![]() |
|
![]() |
![]() |
В российско-украинских отношениях наступил тяжелый период. Казалось бы, нынешняя власть готова отдать братьям в Кремле все, что имеет. Но братья хотят еще больше. И посягают на то, чем до сих пор кормится номенклатура «окраины», — на газово-транспортную систему Украины.
Универсальный рычаг власти
Одним из последних мифов, навязанных нам правящей девятнадцать лет хуторянщиной, является миф о «трубе». ГТС якобы гарантия нашей независимости, последнее, что имеем. Однако, если взглянуть непредвзято, в течение тех же лет «труба» являлась универсальным тормозом, аппаратом искусственного поддержания жизни. Как украинской экономики, так и постсоветского государства в целом.
Относительно дешевый российский энергоноситель позволял архаичной украинской индустрии оставаться конкурентоспособной на внешних рынках, а манипуляции с торговыми посредниками насыщали правящий класс Украины «газовыми» деньгами. Населению от этих манипуляций доставались крохи в виде возможности недорого обогреть жилище и приготовить еду.
С удорожанием российского природного газа и устранением посредников возможность обогащения украинской номенклатуры уменьшилась, но «непрозрачные» деньги украинской газовой монополии продолжают выполнять функции теневого финансового регулятора, позволяют действующему правительству в обход бюджета дотировать ЖКХ и целые отрасли промышленности, а также искусственно увеличивать поступления в казну.
Без «газовых» денег правящий класс не смог бы сегодня поддерживать даже тот уровень нищеты населения, который обеспечивает покорность, а, стало быть, управляемость в государстве. И если «братья» отберут у Украины «трубу» или сделают ее бесполезной (уменьшив или прекратив транзит газа в Европу), погибнет в первую очередь не украинская независимость, а ставшая в момент беспомощной украинская политическая элита.
Трудно сказать, действует ли инстинкт самосохранения на коллективное сознание Партии регионов, но группу чиновников, которая сосредоточена на Банковой в администрации президента, возможность потерять мощный рычаг управления, несомненно, заботит. Не без влияния этих людей Виктор Федорович внезапно перестал комментировать перспективы слияния российского «Газпрома» и украинского «Нефтегаза» и стал осторожен в оценке улучшения российско-украинских отношений в целом.
Не словом, а делом
Дело в том, что высказанная почти в шутку идея Владимира Путина о слиянии российской и украинской газовых монополий неожиданно быстро стала обрастать плотью. Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и российские чиновники рангом пониже с каждым днем добавляют все новые детали возможного объединения коня с рябчиком в одном блюде, и их предложения все больше напоминают такие, от которых нельзя отказаться.
Премьер Азаров, министр ТЭК Юрий Бойко и прочие украинские специалисты не устают предлагать россиянам создание совместных предприятий с «Газпромом» на условиях паритета, не забывают идею создания газотранспортного консорциума с участием Евросоюза, но в Москве все это пропускают мимо ушей. Формула «зачем нам Крым — нам нужна вся Украина» преобразилась в недоумение: зачем консорциум, если можно забрать «Нефтегаз» и «трубу» целиком.
Это недоумение не остается на вербальном уровне. Российской стороной предпринимаются реальные шаги для того, чтобы поставить Украину перед выбором – сохранение объемов транзита газа в Европу при полном российском контроле и подчинении или «полупустая» труба и резкое сокращение доходов от транзита через украинскую ГТС.
Газопровод «Северный поток» сегодня находится в фазе реального строительства, к финансовому участию в проектировании газопровода «Южный поток» подключаются новые и новые западноевропейские фирмы, страны Евросоюза объединяют на случай кризисов свои газотранспортные системы — и лет через пять «украинский тромб» не сможет помешать поставкам российских энергоносителей в Европу. При любой позиции Украины.
Интерес к газовому консорциуму и к идее европейского участия в модернизации нашей ГТС поэтому резко упал в Брюсселе. Деньги там никто не хочет тратить напрасно. Ничего в этом плане не изменил и недавний визит министра Юрия Бойко в столицу Евросоюза. От энтузиазма, который год назад проявляли еврочиновники во время подписания меморандума с Ющенко и Тимошенко, сейчас там не осталось и следа.
Наша страна, в конечном счете, осталась без поддержки, один на один с планами господина Миллера и его кремлевских шефов, для которых слияние газовых систем России и Украины — только этап в осуществлении долгосрочных геополитических планов, планов установления контроля над территорией бывшего СССР и последующей реставрации империи. Печально, но на западном направлении от Карпат до Ла-Манша с такой перспективой политики, кажется, смирились.
Учиться поздно. Надо долги отдавать
Однако на восток от Карпат с этой перспективой смирились не все. И в первую очередь не смирились те, кто на руинах СССР выстроил свое будущее «удельного князя». Президент Белоруссии Александр Лукашенко, например, атаки «Газпрома» и попытки поставить под российский контроль экономику своей страны отражает куда успешней, чем Виктор Янукович.
Не оказывая сопротивления там, где речь идет о декоративной покорности, превосходя Москву в антизападной риторике, Александр Григорьевич буквально преображается в случае, когда покушаются на реальные доходы его «хозяйства». И как правило, отстаивает свой интерес. Так в последнем конфликте с российским газовым монополистом Лукашенко фактически отстоял право контролировать доходы «Белтрансгаза», компании, которая теперь принадлежит Минску только наполовину, именно на принципе паритета с россиянами.
Такому умению украинцы могут только позавидовать. Потому что учиться поздно. Одиннадцать с половиной миллиардов кубов газа «РосУкрЭнерго», якобы переуступленные «Нефтегазу» «Газпромом» в рамках договоренностей Путина с Тимошенко в счет долга, теперь нужно вернуть владельцу по решению международного суда со штрафной добавкой в миллиард кубов.
Сделать это украинцы не в состоянии, и при неблагоприятном исходе в счет долга активы «Нефтегаза» могут быть подвергнуты аресту в любой стране, а сама компания Украины окажется под угрозой банкротства. И для нее останется один путь — слияние с теми, кто спровоцировал долг и «переуступил» то, что ему не принадлежало.
В случае слияния, когда реальные активы украинского и российского газовых монополистов будут представлены в пропорции один к шестнадцати, киевская власть превратится в заурядных миноритариев, экономических и политических вассалов «Газпрома». А Виктор Федорович Янукович вместе с правительством Азарова в глазах Кремля «весить» будет не больше, чем при Брежневе секретарь обкома и заурядный горисполком.
Впрочем, кто знает, может быть, все это уже факт, а документ о ликвидации экономической независимости Украины и независимости как таковой только ждет своего часа.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |