![]() |
|
![]() |
![]() |
…туда и рак с клешней. Тупое копирование российской «управляемой демократии», перенесение репрессивных методов путинского режима на украинскую почву — вот наше ближайшее будущее. У Партии регионов, захватившей власть в стране, больше ничего нет за душой. Какое-то время коллективное скудоумие можно маскировать обтекаемыми фразами о продолжении курса на евроинтеграцию, но в момент истины шелуха облетает и сквозь лица благообразных государственных деятелей проступает кувшинное рыло.
Здравствуйте — и до свидания!
26 июня в аэропорту «Борисполь» момент истины наступил тогда, когда пограничники задержали прилетевшего в нашу страну из командировки главу украинского представительства фонда Конрада Аденауэра Нико Ланге. В течение десяти часов он ожидал принудительной депортации, и только после вмешательства представителей немецкого посольства «инцидент был урегулирован», и Ланге впустили в Украину.
Быстрое и результативное вмешательство немецких дипломатов (за короткое время они успели проконсультироваться с представителями своего МИДа и, по слухам, связаться с канцелярией канцлера) объясняется тем, что фонд Конрада Аденауэра — не обычная исследовательская организация, а партийная. Причем партия-патрон фонда Христианско-демократический союз (ХДС) во главе с Ангелой Меркель, которая находится ныне у власти.
Организация, которую в Украине представляет теперь господин Ланге, одна из самых авторитетных в Германии. Она основана в 1956 году и за годы деятельности профинансировала работу большого числа ученых, исследовательских институтов, организовала международные форумы и «круглые столы» для экспертов практически во всех странах Европы. Основное направление работы фонда — содействие развитию институтов демократического и правового государства, углубление международного сотрудничества в рыночной экономике, продвижение европейской и евроатлантической интеграции.
После распада СССР и возникновения новых государств фонд Конрада Аденауэра учредил на их территории ряд представительств. В 1994 году такое представительство при личном содействии президента Кучмы было организовано и в Украине. И до последнего времени плодотворно работало, поддерживая демократические общественные организации, политические партии, научные институты, отдельных ученых и одаренных студентов.
Замечу, что фонд в своей работе не отдавал предпочтения «партиям власти» или «партиям оппозиции», не действовал в узкой части политического спектра. Услугами фонда в организации поездок в Германию и другие страны Европы для участия в международных мероприятиях пользовалась, в частности, Партия регионов и ее молодежная организация. А предшественник Нико Ланге на посту главы представительства фонда в Украине Ральф Ваксмут четыре года назад в Донецке назвал Партию регионов «движущей силой экономических преобразований в Украине».
Запоздалая «благодарность»
Тогда «движущая сила» сидела в глухой оппозиции, а точка зрения, как известно, зависит от места сидения. Местом сидения Партии регионов сегодня является администрация президента, Дом правительства и правящая коалиция в Верховной Раде. С этого места ПР и отблагодарила фонд Аденауэра за поддержку. Поводом для благодарности послужила аналитическая статья Нико Ланге «Первые сто дней после смены власти в Украине: авторитарные тенденции и сближение с Россией» (полный текст — http://www.unian.net/rus/news/news/-380196.html).
В статье, вывешенной на официальном сайте представительства фонда в Украине 27 мая, содержится краткое изложение происходящего в нашей стране. В мягком варианте. Только слепой мог не отметить те тенденции, о которых сказано уже в заголовке. И без Ланге очевидно, что недостаточные реформы и амбициозные социальные обещания регионалов ставят Украину в прямую зависимость от международных займов. И без Ланге известно, что регионалы «четко сместили политический баланс в стране в пользу президента и ожидают от ВР, чтобы та бездумно одобряла их политику».
Не являются новостью ни для кого ни победа внутри ПР «газового лобби» Фирташа — Левочкина — Бойко, ни давление на оппозицию и средства массовой информации. Руководитель представительства фонда Конрада Аденауэра просто зафиксировал то, о чем трубят на всех перекрестках украинского политикума. Власть могла бы пропустить эти выводы мимо ушей. Но украинскую власть привел в ярость последний раздел статьи, обращенный к немецкому правительству, руководству Евросоюза и Международного валютного фонда.
Раздел этот называется «Что делать с Украиной» и, если вчитаться, содержит четкие рекомендации. По мнению Ланге, Германии следует отказаться от выжидательного подхода в отношении Украины и перейти к более активной политической стратегии. Поскольку «создается впечатление, что, с одной стороны, ЕС готов отречься от демократических стандартов в Украине, которые он восхвалял еще несколько месяцев назад, в интересах мнимой внутриполитической стабильности, а с другой — он молча наблюдает за тем, как у него из рук вырывают влияние в его восточном соседстве».
Тенденции и аргументы
Подчеркиваю, основной задачей фонда Конрада Аденауэра является не трансформация совка в цивилизованное общество и не облагораживание украинской клептократии, а экспертная помощь своей стране и объединенной Европе. Нико Ланге открыто и честно выполнил свои обязанности, не подумав, что «авторитарные тенденции» в стране пребывания затронут его самого.
А такие тенденции в числе прочего привели к тому, что администрация Президента Украины, копируя «старших братьев» из Кремля (а может быть, по прямому их указанию), решила, видимо, ограничить деятельность зарубежных некоммерческих организаций в Украине. Как и в прочих случаях, невзирая на законы и Конституцию собственной страны.
Несмотря на то, что акция устрашения Ланге осуществлялась силами пограничников и СБУ, решение, очевидно, принимали на самом высоком уровне. И на том же уровне последовала команда отыграть ситуацию на полшага назад. Не на шаг, потому что официальных извинений за допущенное хамство не последовало. Напротив, зампред администрации президента Анна Герман поспешила сообщить, что, принимая решение о депортации руководителя представительства фонда Конрада Аденауэра, власть имела на руках «серьезные аргументы».
Что за аргументы, Анна Николаевна не пояснила, но есть подозрения, что они из той же обоймы доводов, которые позволили без помех въезжать в Украину Константину Затулину и Юрию Лужкову. Между тем эстафету Герман через день подхватило Министерство иностранных дел Украины. Заместители министра Руслан Демченко и Павел Климкин провели во вторник с представителями ряда посольств беседы о работе некоммерческих фондов, которые координируются зарубежными представительствами. Типа того, что фонды обязаны соблюдать украинские законы и не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания.
Между тем ни самому Ланге, ни чиновникам немецкого МИДа, куда в среду в связи с инцидентом был вызван представитель посольства Украины в Германии, не сообщили, что именно нарушил задержанный в «Борисполе» немецкий эксперт. На днях в нашем МИДе, в администрации президента или в СБУ попытаются, может быть, что-то изобрести, напрягут фантазию. А может быть, напрягать ничего и не станут. Ведь основную цель отечественные провокаторы достигли — отношение к Украине со стороны западных партнеров испорчено. И испорчено надолго.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |