ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ТЕСТ НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ ДЛЯ МИНИСТРА
02.07.2010 / Газета: Порто-франко / № 25(1021) / Тираж: 32000

Группа одесских журналистов обратилась к Президенту и премьеру с открытым письмом по поводу ситуации, которая сложилась в Театре оперы и балета. Публикуем его с сокращениями, поскольку рассказанная в письме история постановки «Турандот» нашим читателям наверняка хорошо известна.

«Уважаемый Виктор Федорович! Уважаемый Николай Янович!

Мы — представители журналистского корпуса Одессы — обращаемся к Вам по важнейшему для культурного имиджа Украины вопросу. Вопросу о соответствии должности одного из ключевых министров нашего правительства — министра культуры г-на М. Кулиняка. Рады засвидетельствовать, что первые шаги нового руководства Украины в экономике, политике, евроинтеграции, восстановлению добрососедских связей с Россией и другие, не менее успешные, вызывают у многих из нас чувство надежды на отличные перспективы развития нашей страны. Тем большее недоумение, перешедшее в последние дни в возмущение, вызывают действия министра г-на Кулиняка, особенно «ярко» проявившего себя в связи с громким конфликтом вокруг Одесского национального театра оперы и балета...

Новый же министр культуры во время развития всех этих событий проявлял удивительную для его должности и ответственности индифферентность. В результате новый спектакль прошел с огромным, буквально триумфальным успехом у публики, однако предшествующий ей скандал нанес огромный вред культурному имиджу города и страны. Причем мы говорим не только о единодушном возмущении одесской и киевской прессы, но и о материалах, появившихся в зарубежных СМИ. Вот что пишет, к примеру, из Москвы обозреватель Российского государственного музыкального центра: «Пострадал украинский зритель, украинская культура в целом. Что ждет украинскую оперу — прозябание?.. О реноме же Одессы как театрального города, международного центра культуры, остается только скорбеть».

А вот в каких выражениях описывает ситуацию известный немецкий оперный критик Клаус Кальшмит. По его словам, все, происходящее в Одессе, — это «театральный криминал», «коррупция», «теневые махинации». Мы знаем о том, что об одесском конфликте скоро выйдут другие весьма нелицеприятные материалы европейских журналистов, шокированных безнаказанностью виновных.

Действительно, ущерб для города и страны огромен, но где же реакция министра? Сразу же после премьеры А. Дуда и А. Ботвинов обратились к г-ну Кулиняку с открытым письмом, где просили о помощи в борьбе с теневыми силами в театре. Полное молчание министерства в течение трех недель вызывало, мягко говоря, недоумение. И вот г-н Кулиняк приехал-таки в Одессу чтобы «пообщаться с коллективом и разобраться в ситуации». Чувство недоумения от странного поведения министра визит этот только усилил. Во-первых, он лично запретил представителям СМИ присутствовать на его встрече с коллективом. А как же закон о СМИ? Во-вторых, министр ошарашил прессу заявлением, что «никакого конфликта нет», и скандала с немецкими гостями тоже, оказывается, не было! Было только лишь «недоразумение по вопросу состава певцов для премьеры», а вообще «коллектив сплочен и все в порядке»...

Мы уверены, что ситуация вокруг Одесского оперного является лакмусовой бумажкой, тестом на профессиональную пригодность г- на Кулиняка в качестве руководителя такой важнейшей для страны отрасли, как культура. Мы считаем, что назначение на такой — действительно ключевой для Украины пост — Министра Культуры второразрядного чиновника, имя которого до недавнего времени общественности вообще не было известно, является серьезной ошибкой. Понятно, что у страны много первоочередных проблем, но культура и духовность среди них не менее важны и актуальны. Неужели нет в стране человека, авторитетного в искусстве и культуре, имеющего свою четкую и внятную позицию, желающего действовать во славу Украины, на благо ее высокой духовности?

Заметим еще, что в результате действий г-на министра было продемонстрировано (причем не только коллективу Одесского оперного!), что теневые, подковерные игры, столь свойственные, к счастью, ушедшей власти, по прежнему сильнее искусства, творчества и настоящего успеха у зрителей. По воле министра оказались сорваны интереснейшие творческие замыслы А. И. Дуды и А. И. Ботвинова по осуществлению современных европейских проектов, дающих возможность вывести оперное искусство Украины из состояния стагнации и позволяющих в короткое время восстановить в мире имидж Одессы и страны. Особенно жаль проекты, касающиеся сотрудничества с выдающимися мастерами оперного и балетного искусства России. Сорвано предполагавшееся выдвижение новых спектаклей одесского театра — балета «Нуриев навсегда!» и оперы «Турандот» на российскую театральную премию «Золотая маска». По всей видимости, наша публика не увидит и запланированных «Пиковую даму» Чайковского в постановке Кирилла Серебренникова, «Евгения Онегина» — работы Ивана Поповски, моцартовского «Дон Жуана» — Дмитрия Чернякова (все эти выдающиеся режиссеры — москвичи). Кстати, письмо г-ну министру от Российского международного союза театральных деятелей, где высказывалась четкая поддержка культурной политике Дуды и Ботвинова, в том числе и поддержка их российско-украинских проектов, г-н Кулиняк просто проигнорировал...

Мы очень просим Вас вмешаться в одесскую ситуацию. Совершенно ясно, что г-н Кулиняк абсолютно не соответствует высокой должности министра культуры. А без культуры нет и будущего у нашей любимой Украины!»

Под письмом поставили подписи более 50 одесских журналистов.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту