![]() |
|
![]() |
![]() |
Громом среди ясного неба в разгар лета стала новость для жителей Украины: с первого августа на пятьдесят процентов повышаются розничные цены на газ для населения. Непопулярная мера, на которую пошло новое руководство страны, одно из условий получения кредита Международного валютного фонда. Премьер-министр Николай Азаров назвал решение вынужденной, но необходимой мерой для выхода из кризиса, поскольку, оказывается, Украина в последние годы продавала газ населению по ценам ниже себестоимости.
Сразу после появившегося сообщения в СМИ в информационном агентстве «МОСТ-Одесса» состоялась пресс-конференция, на которой обсуждалось, насколько обосновано грядущее подорожание газа. Увы, ни Виталий Герасименко, исполнительный директор ОАО «Одессагаз», приглашенный на пресс-конференцию, ни его коллеги и подчиненные участвовать в ней не смогли или не захотели. Из приглашенных многочисленных экспертов готовность высказаться на эту острую тему выразили только два человека: заведующий кафедрой мирового хозяйства и международных экономических отношений Одесского национального университета имени И.И.Мечникова Сергей Якубовский и депутат облсовета глава фракции «Народная оппозиция» (ПСПУ) Ольга Соловенко.
С.Якубовский в целом позитивно отнесся к решению правительства, увидев в повышении цены на природный газ для населения «первый шаг новой власти на пути к экономическим реформам», сделав, правда, оговорку: «Жаль, что начались эти экономические реформы с повышения тарифов».
«Реформы следовало бы начинать во всех направлениях, а не с повышения цен на энергоресурсы, — считает С.Якубовский. — В первую очередь, с принятия Налогового кодекса, который позволил бы развивать собственное производство в Украине и изменить нынешнюю ситуацию, когда максимальные льготы в нашей стране получают не те, кто выпускает собственную продукцию, а те, кто занимается торговлей. Если бы сначала был создан более благоприятный климат для развития национальной экономики, то эти меры были бы оправданы и вписывались в общую концепцию реформ».
При этом Сергей Якубовский назвал непопулярную меру правительства «необходимым шагом». А ситуацию, сложившуюся в теплоэнергетике, экономист оценивает как критическую.
По «харьковским соглашениям» цена, которую платит Украина за российский газ, на сто долларов меньше, по сравнению с теми соглашениями, которые в свое время заключила Юлия Тимошенко с «Газпромом». Сейчас государство дотирует газовую отрасль. В частности, в прошлом году НАК «Нефтегаз Украины» на погашение убытков получила дотации из государственного бюджета на сумму двадцать три миллиарда гривень. На сегодняшний день цена за тысячу кубометров газа составляет шестьсот гривень. В то время как экономически обоснованная цена за каждую тысячу кубометров газа для населения — тысяча пятьдесят гривень, а для промышленных предприятий — три с половиной тысячи гривень. «Получается, что государство доплачивает эти четыреста гривень за всех жителей», — сказал С.Якубовский.
Он считает, что подорожание голубого топлива на пятьдесят процентов позволит государству отказаться от системы глобальной дотации всего населения и перейти к предоставлению конкретной адресной помощи: «Люди с материальным достатком выше среднего будут платить по экономически обоснованной цене. Государство перестанет дотировать богатых украинцев, это нонсенс: ни в одной стране мира богатые не получают дотации от государства. А бедным на дополнительные деньги, которые получит государство за счет повышения тарифов, будут давать адресную дотацию».
В адресной дотации С.Якубовский видит несомненное преимущество: она поможет избежать разворовывания средств, в отличие от общих дотаций, которые, по мнению экономиста, являются самой коррупционной схемой в экономике. Куда и как, скажем, были потрачены двадцать три миллиарда гривень, выделенные убыточному «Нефтегазу Украины»? А система адресной дотации позволяет минимизировать коррупцию.
Вот только не разъяснил уважаемый экономист, как быть так называемым средним слоям населения, а таковых — большинство, кому не по карману окажутся новые тарифы и кто не сможет претендовать на адресную помощь как малоимущие? Не кажется ли ему, что и средний класс рискует перейти в разряд малообеспеченных граждан, пополнить и без того немалую армию бедных слоев населения?
И с получением дотаций все непросто: не так-то легко нуждающемуся подтвердить свой статус. Не говоря уже о мытарствах и хождениях по инстанциям для получения заветных субсидий и адресной помощи. Такое под силу лишь самым здоровым, терпеливым и настойчивым.
В оценке события с Сергеем Якубовским не согласилась Ольга Соловенко. Она не видит в решении правительства ничего хорошего и уверена, что повышение цен на газ для населения — это попытка государства рассчитаться с долгами за счет украинцев в нарушение сразу нескольких статей Конституции: «Политики, идя во власть, декларируя лозунг «Украина — для людей», неоднократно говорили во время подписания «харьковских соглашений», что полученная разница поможет удержать цены на газовом рынке. Что бы нам сегодня ни говорили, достигнутые соглашения сбалансировали ситуацию в «Нефтегазе». А что выходит на деле? Проблемы «Нефтегаза» перекладывают на плечи простых граждан. Понятно, что решение поднять цену на газ вызовет цепную реакцию повышения цен по всем видам услуг».
Кстати, и Сергей Якубовский, утверждая, что подорожание газа экономически оправдано, не исключил вероятность повального роста цен на все товары и услуги, на которые дотации не предусмотрены.
Это повышение власть предприняла, идя на поводу у МВФ, который требует, чтобы бюджет был бездефицитный, уверена О.Соловенко: «Нельзя ухудшать уже достигнутый уровень социальной защиты, и, не решая проблем, перекладывать их на плечи населения. Принят бюджет, определена минимальная зарплата, из каких же средств население будет оплачивать эту разницу?».
О.Соловенко считает, что увеличение стоимости газа повлечет за собой рост цен на все виды жилищно-коммунальных услуг для населения, закрытие производства, сокращение рабочих мест, и не исключает даже «социального взрыва».
В чем были еще солидарны участники пресс-конференции, так это в том, что нигде в мире нефтегазовая отрасль не является дотационной, как это происходит в нашей стране. Почему же убыточной неэффективной компании «Нефтегаз Украины» не уйти с рынка, уступив место более успешному конкуренту? Но вместо этого правительство пытается решить ее проблемы за счет населения.
P.S. Кабинет министров намерен инициировать введение штрафных санкций для населения за неоплату жилищно-коммунальных услуг, сказал вице-премьер Сергей Тигипко на селекторном совещании с руководителями регионов, посвященном выплате субсидий при повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги и газ.
«Что касается дисциплины оплаты, то в данном случае я могу сказать, что здесь ситуация будет становиться все жестче и жестче. Мы, я уверен, в ближайшее время должны будем принять соответствующее решение, провести его через парламент, по которому мы будем вводить штрафные санкции за неуплату. Платить должны все!» — заявил Тигипко.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |