ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЕСТЬ ЛИ У КРЕСТЬЯНИНА ЗАВТРА?
26.06.2010 / Газета: Час пик / № 25(478) / Тираж: 5000

Цифры и факты

Из интервью народного депутата, первого заместителя председателя Народной партии С. Гриневецкого агентству «Контекст-Причерноморье»: «Поддержка частных хозяйств призвана решить две задачи — преодоления сельской бедности населения и улучшения здоровья нации. Сегодня именно в частных хозяйствах производится основная часть молока, мяса, овощей и фруктов, которые поступают на внутренний рынок. В то же время в Украине за последнее время сформировалась система крупных хозяйств, производящих зерновые и работающих преимущественно на экспорт. Крупные агрохолдинги производят то, что им выгодно. Как результат, входя в число лидеров по экспорту зерна, Украина лидирует и по объемам… импорта мяса сомнительного происхождения и качества. В итоге — сегодня, при развитой аграрной индустрии, высоком уровне аграрного образования, мы сталкиваемся с таким явлением, как сельская бедность, в которой сегодня находится более 40 процентов жителей села».

Благодаря самоотверженному труду крестьянства наша страна стала серьезным игроком на одном из важнейших рынков — продовольственном. Только вот вопрос: почему при этом отечественные товаропроизводители влачат жалкое существование?

Скажете, цены «диктует рынок»? Но тогда почему в два раза не понизились цены на колбасу? Кто на нашем сырье делает сверхприбыли? И куда смотрит правительство?

Сельское хозяйство — это четко налаженный цикл работ, который не терпит отлагательств. Зная это «слабое место» производителей сельхозпродукции, на нас уже не первый год откровенно наживаются.

С середины мая, когда стало понятно, что урожай зерновых в Украине дозревает неплохой, начали постепенно падать цены — и на продовольственную пшеницу, и на фуражное зерно. А с началом уборки озимого ячменя закупочные цены на это зерно обвалились буквально за неделю. Покупали в среднем по 900 гривень за тонну, сейчас предлагают только 700…

«Никто не хочет покупать наше зерно…»

Один из председателей сельхозкооперативов Килийского района наотрез отказался от встречи с корреспондентом:

— Вы извините, вы, конечно, ни в чем не виноваты, но у нас нет настроения. Да, мы начали уборку, да, комбайны вышли в поле, да, урожай хороший — ячмень дает по 40 и более центнеров с гектара. Но какие могут быть репортажи в газете, когда мы зерно убираем, а по какой цене его продадим — не ведаем? Такого не было никогда! Всегда называли нам цену. Пусть невысокую, но называли. А сейчас все молчат. Как сговорились. Никто не хочет покупать наше зерно. Понимаете, никто...

Отчаяние видавшего виды руководителя, который всегда, в самые тяжелые времена, умел настроить свой коллектив на четкую организацию производственного процесса, говорит о том, что положение действительно критическое.

Недоумение крестьянства вызывает молчание нового Правительства, которое что-то не торопиться сказать свое веское слово в защиту производителя. Вялые просьбы В. Януковича к Премьер-министру не обидеть хлеборобов — это не более чем жест.

Недавно на встрече губернатора с активом Болградского района из зала был задан один-единственный вопрос: «По каким ценам будут закупать в этом году зерно?». Вопрос — не праздный, ибо район — сельскохозяйственный. И от того, по каким ценам будут в этом сезоне закупать хлеб, зависит жизнь тысяч людей. ^p

Э. Матвийчук переадресовал этот вопрос своему заму, курирующему вопросы АПК, А. Новаковскому. А тот, по сути, ушел от ответа.

«Мы не можем вылить молоко на асфальт…»

В прошлом сезоне (июль 2008 — июнь 2009) Украина поставила на внешние рынки рекордный объем зерновых — порядка 25 миллионов тонн (всего было произведено, напомним, — 53 миллиона тонн). Украинское зерно в основном ушло в Испанию, Южную Корею, на Филиппины, в Бангладеш. В Саудовскую Аравию были экспортированы значительные объемы ячменя.

Несмотря на жесткую конкуренцию на мировом рынке, в прошлом году, по оценкам экспертов, Украине удалось выйти на третье место в мире по объемам экспортированного зерна. Другими словами, благодаря самоотверженному труду крестьянства наша страна стала серьезным игроком на одном из важнейших рынков — продовольственном.

Только вот вопрос: почему при этом отечественные товаропроизводители влачат жалкое существование? Они не в силах восстановить системы орошения. Они не смеют мечтать о дорогах. А покупка одного комбайна в год становится целым событием для села. Причем, такие приобретения под силу только самым успешным предприятиям.

О насущных проблемах крестьян поведала председатель СПК «Россия» Килийского района, Заслуженный работник сельского хозяйства Украины Устинья Филипповна Чеботарева.

— Первые укосы не на самых лучших полях, на солонцах, уже дают по 40 центнеров с гектара. Значительно больше будет показатель на полях, где посеяли элитную пшеничку, а кукуруза на поливе наверняка даст, как всегда, под 100 центнеров, — вводит в курс дел руководитель. — Наш кооператив уже несколько лет подряд является лучшим в Килийском районе. Сохранили часть системы орошения, серьезно занимаемся овощеводством, содержим тепличное хозяйство. Наш кооператив небольшой, обрабатываем всего 1800 гектаров земли, но, благодаря многопрофильности, создали 110 рабочих мест, платим до копеечки все налоги. Наши работники социально защищены. Помогаем жителям села, школе, церкви. Но при этом нет у нас уверенности в завтрашнем дне. Недавно резко упали цены на свинину — неизвестно, по каким причинам. Только из-за этого наш кооператив за месяц потерял 150 тысяч гривень! Еще зимой мы продавали свинину в живом весе по 17 гривень и радовались — наконец-то появился смысл заниматься животноводством! Коль так, мы оставили на хранении дополнительное количество зерна — чтобы увеличить количество поголовья до 2,5 тысяч свиней. Мы впервые в этом году посеяли сою, которая является обязательно добавкой к комбикорму, и приобрели за 37 тысяч гривень специальную машину для ее переработки. До этого приходилось закупать импортную соевую муку, которая обходилась недешево. И когда мы вкладываем средства, когда начинаем увеличивать производство мяса, так нас подкосили! Цены упали до 9 гривень за один килограмм, тогда как себестоимость свинины — около 12 гривень. То есть, на данный момент мы держим двухтысячное поголовье себе в убыток. Скажете, цены «диктует рынок»? Но тогда почему в два раза не понизились цены на колбасу? Кто на нашем сырье делает сверхприбыли? И куда смотрит Правительство?

Как крестьянину противостоять произволу «рынка»? Почему он, по примеру фермеров в развитых странах, в знак протеста не выливает молоко на асфальт?

Устинья Филипповна категорически против таких методов, и вот почему:

— Крестьянин доведен до такого нищенского состояния, что не может себе позволить выливать молоко на асфальт. Понимаете, если он сегодня не отдаст свое молоко за копейки, он совсем останется без средств к существованию. А надо кормить детей… Хотя нам и выливать уже нечего: из-за того, что закупочные цены держались на минимальной отметке, и наша ферма КРС приносила убытки, мы были вынуждены принять решение о ее ликвидации. Но вернемся к свиноферме, которая периодически нам, все же, приносит определенную прибыль. Если мы вырастили партию животных до кондиционного веса, мы не можем ее не продать — какими бы низкими ни были закупочные цены. Зачем нам передерживать поголовье, которое только съест лишний корм и потеряет кондицию, что обернется еще более низкими закупочными ценами? Да и потом, подрастает следующее поколение живности — ему надо освободить место. А разве мы можем не продать, придержать овощи? Это же скоропортящийся товар, который после уборки нужно немедленно поставлять в торговую сеть — по каким бы ценам ни пришлось отдавать перекупщикам! Сельское хозяйство — это четко налаженный цикл работ, который не терпит отлагательств. Зная это «слабое место» производителей сельхозпродукции, на нас уже не первый год откровенно наживаются. Перед началом сельхозработ повышаются цены на ГСМ, удобрения, запчасти. А разве мы можем, затягивая ремни, вкладывать средства в развитие производства? Разве мы уверены в том, что кооператив и впредь будет работать в том же составе? 600 владельцев паев подписывают с нами договора на пять лет, и не более. А что будет, если по каким-то причинам кто-то не продлит договора? Не продумано, не совершенно законодательство, которое должно способствовать стабильному и последовательному развитию производства, а на деле способствует чему-то другому.

Уже не один год крестьяне ждут ответов на эти, сотни раз озвученные вопросы. Вопросы паритета цен, земельной реформы. Нет ответа.

Крестьяне свое дело знают, но…

Тем временем работы продолжают идти своим чередом. На зернотоке, куда мы поехали с Устиньей Филипповной, оперативно перерабатывали поступающее с полей зерно и засыпали его в добротные склады. В СПК «Россия» провели праздник первого снопа. Председатель кооператива под аплодисменты коллектива вручила бригадиру мехотряда Михаилу Кудрявцеву венок из колосьев нынешнего урожая и пышный каравай. А затем попросили настоятеля местного храма отца Михаила благословить коллектив на начало жатвы. Если в прошлые годы перед комбайнерами на полевом стане выступали дети, которые славили стихами и песнями хлеборобское дело, то в этом году в лучшем сельхозпредприятии Килийского района не до песен. Нынче люди остро почувствовали необходимость в духовном укреплении.

Председатель профсоюзного комитета для поднятия настроения вручила комбайновым экипажам небольшие денежные премии. Работники бухгалтерии огласили новые условия оплаты и поощрения труда: в этом году решением правления кооператива премиальный фонд увеличили в 4 раза. К началу жатвы в СПК «Россия» был доставлен новый комбайн «New Holland», за который кооперативу пришлось выложить более 1 миллиона таким трудом заработанных денег.

В СПК «Россия» работает молодой коллектив — Устинья Филипповна целенаправленно готовит кадры. В эти дни в кооперативе работают два студента сельхозакадемии — один проходит производственную практику на ферме, другой — в цехе растениеводства. Коллектив надеется на то, что, получив дипломы, ребята вернутся в родное село. Одним словом, хлеборобы знают свое дело, трудятся добросовестно и думают о перспективах. Даже если не знают, что их ждет завтра.

Вернемся к закупочным ценам на зерно. Информации действительно — никакой. Говорят, операторы на рынке зерна «нащупывают дно». А кто в результате окажется на дне?

Автор: Анна Исаева


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту