ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЗАВОЕВАНИЯ… ПУТЕМ СДАЧИ?
31.07.2010 / Газета: Час пик / № 30(483) / Тираж: 5000

Украина практически не занимается проблемой своей энергобезопасности. Получив долгожданный «дешевый» российский газ, власти утратили интерес к вопросам диверсификации источников энергоносителей и маршрутов их доставки. Такая «слепота» нам слишком дорого обойдется уже завтра.

Румынии удалось то, что в свое время не удалось Украине — найти некий стержень, способный объединить несколько государств Причерноморья.

В последнее время тема взаимоотношений в треугольнике Украина-Румыния-Молдова стала довольно популярна в политических кругах и средствах массовой информации. Правда, интерес этот странным образом совпал со сменой векторов в украинской внешней политике, в частности, нормализацией отношений с Россией и подписанием харьковских соглашений. Складывается впечатление, что столь усиленное внимание к «румынскому фактору» призвано отвлечь общественное мнение от некоторых далеко не однозначных шагов в украинско-российских отношениях.

Хотя, чего греха таить, заявления некоторых румынских официальных лиц, активизация Румынии в Молдове (с приходом к власти Альянса за европейскую интеграцию) дают обильную пищу для размышлений. Еще не улеглись страсти вокруг проигрыша Украины в деле по о. Змеиный, как возникла угроза очередного территориального спора. В СМИ появились сообщения, что Румыния претендует на изменение госграницы в районе ненаселенного острова Майкан на Дунае, мотивируя тем, что фарватер реки в этом районе изменился. Румыния также активно возражает против работы глубоководного судового хода в украинской части дельты Дуная, который подрывает ее монополию на выход из Дуная в Черное море. Недавно Премьер Николай Азаров в беседе с Комиссаром Еврокомиссии Йоханнесом Хановым выразил обеспокоенность «позицией Румынии, которая в одностороннем порядке проводит работы по расширению устья Дуная, чтобы переориентировать грузопотоки на свои порты». Расчищая устье, румыны сбрасывают ил в украинскую часть реки, делая невозможным судоходство по ней.

Тревогу вызывает и практика выдачи румынских паспортов гражданам нашей страны, проживающим в Одесской и Черновицкой областях. Создается впечатление, что румыны спят и видят, как бы присоединить Южную Бессарабию и Северную Буковину. Может, это и так. В конце концов, в том же российском истеблишменте хватает достаточно политиков, ставящих под сомнение принадлежность Украине Севастополя и Крыма в целом, и открыто об этом говорящих. Например, украинский МИД недавно выразил мнение, что заявления мэра Москвы Юрия Лужкова относительно Севастополя идут вразрез с добрососедскими отношениями Киева и Москвы.

Аналогична ситуация и с Бухарестом.

Однако, сосредотачиваясь на внешне заметных угрозах, украинские политики, как правило, упускают из виду вполне реальные процессы с далеко идущими последствиями. А они состоят в том, что за последнее время в Причерноморье при активном участии Бухареста складываются новые конфигурации, в основе которых лежат, прежде всего, энергетические проекты.

Румынии удалось то, что в свое время не удалось Украине — найти некий стержень, способный объединить несколько государств Причерноморья. Так, в апреле нынешнего года было заключено соглашение, которое может в перспективе оказать влияние на формирование энергетических потоков в Причерноморье. Румыния подписала с Азербайджаном и Грузией меморандум о строительстве двух газопроводов, через которые, по грузинской территории, природный газ из Азербайджана будет поступать в румынский черноморский порт Констанцу, и оттуда — к другим странам ЕС.

Инициаторы создания нового газопровода считают, что проект, получивший название AGRI дополнит проект Nabucco, и сможет вступить в строй через три года. Предусматривается, что через него будут транспортироваться ежегодно 7 миллиардов кубометров, а стоимость строительства оценивается от 4 до 6 миллиардов евро. В будущем предусмотрена прокладка из Констанцы двух отдельных трубопроводов в Болгарию и Венгрию для экспорта азербайджанского газа в страны-члены Евросоюза. На первом этапе проекта планируется транспортировать ежегодно 8 миллиардов кубометров газа, а в дальнейшем — 20. В портах Констанца и Кулеви (Грузия) также будут созданы терминалы сжиженного газа.

Меморандум этот стал логичным итогом усилившихся связей между Бухарестом, Баку и Тбилиси. В сентябре 2009 года во время визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Румынию была подписана «Совместная декларация о согласии на установление стратегического партнерства» между двумя странами. Вскоре были подписано соглашение о стратегическом партнерстве с Польшей.

Спецификой достигнутых договоренностей стали как раз энергетические проекты. Среди приоритетов этого сотрудничества были названы газопровод Nabucco, газовый терминал в Констанце и нефтепровод Констанца-Триест.

Интерес Бухареста к ресурсам Азербайджана очевиден. Румынская компания Transgaz наравне с германской RWE, австрийской OMV, турецкой Botas, болгарской Bulgargaz и венгерской MOL является участником проекта Nabucco. Кроме того, румынская сторона явно не прочь поучаствовать в перераспределении энергетических потоков и, тем самым, повысить свою роль в регионе. Азербайджан также заинтересован в том, чтобы диверсифицировать маршруты поставок своего газа.

Примечательно, что за последнее время Румыния сумела привлечь на свою сторону государства, которые являлись стратегическими партнерами или союзниками Украины — Польшу, Азербайджан, Грузию, Молдову. С последней отношения Бухареста заметно улучшились после прихода к власти Альянса за Европейскую интеграцию. Ведутся переговоры об объединении энергетических систем двух стран и строительстве газопровода Унгены—Яссы, который соединит молдавскую газовую систему с румынской, позволяя при этом поставлять газ в оба направления.

Приходится признать, что на месте ГУАМ формируется, по меткому замечанию народного депутата Сергея Гриневецкого, неформальное объединение ГРАМ (Грузия-Румыния-Азербайджан-Молдова), объединенное соглашениями о стратегическом партнерстве и конкретными энергетическими и транспортными проектами.

В начале июня во время двухдневного официального визита грузинского Президента Михаила Саакашвили в Бухарест была подтверждена готовность сторон к реализации данного проекта. Саакашвили сообщил, что поставки газа могут начаться уже текущим летом, после того, как лидеры трех стран, реализующих проект, соберутся в Баку. «Это означает, что AGRI начнет работу раньше NABUCCO, раньше, чем другие маршруты», — заявил глава Грузии.

Стоит отметить, что наряду с реализацией энергетического проекта с участием Тбилиси, Бухарест намерен развивать и паромное сообщение между румынским портом Констанца и грузинским Поти. Это также повышает транзитный потенциал Румынии.

Кроме того, высока вероятность участия Румынии в реализации проекта «Южный поток», который рассматривается как альтернатива проекту Nabucco и может ослабить позиции Украины как основного транзитера российского газа. 16 июня в Москве состоялась встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и главы Минэкономики Румынии Адриана Видяну.

Помимо магистрального газопровода в рамках «Южного потока» планируется строительство на территории Румынии подземного газохранилища. Также стороны обсудили перспективы сотрудничества в сфере электроэнергетики.

По словам Видяну, в интересах Румынии проанализировать все проекты, которые способствуют обеспечению энергетической безопасности как ее самой, так и Европейского союза. «Большинство энергопроектов, проходящих через «южный коридор», имеют варианты маршрутов через территорию Румынию. Это делает Румынию страной-транзитером природного газа и «открытыми воротами» для всех стран Евросоюза», — заявил министр.

До октября 2010 года будет проведено технико-экономическое обоснование строительства транзитного магистрального газопровода через территорию Румынии в рамках проекта газопровода «Южный поток».

Российский интерес к участию Румынии в «Южном потоке» усилился в свете неопределенности позиции Болгарии относительно участия в проекте. Правда, 6 июля по итогам переговоров с первым вице-премьером российского правительства Виктором Зубковым премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что между Болгарией и Россией нет спорных вопросов по «Южному потоку». Но это не смутило Бухарест. «Даже если Болгария согласилась участвовать в «Южном потоке», для Румынии ситуация остается без изменений. Диалог с российской стороной будет продолжен» — заявил государственный секретарь Министерства экономики Румынии Тудор Щербан.

Намечается активизация Румынии и в освоении черноморского шельфа в районе острова Змеиный, отвоеванного у Украины. Как сообщает газета «Комментарии», Национальное агентство по минеральным ресурсам Румынии подвело итоги проведенного 8 июля тендера на право доразведки пяти блоков шельфа, расположенных на крайнем северо-восточном побережье страны.

Как отмечает издание, «по однозначному мнению специалистов, победителем в соревновании за богатства придунайского шельфа станет тот, кто первым сумеет протянуть трубопроводы от платформ к берегу. В целом такой подход предусматривает два варианта. Первый вариант — Украина, добившись международного признания своей юрисдикции на Змеиный, должна начать вкладывать средства в строительстве на нем объектов коммуникационной инфраструктуры, которые позволят в дальнейшем развернуть на острове узел распределения газа. Узел замкнет на себе газопроводы и с двух перспективных ареалов добычи: западной части шельфа Украины и северной части шельфа Румынии. Такой вариант может дать ресурс газа нескольким областям Южной Украины. Второй вариант зеркально противоположный — Румыния постарается опередить Киев в развертывании инфраструктуры. В таком случае иностранный инвестор, который рано или поздно придет на эту часть украинского шельфа, будет вынужден, условно говоря, работать на этом участке суверенной территории Украины «через Бухарест, а не через Киев».

Иностранный инвестор к румынам уже пришел и не исключено, что в ближайшее время начнется разработка шельфа. Украина же, похоже, будет и дальше спокойно наблюдать за этим процессом, а украинские политики будут шуметь о «румынской угрозе», не замечая реальных, а не мнимых угроз национальным интересам страны в Черноморском регионе.

Увы, Украина в последнее время не делает практически ничего для укрепления своей энергетической безопасности. Похоже, получив долгожданный «дешевый» российский газ, украинская политическая и деловая элита утратила интерес к вопросам диверсификации как источников энергоносителей, так и маршрутов их доставки. Подобная близорукость может дорого обойтись стране уже в обозримой перспективе.

Кроме того, никто сегодня не способен дать оценку того, как повлияет на рынок электроэнергии в Европе два других проекта Румынии. Так, Правительство Румынии намерено построить еще одну атомную электростанцию в дополнение к имеющейся в настоящее время АЭС в Чернаводэ. Планируемая мощность новой атомной станции — одна тысяча мегаватт. По мнению румынских властей, ввод АЭС поспособствует обеспечению энергетической независимости государства. И хотя новая электростанция будет введена в строй после 2020 года, само по себе намерение обеспечить энергетическую безопасность за счет ввода новых мощностей свидетельствует об определенной стратегии. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос о строительстве блоков №3—4 на Чернаводской АЭС.

В то же время Украина до сих пор не может решить вопрос об энергетической независимости Юга Одесской области, которые получают электроэнергию из зарубежного источника — Молдавской ГРЭС, расположенной на территории непризнанной Приднестровской республики.

Впрочем, существуют объективные препятствия на пути реализации означенных румынских проектов. По прогнозам Всемирного Банка Румыния и Латвия являются единственными странами Европы и Центральной Азии, в которых по итогам 2010 года будет отмечен экономический спад. Румыния вводит режим жесткой экономии и непонятно, откуда возьмутся деньги для реализации проекта.

Но у Румынии перед Украиной есть одно очевидное преимущество. А именно, Бухарест умеет работать на перспективу, в то время как в Украине практически невозможна реализация какой-либо стратегической программы развития, поскольку смена власти очень часто влечет за собой и смену приоритетов. В итоге происходит не столько завоевание новых позиций, сколько их сдача, причем по всем векторам.

Автор: Федор Артеменко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту