ИА «Контекст Причерноморье»
Одеса  >  Моніторинги
ГЕННАДИЙ СИРОТИН: БЫТЬ ОДЕССИТОМ, ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ
16.06.2010 / Газета: Неделя в Одессе / № 24(33) / Тираж: 20000

Сейчас в Одессе больше тысячи общественных организаций. Все они декларируют горячее желание изменить жизнь к лучшему: помочь сиротам и старикам, объединить творческую молодежь, добиться от властей справедливости, повысить качество коммунальных услуг. Но реально из них работает не больше сотни. Выходит совсем как у Шекспира: много шума из ничего. Как и для чего существуют «настоящие» общественные объединения, «НЕДЕЛЯ» решила узнать у Геннадия Леонидовича СИРОТИНА, главы организации «Любимый город».

Геннадий, почему общественные движения, которые «правят бал» в жизни цивилизованных стран, в Одессе настолько слабы?

Дело в том, что многие организации создаются не столько для добрых дел, сколько для «подкрашивания» имиджа какого-нибудь политика. А настоящие энтузиасты часто не имеют времени, денег и связей, чтобы реализовать свои проекты. Пришло время сплотить этих людей, найти им спонсоров, помочь организационно. Именно этого добивается «Любимый город». Наш девиз гласит: «Делать добро общими усилиями – вот наша главная задача».

Благородная цель, но наверняка очень сложная...

Мы подошли к делу со всей серьезностью. За два года напряженной работы «Любимый город» превратился в сложную структуру, охватывающую многие направления городской жизни. Мы добиваемся от «коммунальщиков» проведения ремонтов и повышения качества услуг, занимаемся благоустройством города, помогаем одесситам вернуть продавцу некачественный товар или добиться справедливости в милиции, даем юридические консультации, способствуем духовному и физическому развитию молодежи, возрождаем культуру старой Одессы. «На все про все» у нас 50 сотрудников, работающих в городской общественной приемной в пер. Некрасова, 4 и в пяти отделениях по всему городу. Благодаря четко отлаженной схеме работы, трудолюбию и энтузиазму этих людей, нам удается сделать очень многое. Но, поверьте, одной организации не по силам решить все проблемы миллионного города.

Охват проблем, которыми вы занимаетесь, впечатляет. В наше время любая деятельность упирается в деньги. Где вы их находите?

За два года работы мы хорошо зарекомендовали себя и нам охотно помогают спонсоры и городские власти. На том и держимся.

Нынче многие полагают, будто любить свой город — значит бороться против власти, которая непременно норовит обокрасть и обидеть одесситов. А вы, стало быть, предлагаете сотрудничество?

Уверен, что именно диалог с властью — залог успеха в нашем деле. Нужно понимать, что власть — это не просто суровые «дяденьки» и «тетеньки», которые мелькают по телевизору, а сложная структура, которая порождена самим обществом и обеспечивает его жизнедеятельность. Поэтому чтобы установить детскую площадку, починить лифт, устроить концерт, нужно научиться общаться с чиновником. Поймите правильно: мы не приспосабливаемся и не призываем к этому. По каждому вопросу «Любимый город» имеет свою позицию и порой нам приходится идти на конфликт со всемогущими бюрократами. Но мы занимаемся реальной помощью людям, а не критикой руководства по поводу и без. Поэтому город нам доверяет и оказывает всемерную поддержку. Сегодня власти и лично Эдуард Гурвиц как никогда заинтересованы в конструктивной оппозиции, которая может подсказать альтернативные решения сложных проблем. Таких сил в Одессе немного.

В идеале власть должна выполнять свои функции самостоятельно, без какого-либо давления со стороны общества?

Только в идеале. В успешных странах Европы и Америки власти активно сотрудничают с общественными организациями, возлагая на них значительную часть полномочий. Именно благодаря поддержке «снизу» руководство узнает о существующих проблемах и способах их решения. Такая система называется гражданским обществом. У нас оно находится в зачаточном состоянии. Власть и народ не всегда понимают друг-друга, поэтому происходят конфликты. Это путь в никуда. Будущее — за диалогом.

Как действует «гражданское общество» на практике?

Приведу пример. Люди хотят, чтобы ЖКС привела в порядок подъезд. Как правило, им нужно оббегать кучу инстанций, которые «футболят» их от одного кабинета к другому. Волокита может длиться очень долго. Гораздо проще обратиться в общественную организацию, которая имеет опыт решения таких вопросов и налаженные контакты с властями. Например, в «Любимый город». Наш сотрудник сделает несколько звонков нужным людям, и дело сдвинется с мертвой точки. У нас огромная база телефонов, в том числе и мобильных, городских чиновников. Увильнуть практически невозможно. К тому же, за «Любимым городом» стоит авторитет и поддержка городских властей. Это позволяет нам решать проблемы быстро и качественно. Помочь удается в 70-80% случаев. Думаю, это очень хороший показатель.

Наше посредничество удобно и для чиновника. Представьте себе, каждый день в управлении или ДЭЗе раздается сотни звонков, половину времени сотрудники занимаются тем, что выслушивают жалобы, упреки и угрозы. Как тут работать? Гораздо проще иметь дело с сотрудником «Любимого города», который сразу приносит целый «пакет» заданий, выражается конкретно, ведет себя вежливо.

По сути, «Любимый город» выполняет роль посредника между народом и властью. В итоге, нам благодарны и те, и другие. Простые одесситы — за помощь в трудную минуту, руководство города — за то, что мы держим руку на пульсе злободневных проблем и помогаем справляться с ними.

Многие одесситы обеспокоены разрушением старинных зданий в центре и на Молдаванке. Какая работа ведется в этом направлении?

Этот вопрос гораздо сложнее, чем принято считать. Обычно люди уверены, что достаточно найти средства для капремонта, уволить нерадивых чиновников, и Одесса сразу помолодеет лет на 50. Увы, этого не случится. Ведь немалую ответственность за разрушение домов несут сами жители. Приведу пример: в далеком 2001 году в доме на Успенской, 129 случилась неприятность. В квартире над подъездом прорвало трубу, из-за чего вода залила весь двор. Чтобы устранить поломку, работник ЖЭКа должен был получить доступ в квартиру, но жильцы-алкоголики ему отказали. «Свою» трубу они кое-как залатали, а вот на «общую» им было наплевать. Целых 8 лет (!) местные жители выходили из двора под зонтиком. И только в этом году с нашей помощью трубу удалось починить. А теперь представьте, сколько воды ушло в землю и в каком состоянии теперь фундаменты соседних домов?

Конечно, происшествие на Успенской — крайний случай. Но «тихой сапой» старинные дома «убивают» перепланировками и затоплениями. Точно так же именно простые одесситы несут львиную долю ответственности за чистоту в городе. Покуда мы выбрасываем мусор где попало или, в виде исключения, возле урны, дворников всегда будет не хватать. Никакие акции и митинги в защиту улиц, парков и склонов не помогут, пока население не приучится к элементарной культуре.

Можно ли ускорить этот процесс?

Перевоспитать человека тяжело, а целое общество — тем более. И все же, я надеюсь, что можно добиться некоторых сдвигов в сознании, прививая людям любовь к родному городу, его красоте и неповторимому шарму. Это еще одно направление работы нашей организации.

Сейчас мы начали уникальный проект по установке скульптур во дворах старой Одессы. Мы уже украсили двор на Софиевской, 16. На очереди Троицкая, 43. Но это не предел. В нашем городе много скульпторов, которым есть чем поделиться, не говоря уже о дипломных проектах студентов архитектурно-строительной академии и художественного училища.

Говоря о возрождении старых традиций, невозможно обойти тему благотворительности. До революции меценаты ежегодно тратили на общественные нужды до 600 тысяч рублей в год — почти половину городского бюджета. Насколько щедры современные благодетели?

Есть важная особенность: в старину благотворительность была искренней, ведь никаких налоговых или политических преимуществ даритель не получал. Поэтому отношение к меценатству было совсем иное. Видя, как богатые граждане проявляют неподдельную заботу о своем городе, простые одесситы и сами по возможности стремились сделать что-нибудь полезное. Хотя бы не мусорить где попало. Так сложился особый одесский менталитет, особенностью которого была взаимовыручка, уважительное отношение к родному городу и его жителям. К сожалению, на протяжении ХХ века население Одессы сильно изменилось. Одни уехали, другие «понаехали». Но в сердцах некоторых еще жива старинная добродетель. Мы ищем таких людей и помогаем им найти «нишу», где доброе дело особенно необходимо. Так, бизнесмен Руслан Погребенко взял на себя обеспечение продуктами питания пансионата для престарелых, директор фабрики кузнечных изделий «Арт Феррум» Александр Гуменюк установил несколько детских площадок. Мне очень приятно называть имена этих людей, ведь, в отличие от некоторых местечковых политиков, они не афишируют своих заслуг, хотя делают гораздо больше.

Какие планы ставит перед собой «Любимый город»? Собираетесь ли вы осваивать новые направления деятельности?

Прежде всего, мы планируем оставаться настоящими одесситами, то есть любить наш город и помогать ему развиваться. Это уже немало. Хотелось бы найти новых неравнодушных людей, готовых оказать помощь. Что касается перспективных проектов, то недавно у нас открылся отдел трудоустройства. С его помощью нам удалось подобрать кадров для нашей организации, но в будущем мы намерены поставить его на «широку ногу» — искать людей для работы в управлении, коммунальных службах и предприятиях.

Автор: -


© 2005—2026 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2026 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту