ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВАЛЕРИЙ КОЧЕТОВ: «ЭТО БЫЛА ПРОВОКАЦИЯ»
19.06.2010 / Газета: Комсомольская правда / № 135(3538) / Тираж: 9000

11 июня на полигоне ТБО «Дальницкие карьеры» возникла нестандартная ситуация, в эпицентре которой оказался вице-мэр Одессы Вахтанги Убирия. Своим мнение по поводу происшедшего делится президент Одесской правозащитной академии Валерий КОЧЕТОВ.

НЕ МЫТЬЕМ ТАК КАТАНЬЕМ?

— Валерий Иванович, что, на ваш взгляд, послужило причиной конфликта?

— Я считаю, что конфликт предопределен противоправными действиями работников внутренних органов, а именно подразделения «Титан», которые в нарушение всех законов прибыли на Дальницкие карьеры для решения задачи, которую они не в праве решать. Суть заключается в том, что между исполнительным комитетом и горсоветом с одной стороны и партией «Родина» и 000 «Союз» с.другой идет хозяйственный спор, рассматриваемый в судах. 11 июня Хозяйственный суд Одесской области принял определение {являющееся промежуточным документом) для обеспечения иска. «Юмор» ситуации состоит в том, что точно такое же определение уже принималось в декабре прошлого года, но Апелляционный суд признал его незаконным, вернув дело для рассмотрения по сути. Судья Хозяйственного суда принял его к производству и... издал то же определение.

— Допустив ошибку?

— Все это, вероятно, делалось с конкретной целью — протянуть время и любым путем захватить объект. Смотрите: представитель ООО «Союз» пишет кассационную жалобу, и в соответствии с процессуальными нормами дело должно быть отправлено в Киев (а определение действует, так как обжаловать его невозможно). Месяц документы идут в столицу, еще столько же рассматриваются там и еще месяц возвращаются обратно. Суд мог принять подобное определение — это его право. Но почему документ в первый же раз был признан незаконным? Потому что определение об обеспечении иска не должно решать существо возникшего спора. В данном же случае получается иначе. Речь идет о попытке воспользоваться знакомой юристам лазейкой, существующей в нашем законодательстве. Но есть и другая, не менее важная сторона вопроса.

ПРОЦЕДУРА ДОЛЖНА БЫТЬ ИНОЙ

— В чем же она заключается?

— Данное определение сначала должно поступить в исполнительную службу. Исполнители принимают его в свое производство и приезжают решать вопрос. Вместо этого определение было выдано на руки истцу, который привлек «Титан», предназначенный для охраны физических лиц. Это подразделение не может быть использовано для разрешения хозяйственных споров или, например, охраны территории, — для подобных задач имеется государственная служба охраны.

— Почему был использован «Титан»?

— У этого подразделения есть прямой договор с Марковым на его охрану. Кстати, автоматическое оружие бойцам «Титана» выдается исключительно в случае угрозы для жизни охраняемого лица. Но, как видим, ситуация была иной. Так что налицо, на мой взгляд, совершение противоправного действия, имеющего все признаки уголовного преступления и связанного с превышением должностных и служебных полномочий, к тому же с использованием оружия.

«СЕРЬЕЗНАЯ УГРОЗА»

— Как на объекте оказался Вахтанги Убирия?

— Вице-мэр прибыл сюда, потому что отвечает за это направление. В сложившейся ситуации имелась угроза возникновения экологической катастрофы. В городе стояла жара, а тут блокирована свалка.

— Что послужило поводом для скандала?

— Первые препирательства у вице-мэра возникли с представителями телекомпании «Град». Убежден, что за этим кроются неправомочные действия самих журналистов, оскорбивших чиновника. По крайней мере об этом говорят и сам Вахтанги Убирия, и его охранники. Не исключаю, что конфликт был специально спровоцирован, чтобы вывести человека из себя и тут же зафиксировать его реакцию. Подобное раньше имело место.

— Вы можете это доказать?

— Косвенно это подтверждается следующими фактом. На место событий были приглашены только оппозиционные каналы. Когда же мы попросили их представителей дать исходники записей, то получили отказ. Я не стремлюсь оправдать Вахтанги Убирию, но его поведение во многом объяснимо. Вдумайтесь в такой факт: на протяжение четырех часов развития потенциально опасного конфликта, несмотря на обращения в органы правопорядка, сюда так и не приехала милиция: ни районная, ни областная.

«ВЫСТРЕЛ РАЗРЯДИЛ СИТУАЦИЮ»

— Что послужило поводом для предупредительного выстрела?

— По признанию Вахтанги Убирии (и этому есть свидетели), в отношении его жизни и здоровья существовала реальная угроза. Если бы присутствовавшие журналисты были по-настоящему объективны, то мы бы все убедились, что это действительно так. Предупредительный выстрел был сделан строго в рамках законодательства, в соответствии со ст. 36 и 39 УК Украины. Более того: именно этот выстрел и разрядил обстановку. Через пятнадцать минут после него на место событий приехали представители Беляевского и Овидиопольского РОВД, через полчаса — следственного управления областного УМВД. А еще через полтора часа сюда прибыл заместитель начальника по общественному порядку и выгнал посторонних с объекта.

— Что могло произойти, случись все иначе?

— Свалку могли оккупировать и держать в таком состоянии. Не исключаю, что к вечеру мог быть рассыпан мусор из контейнеров «Союза» на 16-й станции Большого Фонтана. Уже через день граждане стали бы возмущаться. Думаю, что организаторами явной провокации ставилась задача настроить людей против местных органов власти.

«НОВЫЕ МЕТОДЫ» ПРЕССЫ?

— А как быть с журналистом?

— С ним история непростая. Конечно, вице-мэру надо было вести себя сдержаннее.

Но, кажется, что этот парень мне лично знаком. Во время событий на крыше на ул. Артиллерийской ко мне подошел очень похожий на него молодой человек и стал открыто оскорблять, не стесняясь в выражениях. Тут же неподалеку стояли двое с камерой. Видимо, они ждали, что я выйду из себя, чтобы зафиксировать реакцию. Это заставило сдержаться. Ситуация, на мой взгляд, во многом схожа. И, поверьте, не все так однозначно, как кажется после просмотра предоставленных «пострадавшими» роликов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Во время подготовки материала мэр Эдуард Гурвиц подписал распоряжение, которым отстранил от исполнения обязанностей заместителя одесского городского головы Вахтанги Убирию на время проведения следствия.

В то же время первый заместитель начальника ГУ Министерства внутренних дел Украины в Одесской области Анатолий Бахчиванжи заявил, что по делу Вахтанги Убирии будут дополнительно назначены экспертизы, «так как его адекватность вызывает сомнения».

- Когда заммэра прибыл на свалку, он начал выражать свои эмоции неправомерно. Он проявил явное неуважение ко всем, кто находился в тот момент на свалке. А одному из журналистов даже нанес удар в лицо, — говорит Анатолий Бахчиванжи. — После этого он вел себя настолько агрессивно и неадекватно, что спровоцировал возбуждение уголовного дела, которое предусматривает лишение свободы до 7 лет... Я считаю, что тут налицо ч. 2 ст. 296 — Применение огнестрельного оружия.

По словам правоохранителя, будут дополнительно назначены судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы.

- Все понимают, что человек с нормальной психикой такого просто не мог сделать, какие бы ни способствовали тому эмоциональные события. Его адекватность вызывает сомнения, — подчеркнул Бахчиванжи.

Милиционеры изъяли пистолет, принадлежавший вице-мэру. Оружие было обнаружено в кабинете в мэрии. Как сообщают в облМВД, выстрел был произведен из пистолета Макарова, который Убирии подарил в 2001 года министр обороны Грузии. У вице-мэра есть разрешение на хранение этого огнестрельного оружия.

Автор: Артем РОЩИН


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту