![]() |
|
![]() |
![]() |
Архитектура — это отпечаток эпохи, запечатленный в камне. Время идет, мировоззрение и вкусы изменяются, а здания остаются, нравится нам это или нет. Но у каждого из них есть свой срок. И общество становится перед выбором: разрушить, построив новое, или же сохранить.
С разрушением в Одессе все в порядке. Недостаток финансирования, небрежное отношение жильцов. Но главный враг — растущий уровень грунтовых вод, подмывающих фундаменты. Из-за этого и трещины появляются быстро, и даже стены падают, как произошло недавно на Коблевской, 30.
Запечатлеть город в первозданном виде невозможно и потому, что наши потребности за последние 50-100 лет сильно изменились. Город тогда — это, прежде всего, жилое образование. За красивыми фасадами — тысячи ячеек. Одним принадлежали сотни квадратных метров роскошных квартир, другие ютились в убогих комнатушках. Ныне старая Одесса превратилась в центр немаленького и небедного города с амбициями и перспективами. На площади претендуют торговые и развлекательные центры, рестораны, офисы и гостиницы, позарез нужны парковочные места. Таковы требования времени, с которыми «коморочная» планировка старых домов не справляется.
ОБХОДНЫЕ ПУТИ
В странах Европы это противоречие решается просто. Здание выкупается, фасад сохраняется, а внутри делается настоящая революция — вплоть до того, что выстраивается абсолютно новый дом. В больших старинных городах Великобритании, Нидерландов и Италии получила распространение практика, когда таким образом реконструируется целый квартал. С улицы остается череда разноцветных фасадов, внутри — современный торговый центр с ресторанами и кинотеатром. Довольны и горожане, и туристы, и бизнесмены.
У нас такая практика невозможна. Во-первых, деньги нужны уж очень большие. Во-вторых, каждый 3-й дом у нас — памятник архитектуры. Сделать в нем перепланировку закон воспрещает. Конечно, есть «обходные пути», но если здание представляет общегородское достояние, у бизнесмена, желающего заполучить его, возникает идея устроить поджог. Эту историю мы видели не раз. Подобные инциденты «опустили» идею реконструкции в глазах многих одесситов. Но потребность в ней не стала меньшей.
ОБОЯНИЕ СТАРИНЫ
Но чаще всего инвесторы строят новые дома. Вместо того, чтобы оприходовать и сохранить для потомков большое красивое здание, они выкупают какую-нибудь хилую 2-этажку и «выгоняют» на ее месте 7-этажную «коробку». Современные здания снабжены мощными коммуникациями, удобными лестницами и коридорами, сеткой кабинетов и большим конференц-залом. Здесь все рассчитано на рациональное ведение бизнеса.
К счастью, архитектурная общественность Одессы демонстрирует желание во что бы то ни стало сохранить исторический колорит старого города. Новые дома украшают колоннами и арками, лепниной и ордерами, ажурными балконами и наличниками. Выходит иногда «аляповато», но старание все же похвальное.
В последние годы — пока только на уровне проектов, — появилась тенденция полностью сохранять внешний вид дома и, частично, его внутреннее содержание, а сверху прибавлять несколько этажей из стекла и бетона. Расположенная в удалении от линии фасада «надстройка» будет просматриваться только с противоположной стороны улицы и вряд ли испортит вид здания. Такая уловка предусмотрена, между прочим, в реконструкции кинотеатра «Одесса», в котором планируют устроить гостиницу.
СТЕКЛО РАЗДОРА
Тема «стекляшек» для Одессы очень болезненна. Одно время эта тенденция была очень популярна в нашей архитектуре. Апофеозом ее стала ненавистная многим «Европа» на Дерибасовской.
Дело в том, что стекло — один из излюбленных материалов передовых архитекторов всего мира. Здание, с ног до головы покрытое стеклом кажется легким и воздушным, даже если на самом деле оно огромное. Само по себе стекло таинственно и изящно. К тому же, оттеняет дома напротив и замечательно смотрится с зеленью.
Одесские архитекторы, отказавшись от сплошных стекольных фасадов в центре города, охотно экспериментируют, сочетая огромные окна с изысканными фасадами а-ля ХIХ век. Примеров полно среди элитных магазинов на Дерибасовской и Екатерининской. Особенно гламурно смотрится вечером — с подсветкой. Понятное дело, среди ценителей старины это кажется «моветоном» — окна изуродовали, балкончики забрали…
ИСКУССТВО МЕРЫ
В любом искусстве «на вкус и цвет товарищей нет». Но если можно годами жить и не видеть картин Пабло Пикассо, то с некрасивым зданием так не поступишь. К прежним формам старой Одессы мы давно привыкли, хотя в свое время они тоже вызывали восторг далеко не у всех. Теперь возраст большинства зданий шагнул за 120-летнюю отметку и назревает реконструкция. Приходится привыкать заново. Опыт показывает: обязательно привыкнем и даже научимся ценить, как это произошло и с Оперным театром, и с угловатыми домами модерн, и с «Афиной» на Греческой.
В качестве примера можно привести Дерибасовскую. На ней отметились едва ли не все стили, представленные в нашем городе. Тут и простенькие старинные 2-этажки, и неистовая одесская романтика, и суровые, но величественные «сталинки», и, кстати говоря, отвратительнейшая «панель» на углу Екатерининской. Но почему-то ее уже давно не замечают, зато все прицепились к многострадальной «Европе». Вкусы действительно могут быть разными, но это здание соответствует двум важным критериям: оно красиво само по себе и, что немаловажно, не «высовывается» по объему.
Ценность старой Одессы именно в разности архитектуры, в невероятных сочетаниях стилей и цветов, которые, Бог весть почему в нашем городе смотрятся абсолютно органично. Поэтому хочется пожелать архитекторам: стройте красоту в любой трактовке, только не увлекайтесь, превращая наш центр в новые Черемушки с «домами-тортами» пастельных тонов и стеклянными коробками.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |