![]() |
|
![]() |
![]() |
Из Киева села не видно
«Сегодня в сельском хозяйстве Одесской области сложилась критическая ситуация, — заявил в интервью агентству «Контекст-Причерноморье» депутат Одесского облсовета Антон Киссе. — Это, в первую очередь, связано со сложными погодными условиями, которые затрудняют уборку. Второе, что усугубляет ситуацию ― цена на зерновые культуры. Государство не видит возможности закупки зерна у товаропроизводителя. Соответственно, сегодня на рынке цена на зерновые культуры минимальна. В области за тонну ячменя сегодня предлагают 650 750 гривень. Это не окупает затраты села. Чтобы аграрии хоть что-то заработали, цена за тонну должна быть, как минимум, одну тысячу гривень. Вице-губернатор Анатолий Новаковский сегодня на сессии докладывал по данной теме. К сожалению, с его слов стало понятно: никаких серьезных изменений в политике государства по отношению к селу в этом году не будет».
Не платят, а задачу ставят
Заместитель председателя Одесской ОГА Анатолий Новаковский заявил, что из-за дождей в области сложилась критическая ситуация с уборкой урожая. В ряде районов буквально за полторы недели выпало от 120 до 150 миллиметров осадков. Дожди идут на протяжении полутора недель каждый день. «Самая главная задача, — говорит он, — накопить достаточное количество техники, активизировать работу по доработке зерна на токах, доводя его до оптимального состояния. В области сегодня работают более 4,5 тысячи комбайнов — 3,6 тысячи наших комбайнов и почти тысяча комбайнов привлеченных из других регионов».
После бурной политической борьбы последних пяти лет, закончившихся поражением «оранжевых», в селе начали недоумевать: дескать, зачем было ходить на выборы и голосовать, если разницы между «оранжевыми» и «бело-голубыми», как оказалось, нет никакой. И те, и другие только болтают о внимании к селу. Доходит до дела — снова выворачивают карманы.
Сергей Ткаченко, руководитель СПК «Свитанок»: «Для меня нынешняя уборка, как для агронома, организатора процесса, — двадцатая. И за все эти годы такой сложной ситуации еще не было. Подобные дожди были, пожалуй, в 1997 году, но они пришлись тогда на конец уборки. Сейчас же осадки, выпавшие в период созревания урожая, спровоцировали вторую волну сорняков, которые, буквально, «зазеленили» поля. По хорошему, к нынешнему моменту мы должны были бы собрать уже 70 процентов ячменя, а реально, — только обкашиваем поля. Причем, приходится постоянно маневрировать техникой, направлять ее на те участки, которые более-менее подсохли. Обстановка меняется ежечасно, сейчас мы стараемся спасти урожай. О высокой урожайности думать уже не приходится…
Позже Сергей Владимирович пригласил объехать поля хозяйства. «Свитанок» — единственное сельхозпредприятие района, которое дожило до нынешних времен, практически сохранившись с советской поры. Ныне подлежат уборке 2800 гектаров ранних зерновых. На поля, еще месяц назад радовавшие своей чистотой и ухоженностью (в «Свитанке» традиционно соблюдают требования агронауки), тяжело смотреть. Сорняки кое-где поднялись уже выше ячменных и пшеничных колосьев.
К организации уборки в «Свитанке» подходят основательно: подъездные пути вдоль полей выровнены, противопожарная техника приведена в порядок и обновлена (в прошлом году было три возгорания во время уборки, локализованные своими силами), механизаторы снабжены новой спецодеждой, организовано трехразовое питание в поле.
В месте дислокации мехотряда — техника в полной готовности.
Кстати, о технике… Не секрет, что в результате снижения объемов ее закупок парк основных сельскохозяйственных машин в Украине за последние 15 лет сократился наполовину. То есть, сейчас хозяйства располагают набором техники вдвое меньше, чем это нужно для качественного проведения работ в оптимальные агротехнические сроки.
Как показывает практика, сокращение продолжается, поскольку темпы списания техники превышают объемы ее поступления в хозяйства… в 35 раз! Вследствие этого село вынуждено использовать технику, давно отработавшую свой ресурс. В прошлом году перед сезонным сбором урожая зерновых в рабочем состоянии было лишь 48,5 тысяч комбайнов, то есть вдвое меньше от технологической потребности. Нынче парк зерноуборочных комбайнов больше состоит из устаревших малопродуктивных морально и физически изношенных машин. Из общего количества зерноуборочных комбайнов 36,2 тысячи (70,3 процента) — устаревшие «Нивы», 97 процентов которых отработали амортизационный срок, а 73 процента используются свыше двадцати лет. В эксплуатации находится около 11 тысяч комбайнов «Дон», но большая их часть по техническому состоянию подлежит списанию.
Эксперты утверждают, что для проведения в определенные оптимальные агротехнические сроки полного объема технологических операций по производству сельскохозяйственной продукции с учетом региональных почвенно-климатических и экономических особенностей в стране не хватает 46 процентов тракторов и 54 процента зерноуборочных комбайнов. Вдобавок, свыше 76 процентов тракторов, зерноуборочных комбайнов, других технических средств, которые находятся в эксплуатации, отработали амортизационный срок, а поддержание их в рабочем состоянии нередко сдерживается из-за отсутствия запасных частей для ремонта и ограниченности средств на их приобретение. А ведь успехи фермерских хозяйств ряда развитых европейских стран и США предопределяются высоким уровнем технического оснащения аграрного производства, применением прогрессивных технологий. Нагрузка уборочной площади зерновых на комбайн там в несколько раз ниже, чем в Украине.
К чему я сделал такое большое отступление? А к тому, чтобы прокомментировать заявление заместителя главы ОГА А. Новаковского, которого мы процитировали во вставке к этому материалу. Те «задачи», которые он поставил перед селом, чтобы спасти урожай — не более чем форма самоуспокоения и пустые слова. Дефицит техники в Одесской области — такой же, как и по Украине в целом. Так что решить проблему не то, что нельзя — нет ресурсов, за счет которых ее можно решить. Ну, разве что успешные хозяйства на это способны. Только их государство ставит на колени своей ценовой политикой (о которой чуть ниже). А пока — продолжим о технике.
Как эти статистические данные выглядят в конкретной ситуации? К примеру, в СПК «Свитанок» есть 7 комбайнов «Дон-1500». Все они — латанные — перелатанные. Руководитель хозяйства рассказывает: «Если бы не, бессменный за многие годы начальник мехотряда Виктор Герман и его помощник Андрей Сус, скорее всего, нам пришлось бы искать технику для уборки на стороне. Он вместе с механизаторами хозяйства буквально реставрирует к началу уборки каждый комбайн. Каждая запчасть у нас — на вес золота. Причем, в прямом смысле. Для того чтобы приобрести два новых радиатора для автомашин ЗИЛ-130, которые будут задействованы на уборке урожая, нам пришлось продать двух коров. Две коровы за два радиатора — не слишком ли дорогой бартер?
Хотим ли мы обновить парк комбайнов? Не просто хотим, но и пытаемся это сделать. Практически, купили новый «Дон» почти за миллион гривень. «Практически» — потому что стоит еще на базе, красавец. Не можем пока внести последний взнос. Была надежда на первые поступления от сдачи зерна, но…».
Ему вторит другой руководитель сельхозпредприятия района: «На днях хозяйству стало крайне необходимо приобрести один ремень на комбайн. Так знаете, во сколько он нам обошелся? В 850 гривень — стоимость одной тонны ячменя и то, это еще хорошая цена за зерно. Средняя — ниже».
Техника не способна функционировать без горюче-смазочных материалов. Минагрополитики на всех уровнях рапортует, что льготным топливом аграрии страны обеспечены не менее чем наполовину.
Опять обращаемся к практикам. Сергей Ткаченко, СПК «Свитанок»: «О льготных ГСМ ничего не слышал. Дизтопливо покупаем по 5,8 гривень непосредственно с завода. Масло нам обходится по 18 гривень за один литр. Конечно, можно найти более дешевое, но оно горит просто на глазах».
С аналогичной ситуацией сталкиваются и другие руководители сельхозпредприятий. А сейчас прошел слух, что в июле топливо подорожает еще больше. Казалось бы, куда уж больше. За один литр солярки селяне и так отдают почти восемь килограммов ячменя!
Но, может быть, им удастся хорошо продать урожай и решить все свои финансовые проблемы? Слово опять Сергею Ткаченко: «Вряд ли. Цены просто убивают. Существовавшее ранее более-менее приемлемое соотношение цен между стоимостью зерна, запчастей к технике и ГСМ изменилось. Причем, в сторону удорожания техники и ГСМ и удешевления зерна. Последние цены на ячмень — не более 800 гривень за тонну, на пшеницу (в зависимости от класса) — 900 1200 гривень. Если ранее перед уборкой готовы были платить по 3250 гривень за тонну рапса, то сейчас — 2700. Эти цены для села неприемлемы. Нас просто лишают доходов. Мне часто звонят коллеги — руководители хозяйств, и не только из нашего района. Все возмущаются, а что толку? Одним словом, политика государства по отношению к селу не изменилась. Настроение, как вы понимаете, и у меня и у людей далеко не праздничное».
…С неба сыпал дождь. Тем не менее, все механизаторы хозяйства были в поле. Ждали хоть малейшего «просветления», чтобы начать уборку.
Разумеется, погода в этом году преподнесла аграриям немало «сюрпризов». Но ведь и зона у нас, как ее классифицирует наука, «рискованного земледелия». Только это ведь — природная особенность края. А неприродное — то, что самым рискованным это земледелие делает политика власти. После бурной политической борьбы последних пяти лет, закончившихся поражением «оранжевых», в селе начали недоумевать: дескать, зачем было ходить на выборы и голосовать, если разницы между «оранжевыми» и «бело-голубыми», как оказалось, нет никакой. И те, и другие только болтают о внимании к селу. Доходит до дела — снова выворачивают карманы.
Не надо быть крупным специалистом в сельском хозяйстве, чтобы сделать реальный прогноз: и в этом году, даже если село успешно справится со всеми трудностями, которые им преподнесла погода, все равно после уборки люди останутся ни с чем. А все заверения, опять звучащие с отечественного сельскохозяйственного Олимпа — не более чем громкий и пустой звук.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |