![]() |
|
![]() |
![]() |
На сегодняшний день уровень коррупции в Украине — один из самых высоких в мире. По этому показателю мы разделяем печальное первенство с самыми отсталыми африканскими странами. Система «просачивания», при которой финансовые потоки опускаются от высших эшелонов власти на места, оборачивается системой «фильтрации», при которой для нужд областей и регионов действует остаточный принцип. Какова величина этого остатка можно судить по качеству дорог, удаленных от Киева, по масштабам берегоукрепительных работ, природоохранных мероприятий, по темпам экономического развития районных центров и небольших городов. Если уровень жизни в Киеве примерно соответствует уровню жизни в Венгрии, то уровень доходов одесситов соответствует уровню доходов в Алжире.
А уровень жизни в районах можно сравнить разве что с уровнем жизни в наименее развитых африканских странах. Весь коррупционный оборот так или иначе замыкается на столице, обеспечивая процветание киевских роскошных развлекательных комплексов, дорогих ресторанов, эксклюзивных бутиков и ювелирных магазинов.
Консолидированный национальный бюджет как сахар в кипятке разъедается и растворяется в агрессивной среде всеобщей коррумпированности. Конечно, коррупция – повсеместное явление, свойственное всем странам. Но показатели украинской коррупции, при которых около половины населения задействованы в коррупционных процессах, бьют все мировые рекорды.
Деньги, которые в результате коррупционных процессов оседают в карманах народных депутатов, высокопоставленных чиновников, недобросовестных судей, милицейских и таможенных чинов не просто выпадают из честного экономического оборота. Каждая гривна, ушедшая на взятки, наносит ущерба на сотни и тысячи. Взяточничество приводит к упадку малого и среднего бизнеса, разрушает производственные структуры, заменяет честную конкуренцию «конкуренцией взяточников». При этом самые тяжелые последствия лежат на плечах трудящегося населения, что ежегодно увеличивает пропасть между бедными и богатыми в нашей стране.
Крупные промышленники, бизнесмены и предприниматели вынуждены заниматься организацией лоббистских процессов, отчислять средства политическим партиям и отдельным высокопоставленным чиновникам. Таким образом, средства, которые могли бы быть направлены на модернизацию производства, концентрируются в высших эшелонах власти и капитализируются в оффшорных банках. Практически любой бизнес в Украине, крупный или средний, нуждается в теневой властной или политической поддержке, нуждается в «зонтике» или «крыше», которые защищали бы от атак наделенных властью проверяющих организаций. Украинское законодательство чрезвычайно изменчиво, запутано и постоянно осложняется многочисленными дополнительными подзаконными актами. Поэтому, практика взаимоотношений между бизнесом и контролирующими органами, сложившаяся за последние десятилетия, практически не позволяет предпринимателям законно вести свою деятельность, не позволяет соблюсти весь комплекс чрезмерных и зачастую противоречивых требований.
Постепенно и закамуфлировано тенизация проникает во все сферы жизни подрывая и здравоохранение, и образование, и экономику, и судебную власть, и правоохранительные органы. Все системы государственной и муниципальной власти перестают исполнять свои законные функции и начинают работать с целью получения личной выгоды.
Сегодня фактически в стране сформирована единая, всеобъемлющая коррупционная система, охватывающая все сферы жизни. Начиная от рождения ребенка, его поступления в детский сад, школьного обучения, института и трудоустройства у гражданина формируются навыки интеграции в коррупционные схемы. Сформировалась своеобразная эстафета передачи коррупционных связей и навыков от старшего поколения к младшему. Таким образом, общественный цинизм и скепсис приводят к возникновению терпимого, толерантного отношения к продажности и взяточничеству. Самые громкие политические скандалы, связанные с разворовыванием миллионов и миллиардов государственных средств, не вызывают общественного возмущения и не являются поводом для отставки и наказания замешанных в этих скандалах должностных лиц или политических деятелей.
Каковы же экономические и социальные последствия построения «общества продажной демократии»? Коррупция парализует экономическое развитие нашей страны, лишает ее долгосрочной перспективы, поскольку это явление отпугивает добросовестных местных и зарубежных инвесторов, активно перекачивая деньги в тень, уменьшает налоговые поступления и приводит к «рассасыванию» государственного бюджета.
Нарастает деморализация общества, утрачивается доверие к государству и его институтам. В перспективе возможно банкротство самого государства. Коррупция уничтожает доверие общества, приводит к утрате социального капитала, подрывает законы и нормы права. Негативные последствия коррупционных процессов в обществе сопоставимы с результатами войн, эпидемий и стихийных бедствий. Отличие заключается лишь в том, что коррупционные процессы протекают скрытно, длительно и латентно. Вот почему в развитых странах противодействие коррупции является одним из государственных приоритетов, наряду с борьбой с терроризмом, и законодательство этих стран предполагает крайне жесткое наказание за любые, даже незначительные коррупционные действия.
Наше общество, уставшее от «продажной демократии» и сохраняющее во многом постсоветские стереотипы сознания, отчасти склонно искать выход из сложившейся ситуации в ужесточении государственного контроля путем централизации власти, в «жесткой руке», а многие – даже в прямой диктатуре. При этом общественное сознание забывает о многочисленных, зачастую многомиллионных невинных жертвах диктатуры и не учитывает того факта, что любая диктатура, просуществовавшая достаточно долго неизбежно порождает собственные коррупционные схемы. Достаточно вспомнить «хлопковые» или «бриллиантовые» дела эпохи Брежнева, чтобы убедиться – правящая элита, узурпировавшая власть обязательно использует эту власть в личных целях.
Те, кто согласен избавится от коррупции, обратившись к диктатуре, в результате получают оба бедствия – и диктатуру, и коррупцию.
Единственные выход, который подсказывает исторический опыт – борьба с коррупцией «снизу». Для подавления этого негативного явления необходимо сознательное объединение всех гражданских сил общества, направленное на проведение масштабных реформ, обеспечивающих подотчетность, открытость работы государственных органов власти и местного самоуправления, эффективность и прозрачность судебной системы и контролирующих органов. Необходимо создать атмосферу нетерпимости к любым злоупотреблениям власти, к любой форме продажности. Создать гражданские ассоциации и объединения, социальные сети, способные внятно и публично влиять на отстранение от власти чиновников и политиков, скомпрометированных продажностью. Общественное мнение, терпимое к взяточничеству и коррупции должно смениться сознательным неприятием этих явлений. И только под давлением общества, только под влиянием активного противодействия со стороны большинства народа взяточники и коррупционеры будут вытеснены из власти!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |