![]() |
|
![]() |
![]() |
Отечественные архитекторы, десятилетиями ограниченные рамками типовых проектов, с распадом СССР получили свободу творчества. Спустя два десятилетия джинна нового строительства, выпущенного из бутылки под названием «независимое государство Украина», пытаются жестко ограничить. Свобода архитектурного творчества принесла неожиданные плоды — город стал застраиваться под диктовку заказчика, который крайне редко руководствуется такими эфемерными принципами, как единая архитектурная среда или гармоничная застройка. Получение доходов — вот что правит сегодня одесской архитектурой. Что, конечно, сказывается на архитектурном облике Одессы.
Догоним Америку
Дома нового поколения появлялись в Одессе очень осторожно, не спеша. Казалось, их авторы боялись поверить собственному счастью: как, неужели можно проектировать нестандарнтый, красивый дом, квартиры в котором можно еще и продать?
Одними из первых появились жилые дома на Большой Арнаутской — на углах улиц Осипова и Гимназической, и в середине квартала между Пушкинской и Ришельевской. Тогда же был построен жилой дом на ул. Старопортофранковской, 101. Общее достоинство этих зданий — граничные параметры, не превышающие высоту старинных домов по соседству.
Следующие здания — знаменитый дом «Маскарад» в Лермонтовской переулке и Сабанские дома возле парка Шевченко были уже семиэтажными. Проектируя дом в Сабанском переулке угол Маразлиевской, архитектор Михаил Повстанюк пратктически воссоздал стоявший там ранее дом с башенками работы архитектора Гонсиоровского, а «Маскарад», отличавшийся современной стилистикой, неожиданно украсил Лермонтовский переулок, удачно дополнив ряд старинных зданий.
А дальше дома потянулись вверх. Логика этого подъема была очевидной: при огромном спросе на новые квартиры строить и продавать их нужно было чем больше, тем лучше. А для этого требуется повышенная этажность.
Так лозунг валюнтариста Хрущева «Догоним и перегоним Америку» получил свое воплощение в новой архитектуре Одессы. Мы попытались расти до небоскребов.
Рынок недвижимости диктовал свои условия: больше всего ценятся квартиры с видом на море. Так стали возникать высотные дома в районе парка Шевченко. В раритетном Обсерваторном переулке построили несколько жилых домов без каких-либо архитектурных изысков. Зато квартиры в них пошли «на ура».
Тут неплохо бы вспомнить современный дом по типу «хрущевки», который возник на месте старинных лавок Греческого базара. Единственный прием, который, по мнению архитекторов, должен был гармонизировать его внешний облик с окружающей застройкой — колонны на первом этаже. Но «хрущевка» с колоннадой — это уже верх безвкусицы.
Финансовая составляющая диктовала свое, и дома стремились построить все выше и выше. Конечно, в городе работала система ограничений в виде градостроительных обоснований того или иного объекта. Размещение здания требовалось доказать в консультативном совете при областном управлении охраны объектов культурного наследия. Но архитекторам в спайке с заказчиком удавалось пробивать и эту стену простой логикой: если рядом уже есть высотный дом, то мы имеем полное право строить второй такой же, и даже выше. В большинстве случаев это срабатывало.
Кто виноват?
ХХІ век Одесса встретила сплошными высотками. От десяти этажей — в центре, и от двадцати — в районах Аркадии и Фонтанов. Причем дома, расположенные на одном квартале с одесской «классикой» в 2-3 этажа, зачем-то еще и пытались стилизовать типа под русский ампир. Но разве может создать единое архитектурное пространство десятиэтажный монстр на фоне невысоких домиков? Можно сказать, что когда-то такое было. И сто лет назад одесситы вздыхали по давно ушедшей Одессе, когда на их глазах на центральных улицах вырастали дома в стиле «модерн». Тогда город вытягивали на 4-5-этажный уровень. Теперь — на десятиэтажный.
Старт был дан. Многоэтажными домами стало стремительно обрастать одесское побережье. А «точечное» строительство высоток приобрело массовый характер. Вопрос — застраивать или не застраивать — перешел в другую фазу — как предотвратить?
Об архитектуре, конечно, можно спорить. Существует масса примеров парадоксального появления в исторических центрах европейских городов объектов, противоречащих окружающей застройке. Например, Эйфелева башня в Париже или «Огурец» Фостера в Лондоне. С течением времени они превращаются в главные достопримечательности городов. Но куда денешься от нелепых атлантов, сплошь и рядом «украшающих» фасады новых домов на Греческой? Или от чудовищно диссонирующих с двух-трехэтажными одесскими домиками жилыми гигантами?
Что делать?
В качестве утешительной меры начальник городского управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Владимир МЕЩЕРЯКОВ предложил на все новые дома, нарушающие архитектурную среду города, повесить табличку с именем архитектора. Чтобы люди знали своих «героев».
Правда, горю этим не поможешь: уже исчезли, и продолжают исчезать памятники архитектуры, а на месте них вырастают громоздкие «заменители».
Процесс неконтролируемого роста города должны приостановить два документа. Во-первых, принятый пару лет назад ДБН о сейсмике в Одесском регионе. Документ предусматривает строительство не выше 25 этажей при сейсмике в 7 баллов. Таким образом, высотность новых зданий ограничивается.
Но для центра Одессы существует другой документ — принятый в 2008 году историко-архитектурный опорный план, в котором центральная часть города выделена в исторический ареал «Центральный». В этом ареале предельная высота новых зданий и сооружений, которые выходят на красные линии улиц, не будет превышать 18,6 м, а высота акцентных зданий на углу кварталов не должна быть выше 21,3 м. Предельная высота зданий, которые будут размещены в глубине кварталов, должна определяться с помощью математических расчетов в составе историко-градостроительного обоснования таким образом, чтобы видимая с улицы проекция верхней части фасада нового здания по высоте была не более 62% высоты фасада здания, который выходит на красную линию улицы.
Правда, эти ограничения не касается проектов, уже принятых к реализации решениями городских властей. А таковых немало.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.030Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |