![]() |
|
![]() |
![]() |
«Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей», — писал когда-то о коммунистах поэт Николай Тихонов. Прошли времена, и то ли металл в нашей стране стал похуже, то ли разъела его ржавчина, но только из украинских коммунистов гвоздей уже не сделаешь. В лучшем случае — проволоку, чтобы гнулась в нужную сторону. И свою стойкость они применяют весьма избирательно.
Коммунисты явно торгуются, пытаясь сохранить лицо и одновременно получить некие преференции в обмен на голосование по «принципиальным» вопросам. Сам Симоненко такую преференцию уже получил. Кабинет Министров назначил сына Петра Николаевича — Андрея Симоненко на должность первого заместителя председателя Государственного агентства по инвестициям и развитию.
Видно так уж повелось в Украине, что в коалиции — не без оппозиционеров, причем оппозиционеров конструктивных. Вот и сейчас лидер украинских коммунистов Петр Симоненко критикует союзников по коалиции «за двусмысленность позиции и непоследовательность действий в некоторых принципиальных вопросах».
КПУ, как известно, уже во второй раз входит в коалицию с Партией регионов, которая представляет интересы крупного капитала восточных регионов страны. Еще в 2006 2007 годах им приходилось долго и нудно оправдываться, почему они вступили в союз с «врагами рабочего класса». Но тогда хотя бы формальным оправданием было то, что созданная коалиция носит «антиоранжевый» характер.
Для того чтобы оправдать свое повторное вхождение в провластную коалицию, приходится изобретать более изощренные аргументы. В своем выступлении, посвященном 140 летию Ленина, Симоненко дал следующие, якобы опирающееся на учение Ильича, объяснения союза коммунистов с Партией регионов.
Позволю привести цитату целиком: «Марксистско-ленинский анализ этих особенностей текущего момента позволяет вычленить четыре неотложных задачи, которые перед нами стоят: добить национализм; спасти отечественную экономику от развала; защитить трудящихся от попыток олигархического режима переложить на них все тяготы кризиса; мобилизовать рабочий класс на организацию всенародного отпора наступлению крупного капитала. Как решить эти задачи в ситуации, когда политическое влияние коммунистов в Украине явно недостаточно? Ответ дает нам «Детская болезнь…»: пойти на компромисс с той частью буржуазии, которая напрямую не связана с националистами и заинтересована в сохранении отечественного производства, не поступаясь при этом своими программными принципами».
Владимир Ильич от подобной казуистики, наверное, перевернулся в Мавзолее. И не один раз. Вдуматься только. Идти на союз с олигархами, для того, чтобы «защитить трудящихся от попыток олигархического режима переложить на них все тяготы кризиса», и при этом «мобилизовать рабочий класс на организацию всенародного отпора наступлению крупного капитала».
Счастье Симоненко, что нынешняя молодежь, не то что «Детскую болезнь левизны в коммунизме», а и многих других полезных книг не читает.
Ильич, конечно, тоже был великим путаником, и в уже упоминаемой работе писал: «Есть компромиссы и компромиссы. Надо уметь анализировать обстановку и конкретные данные каждого компромисса или каждой разновидности компромиссов. Надо учиться отличать человека, который дал бандитам деньги и оружие, чтобы уменьшить приносимое бандитами зло и облегчить дело поимки и расстрела бандитов, от человека, который дает бандитам деньги и оружие, чтобы участвовать в дележе бандитской добычи».
Вот и решайте, какой вид компромисса избрали украинские коммунисты…
Вместе с тем, по мере того, как идея «регионалов» о проведении досрочных выборов 31 октября обретает вполне реальные черты, коммунисты становятся все более принципиальными. С одной стороны, правительство Азарова, так или иначе, будет вынуждено пойти на непопулярные реформы, и, следовательно, КПУ придется взять на себя ответственность за эти шаги. Делать этого не хочется, поскольку придется оправдываться перед избирателями, почему они проголосовали за тот или иной закон, ухудшающий положение тех социальных групп, защитниками которых представляют себя коммунисты. С другой стороны — коммунисты откровенно опасаются того, что выборы в местные советы пройдут по сценарию, предлагаемому «регионалами», то есть, по смешанной системе (50 процентов по партийным спискам, 50 — по мажоритарным округам) и, в таком случае их представительство в местных советах сократится. Монополия коммунистов на левый электорат нарушена, что доказали местные выборы 2006 года. Например, в Одесской области им не удалось провести ни одного депутата ни в областной, ни в Одесский городской совет. Вполне вероятно, что кадровые изменения в Социалистической партии (замена дискредитировавшего себя Александра Мороза на Василия Цушко) вдохнет новую жизнь в социалистов, которых еще недавно причисляли к политическим покойникам. Не стоит сбрасывать со счетов и Наталью Витренко. Конечно, она вряд ли повторит успех 2006 года, но нервы коммунистам попортит изрядно.
Кроме того, у коммунистов та же проблема, что и у Блока Юлии Тимошенко — отсутствие ярких публичных фигур, способных бороться за депутатский мандат по мажоритарным округам. Поэтому единственное их спасение от политического забвения — сохранение выборов по зарытым партийным спискам, которое позволит «въехать» в местные советы на остатках электората, разделяющего коммунистические идеалы.
Отстаивая смешанную систему, Партия регионов преследует свои цели — ослабить позиции Тимошенко в западных регионах страны и окончательно обессилить ее в центральных. Момент самый удачный. Оппозиция в целом и Тимошенко в частности слабы как никогда. Ради этой цели можно пожертвовать и интересами союзников по коалиции.
И, наконец, внутри самой Компартии продолжается борьба за лидерство между Леонидом Грачом и Петром Симоненко. Именно Грач заявил о возможном выходе КПУ из правящей коалиции. «Мы не можем при таком развитии событий оставаться в коалиции. Нас втягивают по указанию МВФ к повышению пенсионного возраста, повышению до 10 часов рабочего дня. Все это антикоммунистические идеи. Так с кем мы дружим?», — заявил он недавно.
Давление изнутри заставило и Петра Симоненко быть более радикальным в оценках. В качестве примеров «непоследовательности» союзников-«регионалов» он отнес кадровую политику, нерешительность «в отмене указов Ющенко, героизирующих пособников гитлеровцев» и «ряд аспектов предполагаемой судебной реформы».
«Нельзя позволить крупному капиталу и его наемникам привязать нас к Партии регионов, превратиться в ее младшего политического партнера», — заявил лидер Компартии.
Симоненко также подчеркнул, что его фракция «не будет поддерживать решения, направленные на приватизацию жизненно важных, стратегических отраслей и предприятий, снижение жизненного уровня граждан, будем решительно выступать против заигрывания с буржуазно-националистическими силами».
Коммунисты, по словам их лидера, войдя в коалицию, не только сохраняют за собой «полную свободу действий». И, наконец, главное: «Мы не приемлем намерений изменить политический строй и утвердить подавляющее господство одной политической силы через навязывание весьма сомнительных законопроектов о всеукраинском референдуме, пересмотре избирательной системы».
Именно это — «пересмотр избирательной системы» делает сегодня коммунистов защитниками «буржуазной демократии».
После подобных резких заявлений следовало бы сделать следующий шаг — заявить о выходе из коалиции или хотя бы пригрозить ее покинуть в случае, если требования не будут учтены. Но, как известно, подобную принципиальность коммунисты проявляют в исключительных случаях, а именно — когда речь заходит о кадровых назначениях, тем более тех, через которые идут финансовые потоки.
Напомним, что в феврале нынешнего года коммунисты уже грозили выходом из коалиции в случае, если главой Государственной Таможенной Администрации не будет назначен представитель фракции КПУ, глава комитета парламента по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Игорь Калетник. Тогда, кстати, они тоже говорили об узурпации власти. Тогда представительница фракции КПУ Екатерина Самойлик, которую прочили на пост министра образования (пост был отдан Дмитрию Табачнику) заявила: «Мое личное мнение: Партия регионов сейчас пытается узурпировать власть — это возмутительно».
Возмущаются коммунисты и теперь. Причем очень официально. Но… Из коалиции не выходят.
Тем не менее, КПУ еще может попортить настроение Партии регионов. Очевидно, что «регионалам» еще понадобится поддержка при голосовании по принятию законов, необходимых для получения кредитов Международного Валютного Фонда. Напомним, что Правительство Украины ведет переговоры с МВФ о начале новой программы сотрудничества, предусматривающей выделение кредита в размере до 19 миллиардов долларов на 2,5 года. Фонд пока затягивает вопрос предоставления Украине очередного транша кредита, хотя Виктор Янукович считает, что решение МВФ о предоставлении Украине очередного транша будет принято в ближайшее время.
Временным подспорьем для страны стали российские кредиты, но и они радикально не меняют ситуации. Как ни крути, а без помощи международных финансовых учреждений не обойтись.
Переговоры с МВФ идут туго. Фонд выдвигает жесткие требования: пенсионная реформа (в частности, увеличение пенсионного возраста для населения), сокращение бюджетного дефицита, быстрее, чем на 1 процент ВВП в год. Кроме того, Международный Валютный Фонд обеспокоен ростом внешнего долга Украины.
Коммунисты явно торгуются, пытаясь сохранить лицо и одновременно получить некие преференции в обмен на голосование по «принципиальным» вопросам. Сам Симоненко такую преференцию уже получил. Кабинет Министров назначил сына Петра Николаевича — Андрея Симоненко на должность первого заместителя председателя Государственного агентства по инвестициям и развитию.
Но их «принципиальность» может подвигнуть Партию регионов на ответные действия — привлечение в ряды коалиции как можно большего числа перебежчиков из других фракций для того, чтобы нейтрализовать голоса КПУ.
Например, бывший премьер-министр и министр обороны, глава киевской городской парторганизации «Наша Украина» Юрий Ехануров уже заявил о том, что Блок «Наша Украина — Народная самооборона» может заменить коммунистов в правящей коалиции. «У нас было много популистских лозунгов, — заявил он в интервью «Газете по-киевски» — вместо объединения «НУ» с Партией регионов в рамках коалиции с дальнейшим формированием правительства, мы допустили коммунистов к власти. И то, что они сейчас у руля, — прямая вина «НУ».
Как бы то ни было намек более чем прозрачный. В конце концов, внешние идеологические расхождения не мешали еще совсем недавно сотрудничать в парламенте проющенковской части фракции НУНС и Партии регионов. Так что же может помешать им сделать это теперь? В особенности, если найти под это нужную идеологическую подоплеку. Ведь сослался же Петр Симоненко на Ленина, чтобы оправдать свой союз с «врагами трудящегося класса», так почему бы тому же Еханурову и компании не найти какую-нибудь ссылку у идеологов национал-демократии XX-го века или наконец, у того же Шевченко обоснование для союза с «предателями украинских национальных интересов».
«Регионалы» пока что заявляют, что не намерены менять коммунистов на нашеукраинцев, а сам Петр Симоненко назвал высказывание Юрия Еханурова «личным мнением». Но у нас возможно все.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |