переселенцев, численностью в 218 человек, прибыл в Россию в том же 1751 году. Начиная с 1752 года, переселенцы стали прибывать регулярно. Столицей Новой Сербии стал город Новомиргород, где до сих пор проживают люди с сербскими фамилиями и где некоторые прилегающие районы носят югославские названия: Черногория, Панчево и т. п. Там же находится место погребения генерал-аншефа русской армии, серба Петра Текели, хотя от могилы уже ничего не осталось.
В то время Новороссия состояла из центра — города-крепости Елисаветград (Кировоград), Новой Сербии, военных поселений южнее Новой Сербии и южных земель запорожских казаков. Ее стратегическое значение было обусловлено тем, что она находилась на пути набегов крымских татар по их излюбленному маршруту, а также, являлась важным плацдармом для переброски русских войск на юг, в Крым. Затем Новая Сербия вошла в состав созданной Екатериной Новороссийской губернии.
В конце XVIII века жители ее были приписаны к государственным крестьянам, офицеры получили дворянство, поместья. Часть сербов ушла на Кубань, где они слились с местными казаками. Сербский гусарский полк, созданный в семидесятые годы XVIII века, получил название Бахмутского. Из известных людей в нем, в частности, служил позднее М. Ю. Лермонтов.
Вслед за Хорватом часть сербов отправилась на территорию современной Луганской области, где регион сербских поселений получил название Славяносербии. Приняв русское подданство, гусарские полки Шевича и Прерадовича, поселенные на правом берегу Северского Донца между речками Бахмутом и Луганью, подчинялись непосредственно Сенату Российской Империи и Военной Коллегии. Административным центром области, общим с Новой Сербией, стал город Бахмут.
При Екатерине Великой Славяносербия, как и Новая Сербия, вошла во вновь созданную Новороссийскую губернию.
Как видим, с самого начала сербские поселения на территории современной Украины имели стратегическое значение, что придавало им в целом уже измерение геополитическое. Сейчас, когда поднимается вопрос о возрождении сербской культуры, и, шире, сербского духа в Украине, этот вопрос не теряет своего стратегического значения. В начале «нулевых» годов в Днепропетровске появилась организация сербской диаспоры Украины «Святой Савва», названная по имени главного сербского святого. Ее бессменным руководителем является Драган Станоевич, уроженец сербского города Прибой, эмигрировавший в Украину в середине девяностых годов прошлого века, когда Сербия уже превратилась в мишень для Запада. С тех пор контакты сербов Украины со своими соотечественниками значительно расширились, результатом чего стало учреждение Объединенной сербской диаспоры Евразии (ОСДЕА), которая объединяет всех сербов на пространстве СНГ. Идеологом и интеллектуальным двигателем ОСДЕА является заслуженный представитель сербской науки, академик Веселин Джуретич, горько переживающий несчастья, постигшие сербский народ.
Сербская диаспора Украины не является пассивным этническим образованием и занимает активную общественную позицию, поддерживая отношения с сербами России, Белоруссии, Молдавии, а также с официальным Белградом.
На днях в Киеве прошел круглый стол, организованный ОСДЕА, в ходе которого рассматривались вопросы консолидации сербов Украины, и — шире — всего постсоветского пространства. О внимании официального Белграда к данной тематике говорит факт присутствия среди приглашенных представителей дипломатического корпуса Республики Сербии — министра по делам диаспоры Срджана Сретковича, посла Республики Сербской Душана Лазича, а также представителей сербской диаспоры России. Среди гостей был ряд исследователей истории Сербии, в т. ч. предпосылок, заставивших сербов переселиться в Россию и Украину как в XVIII, так и в XX веках, в частности, профессор исторических наук Павел Рудяков, автор монографии по истории сербских поселений Украины.
На сегодняшний день филиалы ОСДЕА существуют более чем в 10 областях Украины, в т. ч. в Львовской области. Пока это единственная ячейка ОСДЕА в западно-украинском регионе, что не удивительно, если учесть геополитическую ориентацию Западной Украины на Польшу и США на фоне вековых братских связей сербского народа с Россией.
«На небе — Бог, а на земле — Россия!», — говорили сербы в царское время. — «Нас с русскими — 300 миллионов!», — говорили сербы в советское время. И сегодня, несмотря на откровенно прозападную ориентацию президента Республики Сербской Бориса Тадича, сербы по-прежнему питают симпатии к нам.
Члены ОСДЕА принимают активное участие в фестивалях «Русское слово» в Крыму, в научных конференциях Российского института славяноведения и балканистики, посвященных сербской проблематике, а также в политических и общественных акциях непосредственно на территории Украины. Руководитель ОСДЕА Драган Станоевич является уполномоченным послом правительства Республики Сербская Краина в изгнании.
Республика Сербская Краина состоит из этнических сербских территорий, находившихся в составе Хорватии исходя из административных соображений. С началом боевых действий между хорватскими сепаратистами и армией Югославии краинские сербы все больше чувствовали себя инородным телом в католической Хорватии, и, по примеру самих хорватов, отколовшихся от Югославии, заявили о своей автономии. Затем, 26 февраля 1992 Сербская Краина объявила независимость от Хорватии, которая не была признана ею или какими-либо другими государствами. За время своей недолгой государственности Сербская Краина имела трех президентов — Милана Бабича, Милана Мартича и Горана Хаджича, которые были обвинены Гаагским трибуналом во всех смертных грехах. После ареста Милан Бабич признал все выдвинутые против него обвинения и был приговорен к 13 годам заключения, но совершил самоубийство в 2006 году. Милан Мартич был приговорен к 35 годам заключения и сейчас отбывает срок в Эстонии, которая в попытках выслужиться перед Западом, гостеприимно распахнула для М. Мартича ворота одной из эстонских тюрем. Горан Хаджич находится в розыске с 2004 года, а за его поимку назначено вознаграждение в размере 250 000 евро.
Вашингтон и Брюссель оказывают на Белград беспрецедентное давление. Западу консолидация православной сербской диаспоры в православной Украине ни к чему. Поэтому сербским эмигрантам приходится проявлять собственную инициативу. Безусловно, в начале делу возрождения сербской диаспоры Украины следует придать социокультурный формат. Не секрет, что нынче этническое самосознание граждан Украины сербского происхождения очень размыто. Они ощущают себя русскими и украинцами, но не сербами, хотя по крови таковыми являются. Поэтому приоритетной задачей должно стать возрождение их сербскости. Нужно предоставить этим людям возможность вернуться к своим этническим корням и приобщиться к сербской культуре.
Но рано или поздно сербская диаспора, если она превратиться в консолидированную силу, не сможет оставаться в стороне от политических событий в стране. Это не значит, что сербские организации превратятся в политизированный орган. Это значит, что граждане Украины сербского происхождения будут выражать свое видение происходящих в стране процессов, и реагировать на них соответствующим образом. Так поступают представители многих диаспор Украины — евреи, поляки, венгры, румыны.
К примеру, во время натовских бомбардировок Югославии население Украины сочувственно отнеслось к борьбе сербского народа за свою свободу. В то же время украинское правительство предпочло отделаться невнятными и инертными заявлениями, боясь перечить Вашингтону. В таких ситуациях сербы Украины не смогут, да и не должны оставаться в стороне.
И если смотреть в будущее, можно заранее спрогнозировать неизбежные расхождения в политических взглядах сербов и украинских националистических партий, которые все еще оказывают определенное влияние на внешнеполитический дискурс Киева. Иными словами, украинские националисты и сербские организации будут находиться по разные стороны баррикад, что следует также учесть, особенно памятуя о теплых чувствах, которые исторически питают друг к другу русские и сербы.
Вспомним, какие разногласия поразили местный националистический лагерь в 1991 1995 годах, когда националисты не могли определиться, помогать ли православным сербам в их битве с католической Хорватией и исламским ваххабизмом. В итоге большинство высказалось против этого, мотивируя тем, что на сербской стороне сражались русские добровольцы. Звучали призывы послать помощь не сербам, а хорватам-католикам, в рядах которых уже воевало немало польских добровольцев и наемников из западных стран! Самой Сербии политическая активность сербской диаспоры тоже принесет определенные дивиденды. Известно, что на Западе лоббированием тех или иных проектов в интересах своих держав занимаются практически все диаспоры. Самыми влиятельными диаспорами США являются еврейская, армянская, индийская, турецкая, греческая и польская диаспоры. В Германии — еврейская и турецкая. В Канаде — украинская, которая, к сожалению, состоит чуть ли не сплошь из потомков гитлеровских коллаборационистов, сбежавших от возмездия, что отражается на политических проектах украинской диаспоры Канады.
Как бы там ни было, сейчас мы становимся свидетелями появления на этнополитическом полотне страны новой организованной общности людей, которую можно только приветствовать, хотя бы потому, что она естественно вписалась в жизнь нашего края еще 250 лет назад, принесла свою и восприняла нашу культуру и, что самое важное, — никогда не имело, не имеет, и не может иметь ничего общего с национализмом.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |