![]() |
|
![]() |
![]() |
Около 60 процентов сельхозпродукции страны дает малое фермерство. И именно оно брошено властями на произвол судьбы.
Заканчивается уборка ранних зерновых и зернобобовых в Одесской области. Большинство аграриев сходится во мнении, что подобной ей, по сложности и растянутости по времени, в прошлом не наблюдалось. Конечно, одна из причин — аномалии погоды. Но только ли?..
Начальник Березовского районного управления агропромышленного развития Сергей Цапкаленко рассказывает, что с площади 58,4 тысячи гектаров в районе собрано 166,5 тысяч тонн ранних зерновых и зернобобовых (на сегодняшний день это второй результат в области). Он подчеркивает, что уборочная, которая проходила в районе в тяжелых погодных условиях, заставила сделать определенные выводы и расставить акценты в стратегии и тактике получения достойного урожая.
Озимая еще раз доказала…
Первый вывод, по мнению Сергея Васильевича, заключается в том, что озимая пшеница еще раз доказала: она является основной культурой нашей зоны рискованного земледелия. Березовчане собрали ее в этом году 93 тысячи тонн, со средней урожайностью 32,3 центнера с гектара. Причем, в ряде хозяйств эта цифра значительно выше. Так, ЧП «Черногорское» собрало по 48,1 центнера пшеницы с гектара, сельхозпредприятие «Зернятко» — по 48,4 центнера, ООО имени Посмитного — по 47 центнеров.
Успех этих хозяйств стал результатом, прежде всего, соблюдения всех требований агронауки: грамотно и своевременно применялись средства защиты растений, полноценно вносились минеральные удобрения, сеяли качественными семенами.
Второй вывод уборочной, по мнению специалиста, заключается в том, что в очередной раз были продемонстрированы преимущества крупных товаропроизводителей (кстати, Березовский район — один из немногих в области, где, в основном, сохранилась прежняя структура крупных хозяйств — авт.). По поводу небольших хозяйств, где урожайность значительно ниже. Сергей Васильевич сокрушается: «Некоторые фермеры не смогли «дотянуть» и до 20 центнеров с гектара, то есть, более чем в два раза меньше наших передовых хозяйств. Одна из причин — мелкотоварные производители не имеют возможности применить на своих полях мощную технику».
Начальник сельхозуправления уверен: именно умение сконцентрировать уборочную технику дало возможность многим сельхозпредприятиям района минимизировать потери урожая из-за погодных условий. «В этом году, — продолжает Сергей Васильевич, — мы смогли привлечь в район на период уборки до 90 комбайнов из других регионов. Причем, наши лучшие руководители, имея в своем распоряжении мощный собственный парк уборочной техники, не стеснялись брать и со стороны комбайны. Так в ООО имени Посмитного одновременно на полях работали 16 комбайнов, в ЧП «Черногорское» — 11, в «Зернятке», при относительно небольших площадях, уборку вели 4 мощных агрегата.
В течение первой недели до дождей удалось собирать пшеницу даже второго класса, а урожайность ячменя превышала 40 центнеров с гектара. Однако, в конце уборки качество зерна резко ухудшилось, вплоть до того, что последние хозяйства получали уже до 10—20 процентов пророщенного зерна.
Соблюдение агротехнологии — залог урожая
Первый заместитель главы Ширяевской РГА Степан Дамаскин подчеркивает, что нынешний, аномальный с точки зрения погодных условий, год особенно ярко выявил все узкие места в сельском хозяйстве района. К примеру, в ЧП «ГСП» сумели со своих, почти двух тысяч, гектаров собрать ранние зерновые и зернобобовые со средней урожайностью 43,9 центнеров с гектара. Причем, урожайность пшеницы составила около 54 центнера (результат и для обычного года впечатляющий), озимого ячменя — 36 центнеров, гороха — 35 центнеров, рапса — 35,3 центнера. Не намного ниже показатели и в других предприятиях.
А, ведь, земли этих хозяйств не обходили ни дожди, ни высокая температура. Что же помогло? Прежде всего, по мнению специалиста, соблюдение всех требований агротехнологии и проведенная в короткие сроки (за десять-двенадцать дней) уборочная, что позволило свести потери к минимуму. Кроме своих комбайнов, крупные сельхозпредприятия активно использовали уборочную технику из других регионов.
Степан Петрович отмечает: «В этом году с особой остротой встал вопрос качества землепользования в мелких фермерских и единоличных хозяйствах, а ведь их в районе немало. Не имея возможности соблюдать в полном объеме севооборот, закупать в необходимых количествах средства защиты растений и минеральные удобрения, они особенно пострадали от капризов погоды и второй волны сорняков. Положение усугубилось еще и отсутствием у них, как правило, мощной уборочной техники и помещений для хранения зерна. Сейчас в районе предпринимаются меры для переброски высвободившейся техники на поля мелких хозяйств. Естественно, говорить о качестве зерна здесь не приходится».
В целом же, по последним данным Ширяевской РГА, район выходит на среднюю урожайность по пшенице около 30 центнеров с гектара, озимому ячменю — 26,2 центнера, гороху — 20 центнеров, рапсу — около 18 центнеров с гектара. Валовой сбор зерна ожидается в размерах 160 170 тысяч тонн. Прямо скажем, достойный результат, особенно с учетом всех, возникших в этом году проблем.
Программы поддержки свернуты
Ситуацию, связанную с завершением уборочной в Коминтерновском районе, комментирует заместитель начальника районного управления агропромышленного развития по растениеводству Наталья Цимбал:
— Потери, понесенные сельхозпроизводителями района из-за погоды, — говорит она, — будут еще уточняться. Пока можно сказать, что по уборке зерновых и зернобобовых мы выходим на цифру около 120 тысяч тонн, что значительно ниже результатов прошлого года. Средняя урожайность составляет пока 27 центнеров с гектара. По озимой пшенице, несколько лучше, — около 32 центнеров. Разброс урожайности по хозяйствам очень высок, лучшие крупные сельхозпредприятия собрали с каждого гектара, практически, в два раза больше зерна, чем мелкие фермеры и единоличники. А, ведь, последние обрабатывают немалые площади. К примеру, единоличники обладают 16 процентами пашни района. Вместе с мелкими фермерами (владельцами участков до 100 гектаров), это — почти половина всех обрабатываемых площадей. Но мало кто из них имеет соответствующую собственную уборочную технику. То есть, грубо говоря, они идут «с протянутой рукой» к крупным хозяйствам, когда те закончат уборочную и смогут перебросить технику своим бедным мелким коллегам. Ну, что тут сказать? Комментарии излишни — бедные становятся еще беднее, потому что терпят убытки, теряют урожай. Особенно это проявилось в нынешнем году. Кроме того, мелкие сельхозпроизводители, как правило, не располагают помещениями для хранения зерна, что опять же ставит их перед дилеммой: либо распродавать зерно прямо с поля, с комбайна, либо сдавать на хранение на элеватор за неподъемные для них тарифы.
Уборочная этого года характерна еще и тем, что государство свернуло все программы поддержки растениеводства. Если на весенне-полевые работы мы получили на район 690 тонн дизтоплива и 130 тонн бензина по льготным ценам, то на уборочную — ни литра. Прекращены также государственные дотации, выделяемые ранее на каждый гектар выращенных сельхозкультур, закупку минеральных удобрений.
— Опять же хочу подчеркнуть, — заключает Цимбал, — несмотря на то, что к уборке мы привлекли 68 комбайнов из других районов, отсутствие необходимых мощностей в этом году ощущалось особенно остро. В этом году только пять наших хозяйств смогли приобрести 6 комбайнов «Акрос» и «Дон» с 30 процентной скидкой за счет госпомощи. Это, конечно, недостаточно. Надо ли удивляться, что зерно в последние дни уборки, как правило, идет крайне низкого качества и даже пророщенное?
Глас вопиющего в пустыне
После распаевания земли и ряда других аграрных реформ, в Украине появились селяне, носящие гордое имя «фермер». Причем, некоторые в своих хозяйствах имеют и по несколько сот гектаров пашни, а некоторые не перешли черту в 100 гектаров, и стали именоваться мелкими фермерами. В целом, по Украине насчитывается более 43 тысяч фермерских хозяйств, в Одесской области их — 6 200.
Появились и «единоличники». Это те, кто, получив земельный пай в несколько гектаров, не стал сдавать его в аренду, а решил возделывать землю самостоятельно, без оформления фермерства. И если с итогами нынешней уборочной в крупных хозяйствах все более-менее ясно, то проблема мелких заявила о себе во весь голос.
А ведь эта проблема — государственной важности! Напомним, что около 60 процентов сельхозпродукции в Украине дают именно маломощные, каждый год «дышащие на ладан», но всякий раз «возрождающиеся» (и откуда силы берутся?) хозяйства.
По вполне понятным причинам, большинство собеседников попросило не называть свои настоящие имена.
Рассказывает Станислав Н., Коминтерновский район: «Мои (с женой, тещей и тестем) земельные паи составляют вместе около 30 гектаров. Есть трактор, сеялка, плуг и борона. Комбайна, естественно, нет, — не по карману. Осенью посадил ячмень, насчет севооборота лучше промолчу. Тем не менее, всходы радовали, да и перезимовали они неплохо. Центнеров по 30 с гектара думал собрать. Но, пошли дожди. Сосед, у которого каждый год раньше брал комбайн, сам еле справлялся с уборкой, — выскакивал на час-два в поле, когда чуть подсыхало, а потом опять ждал. Ждал и я, пока колос не «клюнул» и начал сыпаться. Короче, когда получил комбайн, собирать было уже нечего».
Иван К., фермер из Березовского района, успел собрать урожай: «У меня 100 гектаров пашни. Пшеница взошла хорошо, и удалось убрать ее уже по дождю, но все же… Правда, продавать пришлось прямо с поля — хранить негде. Покупатель давал не больше 800 гривень за тонну (сейчас цена поднялась до 1400), пришлось согласиться. Не согласился бы — сгноил бы весь урожай. Пока не решил, буду ли сеять в этом году, — нет смысла, получаю меньше, чем вкладываю».
У Николая С., фермера из Ивановского района, проблема аналогична, но он содержит еще с десяток коров, немалое свиное поголовье и больше сотни кроликов. Рассказывает: «Раньше весь урожай с поля шел на подкормку животных. Продажа мяса, молока давала, в принципе, неплохой доход. В этом же году, ячмень почти ничего не дал, да и боюсь кормить свой скот проросшим зерном. Правда, люцерна вымахала, как никогда. Да вот проблема, — не могу найти мощную жатку».
Очевидно: нынешняя, аномально сложная, уборочная поставила перед агросектором ряд проблем, без разрешения которых будущего у него нет. И у селян, которые так надеялись на приход компетентных руководителей в отрасль (в связи со сменой власти), эти ожидания не оправдались. Ничего, кроме разочарований, уборочная не принесла.
Когда я заканчивал работу над материалом, с чувством возмущения прочитал информацию с пресс-конференции министра агрополитики Николая Присяжнюка в Житомире, где он подчеркнул, что «Министерство агрополитики отвечает, в основном, за объемы производства, качество обработки земли, севооборот и плодородие земли, но не отвечает за ценовую политику, которая уже по ведомству Минэкономики».
Это — чистая ложь. Факты из жизни (те, которые я привел выше) утверждения министра опровергают. Не отвечает оно ни за что! Иначе картина в хозяйствах была бы совершенно иная.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |