![]() |
|
![]() |
![]() |
«Логика» чиновника
По логике министра выходит, что строительство железной дороги Измаил-Рени является нецелесообразным из-за мизерных объемов грузоперевалки в Ренийском порту и огромного срока окупаемости проекта. Да, сегодня грузов на этом направлении почти нет. Но почему? Да потому и нет, что транспортная (в том числе и транзитная) инфраструктура Придунавья остается неразвитой, несмотря на все разглагольствования государственных мужей об огромном транзитном потенциале этого региона. Что больше всего удивляет в ответе министра — так это то, что он причину и следствие. Развивая его логику, можно прийти к выводу, что нам вообще не нужно ничего строить и модернизировать!
Один из самых коротких «медицинских» анекдотов является в то же время удивительно емким и точным: «Ну что, будем лечить или пусть живет?» При всем цинизме этот невеселый юмор, по крайней мере, содержит альтернативу: и у больного, и у лечащих его врачей есть выбор…
Погибающему Ренийскому транспортному комплексу, похоже, выбора не оставили. Порт Рени и его основной смежник — железнодорожный узел — брошены на произвол судьбы. Наше государство в лице Министерства транспорта и связи попросту самоустранилось от спасения двух крупных предприятий Придунавья: если «пациент» умирает — пусть умирает. Туда ему и дорога. По сравнению с такой постановкой вопроса, даже самый черный «медицинский» юмор покажется безобидным.
А существует ли «единая вертикаль»?
Следует напомнить, что в 2009 году Ренийский транспортный комплекс получил настоящий экономический нокаут: по сравнению с 2008 годом, объем грузопереработки в порту сократился на 45 процентов, а железнодорожная станция потеряла около 90 процентов грузопотоков! Нынешний год ничего обнадеживающего не принес — тенденция грузового «голода» продолжается.
Эта ситуация, в частности, привела к тому, что коллектив порта был переведен на 50 процентный режим работы. И, разумеется, на такой же режим оплаты труда. Зарплата рядовых работников (и без того самая низкая в морской отрасли Украины) «усохла» до 600 гривень в месяц. В семьи портовиков вернулся призрак той отчаянной нищеты, который бродил по городу в 90 х годах прошлого века. Естественно, ощутимо сократились и поступления в местный бюджет.
Встревоженное руководство Ренийского района официально обратилось к вышестоящим органам власти с просьбой оказать содействие в решении проблем градообразующего предприятия. Справедливости ради надо отметить, что новое руководство Одесской ОГА незамедлительно откликнулось на этот призыв: губернатор Э. Матвийчук и председатель облсовета Н. Скорик направили в Кабинет Министров ряд совместных обращений о бедственном положении порта и поиска путей его государственной поддержки. Более того, Э. Матвийчук сделал несколько громких заявлений по поводу нынешнего состояния Придунайского края в целом: по мнению главы ОГА, в последние годы государство почти не занималось решением проблем этого стратегически важного региона, но теперь, мол, настала пора вернуть и укрепить утраченные экономические и геополитические позиции на юго-западных рубежах Украины.
Эти заявления создавали впечатление, что ставленники Партии регионов на всех уровнях власти — от райсовета до Президента — действительно представляют собой единую команду, единую вертикаль власти (ведь ее так долго не хватало!), которая способна хотя бы начать движение к достижению провозглашенных целей. Но, как оказалось, для высокопоставленных столичных чиновников наши провинциальные дела — по-прежнему лишь делишки. Из разряда второстепенных. В общем, не царское это дело — заниматься какими-то там отдельными проблемами на какой-то там периферии.
Два ответа — два «привета»
Ответ министра транспорта и связи Константина Ефименко №4313/24/10—10 на имя председателя ОГА Э. Матвийчука достоин того, чтобы процитировать его с минимальными сокращениями:
«Министерством транспорта и связи проработано Ваше обращение… Анализ объемов перевозок железнодорожным транспортом внешнеторговых грузов за период с 2006 по 2010 год показывает, что через порт Рени транзитные перевозки уменьшились с 2 млн. тонн в 2006 году до 1,2 млн. тонн в 2009 году, а за первый квартал 2010 года составили 146,3 тыс. тонн, что на 47,7 процентов меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Прогноз роста объемов транзитных перевозок на перспективу не превышает 2 процентов в год.
С целью привлечения грузов «Укрзализныцей» совместно с «Укрморречфлотом» установлены согласованные тарифные ставки на перевозку железными дорогами Украины транзитных грузов… до станции Рени-Порт… и их переработку в Ренийском морском торговом порту:
— руда железная, железорудный концентрат, окатыши — на 45 процентов к базовым ставкам тарифной политики «Укрзализныци» и 25 процентов — на переработку в порту;
— уголь каменный, бурый — на 45 процентов к базовым ставкам тарифной политики «Укрзализныци» и 15 процентов — на переработку в порту;
— удобрения минеральные, химические — на 39 процентов к базовым ставкам тарифной политики «Укрзализныци» и 15 процентов — на переработку в порту.
Относительно строительства железнодорожной линии Измаил-Рени. Означенный вопрос неоднократно изучался Минтранссвязи и «Укрзализныцей», ответы направлялись как руководству и профсоюзам порта Рени, так и Одесской облгосадминистрации. В 2006 году по заданию Одесской железной дороги проектно-исследовательским институтом «Одесзалiзничпроект» было разработано технико-экономическое обоснование выбора варианта строительства железнодорожной линии Измаил-Рени. Основными критериями для выбора оптимального варианта были стоимость и окупаемость строительства, максимальное сбережение сельскохозяйственных угодий и обеспечение экологической безопасности региона. В результате проведенных расчетов выбора вариантов трассы рекомендован вариант протяженностью 55,3 км. Нормативный срок строительства — 69 месяцев, стоимость — 727 млн. долларов США, сроки окупаемости — от 107 до 49 лет в зависимости от объемов перевозок на этом направлении… Для обеспечения перевозок необходимо также осуществить модернизацию направления Одесса — Измаил. Общая стоимость этих работ составит 875 млн. гривень.
На сегодняшний день все разработки приостановлены… Учитывая изложенное, Минтранссвязи не может быть инициатором строительства железнодорожной линии Измаил — Рени. С уважением, министр К. Ефименко».
Этот ответ оказался не единственным — вскоре свою позицию выразил и. о. министра транспорта и связи Украины В. Корниенко. В официальном письме №4698/24/10 10 в адрес Одесской ОГА он изложил следующее:
«Относительно железнодорожных грузовых тарифов. Минтранссвязи рассмотрело обращение… по поводу предоставления Ренийскому порту скидок на перевозки железной руды украинского производства и транзитного российского угля… Географические особенности расположения порта Рени связаны с необходимостью транспортировки грузов железнодорожным транспортом в адрес порта через территорию Молдовы. В этой связи железные дороги Украины не могут в полной мере влиять на конкурентоспособность железнодорожных тарифов при перевозках в направлении Ренийского порта. Суммарный тариф по территории Украины и Молдовы превышает тариф, который применяется на таком же расстоянии в пределах одной «Укрзализныци».
Согласно действующему законодательству о ценообразовании, при перевозке экспортно-импортных грузов применяются тарифы, регулируемые государством, а при транзитных перевозках тарифы определяются «Укрзализныцей». В настоящее время тарифы на перевозки экспортного железорудного сырья установлены на уровне себестоимости, что делает невозможным предоставление скидок на них. Относительно транзитного российского угля сообщаем, что на перевозку этого груза в направлении порта Рени установлена конкурентоспособная тарифная ставка.
«Укрзализныцей» проводится гибкая тарифная политика с целью экономической поддержки порта. Вместе с тем ведутся переговоры с руководством Молдавской железной дороги на предмет установления на паритетной взаимовыгодной основе конкурентоспособных сквозных тарифов на перевозки основных грузов через порт Рени».
«Я думал, это просто портопункт…»
Выражаясь языком современной молодежи, руководство Минтранссвязи в своих ответах просто «отморозилось» — по-другому не скажешь. Если верить букве и духу обоих документов, то столичные чиновники уже сделали для Рени все, что могли: и анализ провели, и скидки по тарифам обеспечили, и переговоры с Молдовой наладили, и даже похвастали «гибкой политикой с целью экономической поддержки порта». Да вот незадача — при всем при этом предприятие почему-то продолжает умирать.
Что больше всего удивляет в ответе министра? Удивляет то, что руководитель транспортного ведомства путает причину и следствие. По его логике выходит, что строительство железной дороги Измаил-Рени является нецелесообразным из-за мизерных объемов грузоперевалки в Ренийском порту и огромного срока окупаемости проекта. Да, сегодня грузов на этом направлении почти нет. Но почему? Да потому и нет, что транспортная (в том числе и транзитная) инфраструктура Придунавья остается неразвитой! Несмотря на все разглагольствования государственных мужей об огромном транзитном потенциале этого региона. О чем вообще можно говорить, если даже благополучный Измаильский порт испытывает трудности в связи с недостаточной мощностью обслуживающих его железных дорог? Сам же министр признает, что «для обеспечения перевозок необходимо также осуществить модернизацию направления Одесса — Измаил». Но в каком контексте преподносится данная информация? В контексте неподъемной дороговизны подобной реконструкции. Развивая логику министра, можно прийти к выводу, что нам вообще не нужно ничего строить и модернизировать — это ж какие расходы! Нет, тратиться на инфраструктуру мы не станем — бюджет целее будет…
Рассказывают, что когда К. Ефименко посетил Ренийский порт, министру организовали обзор предприятия с высокой точки. Окинув взглядом открывшуюся панораму, большой чиновник произнес: «Я думал, это просто портопункт, а это такая громадина…». Министр не знал, что Рени — крупнейший порт на всем Дунае. Пока крупнейший. Однако при таком «государственном подходе» он действительно может превратиться в портопункт.
А тем временем аналогичный сценарий развития событий отрабатывается на примере Ренийского железнодорожного узла. В частности, руководством Одесской железной дороги практически решен вопрос о реорганизации Ренийского локомотивного депо в сторону понижения его статуса и значения.
— Речь идет о переводе нашего депо из основных в разряд оборотных, — говорит председатель профкома предприятия Павел Бойко. — Это, как вы понимаете, чревато серьезными сокращениями штатов — оборотному депо не нужны технический отдел, бухгалтерия, отдел кадров. Пострадают и те, кто обслуживает подвижной состав. Вопрос решается на уровне технической комиссии Одесской железной дороги. И мы понимаем, что ее вывод будет не в пользу коллектива, а в пользу экономической целесообразности…
Итак, уникальный по своему географическому и геополитическому положению форпост Украины на границе с Евросоюзом окончательно превращается в «забытый полк». И происходит это, как мы уже не раз писали, на фоне усиления транспортных позиций Румынии и Молдовы на Нижнем Дунае. То есть, для наших соседей экономическая целесообразность заключается в дальнейшем развитии инфраструктуры и повышении своей конкурентоспособности, а для нас, судя по ответу министра, — в оправдании бездействия и стремлении экономить там, где экономить — себе дороже.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |