ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ – РАЗ…
24.07.2010 / Газета: Юг / № 51(15804) / Тираж: 122306

Северо-западная часть Черного моря в прошедшие десятилетия подвергалась воздействию множества негативных факторов. В связи с этим ученые говорили не только об антропогенном давлении на среду, но и о климатических и космических изменениях на планете. Все в мире менялось, уходила в прошлое и потрясающая в своем разнообразии экосистема акватории Одесского побережья. Уходила, казалось, навсегда.

— Потепление климата, изменение вращения скорости Земли, все это вызывало подъем или замедление подъема глубинных вод и имело для Черного моря большое значение. Известно, что жизнь в Черном море сосредоточена до двухсотметровой глубины, потом начинается слой сероводорода. Но нельзя сказать, что эта зона безжизненна, и здесь находят ее островки. Так, недавно в глубинном слое были открыты газовые тифы, обнаружен выход метана со дна моря. В этом случае он функционирует как своеобразный источник углерода. На дне моря была обнаружена жизнь, удивительные формы глубоководных видов рыб, — рассказывает профессор кафедры ботаники биологического факультета Одесского национального университета имени И.И.Мечникова Федор Ткаченко.

Глобальные факторы сказывались, бесспорно, на условиях жизни Мирового океана. Но и Человек Умелый приложил к этому руку.

Апокалипсис сегодня

С чего, собственно, началось настоящее бедствие? Как всегда, с достижений науки и техники. В шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия в Европе дала старт так называемая «зеленая революция».

— Это система интенсивного ведения сельского хозяйства с применением минеральных удобрений, — объясняет профессор Ткаченко. — Известно, что минеральные удобрения полностью не усваиваются растениями. Так, усвоение карбамида, или аммиачной селитры, достигает двадцати — двадцати пяти процентов от того, что внесено в почву. Остальные семьдесят пять — восемьдесят процентов смываются вместе с дождями, попадают в подземные воды, ручьи, затем выносятся в Мировой океан.

В нашем случае северо-западная часть Черного моря является той акваторией Мирового океана, куда впадают наибольшие реки Европы — Дунай, Днепр, Южный Буг, Днестр. Из рек в море приносилось огромное количество неусвоенных остатков минеральных удобрений, что, в свою очередь, вызывало такое явление, как эвтрофикация, или накопление биогенных веществ. Не стоит забывать и о том, что реки являются своеобразной дренажной системой, куда сбрасываются канализационные воды городов, поселков, сел, расположенных на этой водосборной территории. По подсчетам специалистов, в Черное море попадает до пяти кубических километров сточных вод, а это огромная масса, которая способна вызвать, в совокупности с избытком биогенных веществ, явление, о котором мы только что сказали.

В свою очередь это вызывает вспышку развития планктонных водорослей, то есть водорослей, парящих в толще воды. Такие короткоцикличные, или короткоживущие, организмы дают много новых и новых поколений в течение летнего вегетационного периода. Одесситы, думается, еще не забыли появления в нынешнем сезоне огромного двигающегося вдоль побережья пятна пугающего серо-зеленого вида. Уж насколько закалены и неизбалованны чистотой воды местные курортники, и те забили тревогу.

Ученые Одесского филиала Института биологии Южных морей, проведя исследования, констатировали — в пятне обнаружено большое количество сине-зеленой водоросли Nodularia spumigena, максимально, до десяти миллионов клеток на литр, что и вызвало цветение морской воды. Эта водоросль в Одесском заливе встречается, по свидетельству ученых, в одиночных экземплярах, и цветение ее в этой части Черного моря они наблюдают впервые.

Но не цветение само по себе представляет угрозу. Все дело в том, что рано или поздно водоросли исчерпывают питательные вещества для своего существования, и эта «каша» начинает отмирать. Процессы разложения отбирают у моря кислород и создают предпосылки для заморных явлений. Кроме того, при разложении больших масс органики выделяются токсические вещества, которые еще более усугубляют жизнь обитателей моря.

— Так, мы наблюдаем гибель сначала простейших, потом ракообразных, моллюсков, рыб. Все это приводит к тому, что Черное море теряет миллионы тонн морских продуктов, которые, в свою очередь, пополняют массу органики, выделяющей в море токсины, — рассказывает Федор Ткаченко.

Наблюдая удручающую картину планомерного уничтожения моря и понимая, что что-то нужно срочно делать, причерноморские страны, после долгих обсуждений, приняли Конвенцию по защите Черного моря. Согласно конвенции, страны водосборной территории должны были выработать более жесткое законодательство, регламентирующее сброс в реки химических веществ. Европейские страны так и сделали, результат не замедлил сказаться.

— Европа сейчас все более склоняется к ведению так называемого органического земледелия, без применения химических средств защиты и удобрений. Это привело к тому, что в восьмидесятых-девяностых годах прошлого столетия ситуация заметно улучшилась. К тому же Украина, Молдова, Россия, самые крупные прибрежные страны, вошли в перестройку. Большинство предприятий благодаря локальному экономическому кризису остановилось, в море начался процесс самоочищения, — продолжает профессор.

Парадокс этой истории заключается в том, что, чем людям становится хуже, тем морю лучше!

Вслед за локальным поспел кризис глобальный, в первую очередь ударив по странам, еще не совсем пришедшим в себя после перестройки, перекрывший опять возобновившийся было поток промышленных загрязнений.

В этом была своя экологическая логика, невольно наводившая на мысль: может быть, вовсе не экономические законы являются первопричиной непрекращающихся в последнее время, сотрясающих социум катаклизмов? Может быть, таким образом Земля защищает себя?

— Море получило тайм-аут, и началось постепенное восстановление его растительных и животных ресурсов. Так, в Одесском заливе появились живые организмы, которые давно его покинули. Это вселяет надежду, что необратимых процессов не произошло и экосистема моря может возродиться, — считает Федор Ткаченко.

Замечательный агар-агар

Одним из самых удивительных организмов северо-западной части Черного моря является красная водоросль филлофора. Именно здесь находили самые ее крупные скопления. Филлофорные поля Зернова — так их назвали в 1908 году в честь первооткрывателя академика С.А.Зернова.

В те далекие уже времена прошлого столетия площадь филлофорного поля составляла около десяти тысяч квадратных километров, его запасы оценивались в семь-десять миллионов тонн. Кроме всего прочего, филлофорные поля являлись источником ценного сырья для получения агара, природного желирующего вещества, которое находит широкое применение в пищевой промышленности. Вернее, находило. Попробуйте, ради эксперимента, поинтересуйтесь у продавцов кондитерских отделов магазинов, лавок, уличных лотков, что входит в состав предлагаемых ими покупателю мармелада, зефира или пастилы — желатин или агар-агар? Вы убедитесь, что большинство из них не только не смогут ответить на ваш вопрос, но и вообще не поймут, о чем вы толкуете.

А ведь в свое время мусульманское население Малазии устроило форменный скандал, прознав, что в состав начинки любимого населением кекса стали добавлять вместо агар-агара желатин. Вообще-то, суть разгоревшихся страстей была в том, что агар-агар не животного происхождения. Но всякий мало-мальски разбирающийся в кулинарии специалист скажет: агаровый продукт гораздо вкуснее. Кроме того, желатин достаточно калориен, а в агаре калорийности — ноль. И это уже подтвердят грамотные диетологи. А еще медики расскажут, что агар-агар выводит из организма токсины и шлаки, улучшает работу печени, тонизирует организм и проч.

Агаровые водоросли, которых у одесских берегов было когда-то видимо-невидимо, и на запасах которых работал известный в стране агаровый завод, теперь редкость. Прекратил свое существование и знаменитый Одесский агаровый завод, снабжавший своей продукцией всю страну. Там производили медицинские препараты, кормовые дрожжи, агар и прочие полезные продукты — все из той же неприметной красной водоросли. В штормовые девяностые годы уникальное оборудование предприятия вырезали и сдали на металлолом, заброшенные корпуса постепенно разрушились. Но это уже другая печальная история…

— Агар является незаменимым продуктом для работы ученых, генетиков, микробиологов, — рассказывает инженер первой категории кафедры генетики и молекулярной биологии Одесского национального университета имени И.И.Мечникова Зоя Мирось. — Он применяется для подкормки мух-дрозофил, коллекция которых на кафедре состоит из сорока пяти линий. Уникальная, кстати, коллекция. К нам из других городов обращаются специалисты, в том числе и из Киева. Кроме того, дрозофилы являются незаменимым учебным пособием для студентов биофака. Используется агар и микробиологами — как один из элементов для выращивания питательной среды. Раньше мы покупали агароид на одесском заводе по цене двадцать рублей за пятьдесят граммов. Обычно брали материал в мешках по пятьдесят килограммов. Теперь приходится приобретать импортный, а это очень дорогое удовольствие.

Цены на агар на мировом рынке колеблются, но это, действительно, дорогое удовольствие — до четырехсот долларов за килограмм. Поэтому в пищевой промышленности давно уже перешли на более дешевый и доступный желатин, и ничего, что он менее ценный — кто, в самом деле, об этом помнит?

— Филлофорное поле представляло собой своеобразный гигантский пирог толщиной до полуметра, который лежал на дне моря возле нашего побережья и в прикрепленном виде у берегов Крыма, — разъясняет Федор Ткаченко. — Встречается филлофора четырех видов. Наибольший интерес представляет для нас филлофора ребристая. Именно она является источником агара. Явление эвтрофикации и массовое развитие планктона привели к тому, что над полем Зернова образовался экран, препятствовавший проникновению света в толщу воды. Водоросль начала гибнуть, запасы ее истощились естественным путем на огромных площадях. Казалось, процесс этот необратим…

Возрождение

В ноябре 2008 года указом Президента Украины филлофорному полю Зернова, расположенному в акватории Черного моря на шельфе Северо-Западного региона в морской экономической зоне Украины, был присвоен статус ботанического заказника общегосударственного значения. Как сказано в документе, цель создания заказника — охрана крупной колонии водорослей из рода филлофора (Phyllophora), возрождение флоры и фауны прибрежной акватории Черного моря. В этом месте, по закону, запрещена добыча полезных ископаемых, промышленный лов рыбы и так далее.

— Мы с удовольствием констатируем признаки начала восстановления запасов филлофоры в наших водах, — говорит профессор Ткаченко. — Недавняя съемка в море показала — на старых сегментах оставшейся водоросли появились молодые проростки в возрасте два-четыре года. Да, если раньше ее количество исчислялось десятками килограммов на квадратный метр, то сейчас биомасса исчисляется граммами, и сколько времени понадобится для ее возрождения, неизвестно. Но начало положено, и это главное.

Говорят, в чистых водах курортной зоны Затоки дети могут запросто поймать маленьких крабиков. А бывает, что морская игла проплывет мимо них, и они с удивлением рассматривают ее сквозь прозрачную морскую толщу. Недавно знакомый рассказал мне, что видел морского конька, а из-под ног его, когда он погрузил ступню в мелкий прибрежный песок, рассыпались дафнии. Восторгу моего знакомого не было предела. А ведь когда-то мы не представляли себе море без этого…

Автор: Елена АНТОНОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту