ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«ДЕТЕЙ ПРОДАВАЛИ, КАК ЩЕНЯТ»
26.06.2010 / Газета: Юг / № 44(15797) / Тираж: 122306

Задаток — на стол

Николай Тимофеев (имена и фамилии фигурантов уголовного дела, усыновителей и детей изменены) родился 30 сентября 2009 года в Одессе. И как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела, мама сразу от него отказалась, поэтому мальчика оставили на попечении в Коминтерновской центральной районной больнице. Уже в октябре к заведующей детским отделением названной лечебницы Елене Ушаковой обратились Светлана и Дмитрий Сологубы — супруги хотели Коленьку усыновить.

Пообещав помочь, Ушакова в свою очередь обратилась к Марине Тимофеевой, специалисту службы по делам детей Коминтерновской райгосадминистрации Одесской области. Медик сообщила чиновнице, что передаст младенца Сологубам за три тысячи долларов. Та не возражала…

Одержимые желанием пристроить малыша в хорошие руки (и разумеется, получить за доброту солидную мзду), Тимофеева и Ушакова озвучили супругам условия усыновления в декабре. Бездетная пара согласилась. Более того, глава семьи сразу же выложил часть названной суммы — три тысячи гривень. Беседа, надо сказать, состоялась в служебном кабинете Ушаковой, которая сразу после получения задатка передала ребеночка новоиспеченным родителям.

Отдав Колю «в долг», злоумышленницы ничем не рисковали — у них на руках был козырь: неоформленные документы. Этим они и воспользовались, продолжая вымогать у супругов остаток денежного вознаграждения. А в случае отказа грозили забрать мальчика в больницу, где он, согласно законодательству, и должен был находиться.

Наскрести нужную сумму было непросто — еще семьсот долларов Дмитрий Сологуб принес в служебный кабинет Ушаковой только 17 марта 2010 года. Такую же сумму пришлось доставить прямо к дому медицинского работника…

Вышеописанный случай — лишь один в цепи подобных, расследуемых правоохранительными органами.

Чтобы не засмеяли в селе…

«Юг» уже рассказывал о резонансном деле, связанном с торговлей новорожденными, в котором, согласно данным областного управления МВД и прокуратуры, фигурируют должностные лица Коминтерновской райгосадминистрации, сотрудники Коминтерновской и Одесской областной клинической больницы (см. «Юг» за 17 июня, «Пару тысяч за младенца»).

Напомним, 10 июня по решению Приморского районного суда были арестованы должностные лица, входившие в состав организованной преступной группы. Оперативную информацию отрабатывало Одесское областное управление по борьбе с организованной преступностью.

По словам заместителя начальника отдела названного управления Николая Чернова, установлено, что в течение 2008—2010 годов подозреваемые, злоупотребляя служебным положением, незаконно лишали родительских прав малоимущих матерей. Потом от людей, желавших усыновить того или иного малыша, требовали и получали весьма солидные суммы — от трех до десяти тысяч долларов за «голову».

Передача детей осуществлялась путем составления фиктивных документов и справок о состоянии здоровья ребенка, актов о смерти и якобы передаче малышей в приюты, в действительности же дети незаконно передавались третьим лицам. В ходе проведения санкционированных обысков по месту работы подозреваемых установлено: в больницах исчезли и уже отданы приемным родителям четверо младенцев. Детки попали в три семьи, в одну из них — двое, братик и сестричка. Судьба еще семнадцати новорожденных устанавливается.

Изъяты документы, свидетельствующие о служебных подлогах и незаконной передаче малышей. Последние два года родильное отделение в Коминтерновской райбольнице закрыто на ремонт, и тамошние женщины ездят рожать в Одессу. (Надо полагать, поэтому в числе фигурантов дела сотрудники Одесской областной больницы).

Так, ребеночка «приобрел» Александр Шаповал — житель одного из сел Одесской области. Его супруга Елена отправилась рожать в областной центр. Увы, как констатировали здешние медики, младенец умер. Трупик убитым горем родителям не выдали, зато по «приемлемой» цене предложили… другого ребенка. В сельской местности несостоявшуюся маму могли засмеять, воспринять как прокаженную, и супруги решились — внесли нужную сумму и уехали домой с крошкой…

— Основные фигуранты дела сорокадвухлетняя Елена Ушакова, заведующая детским отделением райбольницы, и пятидесятитрехлетняя Марина Тимофеева, специалист службы по делам детей Коминтерновской райгосадминистрации, — рассказывает Николай Чернов. — Тимофеева была уволена со своей должности 20 мая, о чем официально заявил новый председатель этой райгосадминистрации Иван Марзак, назначенный на эту должность накануне,

19 мая.

От обеих женщин принята добровольная явка с повинной, зафиксированная на видеокамеру в прокуратуре Одесской области. Они, согласно решению суда, арестованы.

Запрашивая у потенциальных усыновителей «гонорары», злоумышленницы, будучи неплохими психологами, использовали индивидуальный подход. То есть суммы называли разные: одним — побольше, другим — поменьше. Изначально озвучивали завышенные суммы, потом, в зависимости от реакции «покупателей», цену снижали.

Нравится? Берите!

— Весьма вероятно, что должностное лицо районного уровня, задействованное в преступной схеме, было связано с областными чиновниками, — говорит прокурор Одессы Анатолий Коваленко. — Мы постараемся эту схему отследить, предполагаем, что круг подозреваемых может быть расширен.

Арестованные вину осознают. Ведут себя адекватно, дают объективные показания. В ходе обысков изъяты документы, расписки в получении денег. Мы предполагаем, что усыновителей подыскивали не только из Коминтерновского района. По установлению подобных фактов ведутся проверки. Сложность заключается в возрасте детей — несмышленые крохи, сами понимаете, рассказать ничего не могут…

Схема продажи детей была отработана простая. Сотрудники Коминтерновской райбольницы имеют большой опыт работы: сразу определяли, что та или иная семья неблагополучная и в любой момент может отказаться от ребенка. В таком случае новорожденный остается в больничном отделении на довольно продолжительное время, и официальный путь усыновления тоже достаточно продолжителен. В частности, предполагается участие органов здравоохранения, а также опеки и попечительства райадминистрации. Безусловно, требуется оформить надлежащие документы, что, ясное дело, занимает много времени.

Подозреваемые делали по-другому. Узнав о готовящемся отказе, подыскивали потенциальных родителей, приглашали, показывали ребенка. Мол, все ли подходит? Словом, аукцион! Нравится? Забирайте хоть завтра. Вопросы оформления документов (многие из которых так и не оформили) решали позже, за вознаграждение. Для этого часть из полученных денег передавалась должностному лицу той самой райгосадминистрации. Пока точно невозможно сказать, сколько было таких случаев.

Например, в 2009 году новорожденный мальчик попал к «третьим лицам» уже после того, как был зарегистрирован в загсе. Непутевая мамочка получила свидетельство о рождении, а месяц спустя от сыночка отказалась. Эта гражданка по имени Ульяна вела аморальный, паразитический образ жизни и без зазрения совести оставила ребенка в детском отделении Коминтерновской райбольницы.

Каким образом эту операцию провернули, предстоит установить следствию. Ведь попасть к усыновителям мальчик мог лишь в случае лишения Ульяны родительских прав. Не исключено, что имел место липовый отказ от ребенка…

Такие деяния должностных лиц дики и циничны, речь-то идет о детях! С другой стороны, это самое натуральное мздоимство и взяточничество.

По словам Анатолия Коваленко, сейчас местонахождение малышей установлено, но у приемных родителей их не забирают. Дело в том, что дети привыкли и понятия не имеют о грязных махинациях некоторых теть, решивших сорвать на них куш. Иными словами, изъятие «живого товара» у приемных пап и мам — дело, скорее, нравственное, чем уголовное. Оно в компетенции иных структур, а биологические родительницы своих прав на детей предъявлять не спешат. Тем более что усыновители, хоть и преступили закон, взяв малышей без правоустанавливающих документов, люди, однако, нормальные. За исключением одного случая, когда семья под категорию «благополучных» не очень-то подходит...

Расследованием этого дела занимаются самые опытные сотрудники прокуратуры, милиции, УБОПа. Постановлением прокурора Одессы создана следственно-оперативная группа, проводится досудебное следствие, в том числе допросы других подозреваемых.

Пока прокуратура предъявила обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 368 Уголовного кодекса Украины — получения взятки в крупном размере, что предусматривает наказание на срок от пяти до десяти лет лишения свободы. Не исключено, что в ходе следствия дело будет доквалифицировано и по статье, предусматривающей наказание за продажу людей.

— То, что там происходило, — кощунство. Детей продавали, как щенят, — заявил первый заместитель начальника Главного управления МВД Украины в Одесской области Анатолий Бахчиванжи, который в свое время возглавлял департамент криминальной милиции по делам детей МВД Украины.

Сославшись на тайну следствия, милицейский генерал сказал, что факты по этому делу раскрывать рано, и пообещал проинформировать общественность приблизительно через месяц. Ждем с нетерпением. Тем более что на недавнем «завтраке с журналистами» губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук обмолвился, мол, ему известно о продаже не четырех, а четырнадцати малышей… По словам А.Бахчиванжи, сейчас созданы рабочие группы для проверки роддомов региона на предмет выявления фактов торговли детьми. То есть правоохранительные органы не исключают, что младенцами приторговывали не в районном, а, как минимум, в областном масштабе…

Задаток — на стол

Николай Тимофеев (имена и фамилии фигурантов уголовного дела, усыновителей и детей изменены) родился 30 сентября 2009 года в Одессе. И как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела, мама сразу от него отказалась, поэтому мальчика оставили на попечении в Коминтерновской центральной районной больнице. Уже в октябре к заведующей детским отделением названной лечебницы Елене Ушаковой обратились Светлана и Дмитрий Сологубы — супруги хотели Коленьку усыновить.

Пообещав помочь, Ушакова в свою очередь обратилась к Марине Тимофеевой, специалисту службы по делам детей Коминтерновской райгосадминистрации Одесской области. Медик сообщила чиновнице, что передаст младенца Сологубам за три тысячи долларов. Та не возражала…

Одержимые желанием пристроить малыша в хорошие руки (и разумеется, получить за доброту солидную мзду), Тимофеева и Ушакова озвучили супругам условия усыновления в декабре. Бездетная пара согласилась. Более того, глава семьи сразу же выложил часть названной суммы — три тысячи гривень. Беседа, надо сказать, состоялась в служебном кабинете Ушаковой, которая сразу после получения задатка передала ребеночка новоиспеченным родителям.

Отдав Колю «в долг», злоумышленницы ничем не рисковали — у них на руках был козырь: неоформленные документы. Этим они и воспользовались, продолжая вымогать у супругов остаток денежного вознаграждения. А в случае отказа грозили забрать мальчика в больницу, где он, согласно законодательству, и должен был находиться.

Наскрести нужную сумму было непросто — еще семьсот долларов Дмитрий Сологуб принес в служебный кабинет Ушаковой только 17 марта 2010 года. Такую же сумму пришлось доставить прямо к дому медицинского работника…

Вышеописанный случай — лишь один в цепи подобных, расследуемых правоохранительными органами.

Чтобы не засмеяли в селе…

«Юг» уже рассказывал о резонансном деле, связанном с торговлей новорожденными, в котором, согласно данным областного управления МВД и прокуратуры, фигурируют должностные лица Коминтерновской райгосадминистрации, сотрудники Коминтерновской и Одесской областной клинической больницы (см. «Юг» за 17 июня, «Пару тысяч за младенца»).

Напомним, 10 июня по решению Приморского районного суда были арестованы должностные лица, входившие в состав организованной преступной группы. Оперативную информацию отрабатывало Одесское областное управление по борьбе с организованной преступностью.

По словам заместителя начальника отдела названного управления Николая Чернова, установлено, что в течение 2008—2010 годов подозреваемые, злоупотребляя служебным положением, незаконно лишали родительских прав малоимущих матерей. Потом от людей, желавших усыновить того или иного малыша, требовали и получали весьма солидные суммы — от трех до десяти тысяч долларов за «голову».

Передача детей осуществлялась путем составления фиктивных документов и справок о состоянии здоровья ребенка, актов о смерти и якобы передаче малышей в приюты, в действительности же дети незаконно передавались третьим лицам. В ходе проведения санкционированных обысков по месту работы подозреваемых установлено: в больницах исчезли и уже отданы приемным родителям четверо младенцев. Детки попали в три семьи, в одну из них — двое, братик и сестричка. Судьба еще семнадцати новорожденных устанавливается.

Изъяты документы, свидетельствующие о служебных подлогах и незаконной передаче малышей. Последние два года родильное отделение в Коминтерновской райбольнице закрыто на ремонт, и тамошние женщины ездят рожать в Одессу. (Надо полагать, поэтому в числе фигурантов дела сотрудники Одесской областной больницы).

Так, ребеночка «приобрел» Александр Шаповал — житель одного из сел Одесской области. Его супруга Елена отправилась рожать в областной центр. Увы, как констатировали здешние медики, младенец умер. Трупик убитым горем родителям не выдали, зато по «приемлемой» цене предложили… другого ребенка. В сельской местности несостоявшуюся маму могли засмеять, воспринять как прокаженную, и супруги решились — внесли нужную сумму и уехали домой с крошкой…

— Основные фигуранты дела сорокадвухлетняя Елена Ушакова, заведующая детским отделением райбольницы, и пятидесятитрехлетняя Марина Тимофеева, специалист службы по делам детей Коминтерновской райгосадминистрации, — рассказывает Николай Чернов. — Тимофеева была уволена со своей должности 20 мая, о чем официально заявил новый председатель этой райгосадминистрации Иван Марзак, назначенный на эту должность накануне,

19 мая.

От обеих женщин принята добровольная явка с повинной, зафиксированная на видеокамеру в прокуратуре Одесской области. Они, согласно решению суда, арестованы.

Запрашивая у потенциальных усыновителей «гонорары», злоумышленницы, будучи неплохими психологами, использовали индивидуальный подход. То есть суммы называли разные: одним — побольше, другим — поменьше. Изначально озвучивали завышенные суммы, потом, в зависимости от реакции «покупателей», цену снижали.

Нравится? Берите!

— Весьма вероятно, что должностное лицо районного уровня, задействованное в преступной схеме, было связано с областными чиновниками, — говорит прокурор Одессы Анатолий Коваленко. — Мы постараемся эту схему отследить, предполагаем, что круг подозреваемых может быть расширен.

Арестованные вину осознают. Ведут себя адекватно, дают объективные показания. В ходе обысков изъяты документы, расписки в получении денег. Мы предполагаем, что усыновителей подыскивали не только из Коминтерновского района. По установлению подобных фактов ведутся проверки. Сложность заключается в возрасте детей — несмышленые крохи, сами понимаете, рассказать ничего не могут…

Схема продажи детей была отработана простая. Сотрудники Коминтерновской райбольницы имеют большой опыт работы: сразу определяли, что та или иная семья неблагополучная и в любой момент может отказаться от ребенка. В таком случае новорожденный остается в больничном отделении на довольно продолжительное время, и официальный путь усыновления тоже достаточно продолжителен. В частности, предполагается участие органов здравоохранения, а также опеки и попечительства райадминистрации. Безусловно, требуется оформить надлежащие документы, что, ясное дело, занимает много времени.

Подозреваемые делали по-другому. Узнав о готовящемся отказе, подыскивали потенциальных родителей, приглашали, показывали ребенка. Мол, все ли подходит? Словом, аукцион! Нравится? Забирайте хоть завтра. Вопросы оформления документов (многие из которых так и не оформили) решали позже, за вознаграждение. Для этого часть из полученных денег передавалась должностному лицу той самой райгосадминистрации. Пока точно невозможно сказать, сколько было таких случаев.

Например, в 2009 году новорожденный мальчик попал к «третьим лицам» уже после того, как был зарегистрирован в загсе. Непутевая мамочка получила свидетельство о рождении, а месяц спустя от сыночка отказалась. Эта гражданка по имени Ульяна вела аморальный, паразитический образ жизни и без зазрения совести оставила ребенка в детском отделении Коминтерновской райбольницы.

Каким образом эту операцию провернули, предстоит установить следствию. Ведь попасть к усыновителям мальчик мог лишь в случае лишения Ульяны родительских прав. Не исключено, что имел место липовый отказ от ребенка…

Такие деяния должностных лиц дики и циничны, речь-то идет о детях! С другой стороны, это самое натуральное мздоимство и взяточничество.

По словам Анатолия Коваленко, сейчас местонахождение малышей установлено, но у приемных родителей их не забирают. Дело в том, что дети привыкли и понятия не имеют о грязных махинациях некоторых теть, решивших сорвать на них куш. Иными словами, изъятие «живого товара» у приемных пап и мам — дело, скорее, нравственное, чем уголовное. Оно в компетенции иных структур, а биологические родительницы своих прав на детей предъявлять не спешат. Тем более что усыновители, хоть и преступили закон, взяв малышей без правоустанавливающих документов, люди, однако, нормальные. За исключением одного случая, когда семья под категорию «благополучных» не очень-то подходит...

Расследованием этого дела занимаются самые опытные сотрудники прокуратуры, милиции, УБОПа. Постановлением прокурора Одессы создана следственно-оперативная группа, проводится досудебное следствие, в том числе допросы других подозреваемых.

Пока прокуратура предъявила обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 368 Уголовного кодекса Украины — получения взятки в крупном размере, что предусматривает наказание на срок от пяти до десяти лет лишения свободы. Не исключено, что в ходе следствия дело будет доквалифицировано и по статье, предусматривающей наказание за продажу людей.

— То, что там происходило, — кощунство. Детей продавали, как щенят, — заявил первый заместитель начальника Главного управления МВД Украины в Одесской области Анатолий Бахчиванжи, который в свое время возглавлял департамент криминальной милиции по делам детей МВД Украины.

Сославшись на тайну следствия, милицейский генерал сказал, что факты по этому делу раскрывать рано, и пообещал проинформировать общественность приблизительно через месяц. Ждем с нетерпением. Тем более что на недавнем «завтраке с журналистами» губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук обмолвился, мол, ему известно о продаже не четырех, а четырнадцати малышей… По словам А.Бахчиванжи, сейчас созданы рабочие группы для проверки роддомов региона на предмет выявления фактов торговли детьми. То есть правоохранительные органы не исключают, что младенцами приторговывали не в районном, а, как минимум, в областном масштабе…

Автор: Лариса КОЗОВАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту