ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
РУИНЫ ГОРОДСКОГО ТИПА…
26.06.2010 / Газета: Час пик / № 25(478) / Тираж: 5000

Ни то, ни се…

В трех поселках городского типа проживает около половины жителей всего Ивановского района. Они — как бы, горожане — пользуются как бы городской инфраструктурой, и платят за «коммуналку», как в городе. С другой стороны они — как бы селяне — «все удобства — во дворе», пользы от «инфраструктур» — никакой, и даже поход в магазин — уже проблема. Кроме того, их окружают руины. И жизнь обитателей этих руин по-настоящему беспросветна: исчезают рабочие места, хиреют или закрываются учреждения соцкультбыта, отсутствует неотложная медицинская помощь, нарастают демографические проблемы, цены на продукты — зашкаливают.

Если политика государства направлена на приватизацию всего и вся, то, получается, что эта политика — убийственная. В Радостном она привела к росту смертности населения. И я не думаю, что такой связи нет в других малых или больших городах — просто у нас никто и никогда не исследовал этого, хотя подобный «алгоритм» существует реально и достаточно выпукло.

СССР был единственной страной в мире, где в свое время появилось совершенно необычное административно-территориальное образование под названием «Поселок городского типа». На 1 января 1991 года в Украине насчитывалось 921 пгт. (67,96 процента общего числа городских поселений). В настоящее время таких поселков осталось 885. Куда исчезли 36 — догадаться нетрудно. Достаточно бегло посмотреть на их нынешние проблемы. К примеру, в Ивановском районе таких поселков — три.

Несмотря на раннее утро, направляюсь сразу же к сахарному заводу (о его судьбе и участи его работников наша газета писала год назад). Убеждаюсь,— завод по-прежнему не работает, но (в наше время — исключительный факт!) на металлолом и стройматериалы пока не растащен. По секрету сообщают: кажется, заводом заинтересовалось государство. И порекомендовали поговорить об этом с поселковым мэром. Поскольку до встречи с Виктором Дорофеевичем, назначенной на 8.00, оставалось больше часа, я, припарковал машину и пошел гулять по поселку.

Поселок Радостный ныне оставляет впечатление бедняка, но не опустившегося, а тщательно скрывающего от посторонних свою нищету. Чистые улицы, аккуратные подъезды многоэтажек и ухоженные застройки коттеджного типа с огородами. Правда, явственно ощущаются признаки обнищания когда-то богатейшего населенного пункта не только Ивановского района, но, пожалуй, и всей Одесщины.

У автобусной остановки — оживление. Подхожу, знакомимся. Почти все, пришедшие сюда в столь ранний час, собираются на работу в областной центр. В основном, эти люди — бывшие работники сахарного — инженеры, механики, КИПовцы, энергетики… Правда, работают они в городе далеко не по своим, ныне редким специальностям, а охранниками, продавцами, уборщиками и т. д. «Выживать—то надо!», — говорит один из них.

Собственно с этого вопроса, как выживает поселок, потеряв бюджетообразующее предприятие, и начался наш разговор с поселковым головой. Кстати, Виктор Дорофеевич Савченко начинал работу в Радостном с момента его основания (в шестидесятые годы). Работал на сахарном заводе в разных должностях, в том числе и начальником планового отдела, председателем профкома, довольно долго был директором. Длительное время (в общей сложности около 18 лет) избирается председателем поссовета.

Начинает Виктор Дорофеевич с главного:

— Около трех лет назад, после остановки сахарного завода, мы перешли, так сказать, от самообеспечения на дотационный бюджет. До этого жили, и горя не знали. Чтобы элементарно выжить, поселку необходимо около 1,3 миллиона гривен в год. Своими силами можем обеспечить около 700 тысяч. Главная проблема — водоснабжение. Даже при том, что пользуемся сейчас еще заводской артскважиной, воду можем подавать жителям поселка всего 4 часа в сутки: два часа днем и два часа ночью.

А, ведь, речь идет о многоэтажных жилых домах! Новые хозяева, после приватизации сахарного завода, взяли его, как бы, «по периметру». Все, что за стеной производства — люди, дома, школа, детсад и др., их абсолютно не интересовали. Мы пытаемся привлечь к решению проблем поселка хоть какие-то средства. Третий год подряд выигрываем всеукраинские конкурсы, за счет чего привлекаем в поселок инвестиционные фонды. Сумели пробурить 4 новые артскважины, ремонтируем и модернизируем водопроводы, закупили мусоровозку и мусорные баки, начинаем реконструкцию освещения поселка на основе энергосберегающих технологий.

У Виктора Дорофеевича действительно болит душа за судьбу родного поселка. Но чтобы спасти Радостный, надо вновь запустить сахарный завод. Другого варианта нет. Возможно ли это? Со слов В. Савченко, собственником предприятия ныне является «Первый Украинский Банк», к которому оно перешло ввиду непогашения прежними хозяевами кредита в размере 50 миллионов гривень. Банк выставил завод на продажу, о чем красноречиво вещают и огромные билборды при въезде в Одессу. Буквально несколько дней назад Радостный посетили представители соответствующего департамента Минагрополитики, признали сахарный завод готовым к переработке как тростника, так и свеклы. Возможно, государство возьмет завод в аренду, с правом последующего выкупа.

Как все же это оригинально! Сначала завод приватизируется за бесценок, затем переходит из рук в руки за миллионные суммы. А сейчас государство за средства налогоплательщиков выкупит его у какого-то банка. По этому поводу мнение мэра поселка однозначное: завод необходимо национализировать. Тем более что перед бюджетом он тоже по уши в долгах.

Вообще к вопросу о собственности бюджетообразующих предприятий местного значения следует подходить особо. Здесь, например, не могут и не должны действовать общие правила приватизации объектов, не относящихся к стратегически важным для государства. Как раз с точки зрения качества жизни и ее условий, на низовом уровне такие предприятия оказываются важными именно как стратегические. Судите сами: остановка сахарного завода в Радостном сразу же вызвала снижение численности населения на 20 процентов. Число учащихся в школе сократилось вдвое (с 400 до 200 учеников), число малышей в детсадах сократилось в пять раз, а смертность вдвое превысила рождаемость. И это при том, что до закрытия завода именно здесь, в Радостном, наблюдался беспрецедентный (в масштабах области) рост рождаемости, значительно опережавший уровень смертности!

Вот — что такое для поселка стратегически важный объект. И возникает вопрос: если политика государства направлена на приватизацию всего и вся, то, получается, что эта политика — убийственная. В Радостном она привела к росту смертности населения. И я не думаю, что такой связи нет в других малых или больших городах — просто у нас никто и никогда не исследовал этого, хотя подобный «алгоритм» существует реально и достаточно выпукло.

* * *

Из Радостного, простите за тавтологию, отнюдь не в радостном настроении, я направился в главный пгт. Ивановского района — райцентр, с одноименным названием. Ивановке много лет. Возникла она в конце ХVIII века на землях майора Баранова, получившего в 1793 году 3.1 тысяч десятин земли от царского правительства. В первой половине XIX века населенный пункт назывался Малобарановкой. В 1826 году в селе уже проживали 1,9 тыс. человек, и в этом же году Малобарановку объявили городком. В 1858 году его собственником стал шляхтич Ян Лемпер и населенный пункт сначала переименовали в Яновку, затем — в Ивановку.

И въезд в райцентр, и центральная улица не радует глаз: горы мусора вдоль дороги, в рост человека будяки и развалины. В общей экстерьер запущенности органически вписывается поселковый базар. Но куда больше поражают цены. Основные продукты питания здесь продают на 10 15 процентов дороже, чем в областном центре. Поэтому рейсовые автобусы в Одессу здесь прозвали «продуктовыми». Все, кто едет туда, возвращаются нагруженные сумками с продуктами.

Одна из причин дороговизны на местном рынке и в магазинах — «космические» цены на аренду земли. Торговля поставлена в безвыходное положение, а местный бюджет, тупо пытаясь заработать на росте тарифов, так же тупо теряет. Причем, очень много теряет — потому что до трети объема торгового оборота уходит в Одессу, а не оседает в Ивановке. Но понять это, проанализировать и сделать грамотные выводы в Ивановке некому.

* * *

Когда-то пгт. Петровку называли «летающим» поселком. Еще несколько лет назад здесь дислоцировалась крупная авиачасть, которая вместе с первоклассным аэродромом занимала территорию более 600 га. Да и служить в пгт. Петровка (станция Буялык) военным летчикам нравилось: условия — городские, а живешь в живописном и тихом уголке. Понадобилось в Одессу — меньше часа пути! В военном городке жили тысячи семей, было много молодежи, в школе обучались 1200 детей (сейчас — 337).

Теперь некогда процветавший гарнизон не узнать. Все хозяйство уничтожено. По бывшему аэродрому сможет пройти разве что трактор — полосы нет. В отдельных едва сохранившихся помещениях ютятся «на птичьих правах» люди. Понятно, что все это — жертвы бездарной политики государства в оборонной сфере. Но было бы несправедливо утверждать, что к «жесткой посадке» Петровки причастны только столичные мудрецы. Над этим также славно поработали местные и районные руководители. Стоит только потрястись по ухабам центральной дороги поселка и посмотреть по сторонам. Густые заросли бурьянов в нескольких десятках метров от поссовета, развалины домов и сооружений. Возле одного из них, с надписью «рынок Привоз» я остановился. Прохожие рассказали, что здесь когда-то располагался центральный универмаг. Рядом — уже не работающая ватная фабрика. Отдельной статьи заслуживает медицина. Оказать срочную помощь в поселке некому — везут в райцентр за тридцать километров (если довезут). В шеститысячном поселке городского типа сейчас нет даже Дома культуры…

Читатель, видимо, заметил, что мой разговор с руководителем состоялся только в Радостном. Собственно, я это и хотел подчеркнуть. В других поселках разговаривать было не с кем. А те эпитеты, которыми жители тех других поселков награждали своих местных начальников в ответ на мои расспросы о них, для публичного слова никак не годятся.

Автор: Виталий Славин


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту