![]() |
|
![]() |
![]() |
Одной из самых затронутых кризисом отраслей экономики Украины оказалось строительство. За каких-то два года из наиболее доходного вида бизнеса оно превратилось в самый убыточный. Стремительный спад произошел не из-за отсутствия спроса, который все так же готов определять предложение, а из-за внутренней организации строительного рынка. Суровые времена выявили слабые стороны украинских строительных фирм, среди которых немало и одесских.
РОЖДЕННЫЕ СПРОСОМ
Ни для кого не секрет, что к новому тысячелетию Одесса подошла с настоящим квартирным голодом. Активно работающий рынок вторичного жилья, даже с учетом отъезжающих за лучшей жизнью одесситов и превышения смертности над рождаемостью не мог удовлетворить имеющегося спроса на жилье. К концу 20 века в Одессе продавалось буквально любое жилье, даже самые непрезентабельные Молдаванка и Пересыпь. И с появлением нового коммерческого жилья, а вслед за ним – и ипотечного кредитования случилось прогнозируемое – очередной строительный бум.
В 2008 году на одесском рынке жилья работало порядка 30 строительных компаний. В течение года построить и сдать в эксплуатацию новый дом было в порядке вещей. И если в начале 2000-х годов одесситы еще с сомнением присматривались к строителям нового формата, то уже через пять лет, инвестировали изо всех сил.
Квартирный голод был настолько велик, что жилье в «новостроях» покупалось даже не на стадии фундамента, а от эскизного проекта, как только фирма начинала рекламную кампанию. Да и цены на жилье в это время были не сравнимы с нынешними: например, купить двухкомнатную квартиру в новом доме эконом-класса, который строили на Молдаванке, можно было всего за 17-18 тысяч долларов. Сегодня такая квартира стоит не меньше 55 тысяч.
СТРОИТЕЛЬСТВО НА ЛЖИ
В процессе активизации рынка новостроев, оказалось, что строительные фирмы поделились на добросовестные и не очень – те, кто быстро собирал деньги и медленно, гораздо медленнее заявленных сроков, строил.
Интересно, что добросовестность одесских строителей была выявлена, в первую очередь, из-за смены городского руководства: весной 2004 года, когда к власти вернулся городской голова Эдуард Гурвиц, проверка показала большое количество объектов, строящихся без разрешительных документов, без отвода земельного участка и так далее. Бывший городской голова руководил строительством лично, широким жестом руки раздавая приближенному кругу лиц участки, позволял в ходе строительства переделывать, вопреки проекту, утвержденные объекты и так далее.
Например, разразившийся в 2005 году скандал вокруг жилого дома «Орфей», который, к удивлению архитектурного сообщества, вдруг стал перерастать расположенный рядом Оперный театр. Оказалось, что владелец объекта, заручившись устным согласием Руслана Борисовича, незаконно повысил здание на два этажа. Понадобилось юридическое вмешательство городской исполнительной власти, чтобы вернуть здание к утвержденному облику.
Ко Дню строителя как-то не хочется писать о представителях этой профессии, не выполняющих свои обязательства. Но на фоне их отчетливо видны те фирмы, которые и сегодня продолжают стабильно строить. Не замешанные в каких-либо аферах, они, как следствие, не попали под удар кризиса.
На фоне громкого киевского скандала со строительной пирамидой фирмы «Элита-Центр», которая сумела взять инвестиции под строительство более 40 объектов, наши 3-4-5 домиков кажутся детским лепетом. Но, если разобраться, в эти дутые дома вложены деньги попавших в беду одесситов.
Самая громкая история случилась с компанией «Златоград», которая в 2005 году объявила о строительстве двух крупных объектов – жилого дома на улице Ольгиевской и ЖК «Золотое руно» на 1 станции Люстдорфской дороги. Еще в самом начале кампании эти дома не могли быть построены – не было разрешения на строительства, люди, имеющие жилье на местах предполагаемых строительных площадок, не были расселены. Но покупатели, подогреваемые быстро растущим пузырем недвижимости, не заметили этих очевидных признаков аферы. Теперь дело «Златограда» превратилось в уголовное, от чего неудачливым покупателям ничуть не легче.
На фоне этой истории недобросовестность фирмы «Интострой», которая всего-навсего сдает дома на 4-5 лет позже положенного срока, выглядит неубедительной. Потому что из-за нагрянувшего в 2008 году кризиса таких фирм оказалось много: практически исчез монополист новостроев Одессы, компания «Прогресс-Строй»: из имеющихся когда-то у нее десятков объектов строятся, да и то лишь с государственной помощью, лишь три.
Большинство небольших строительных фирм практически исчезли, а сильнейшие, имеющие собственную капитализацию, замедлили темпы работы. Сегодня не спеша, но стабильно, продолжают строить жилые дома фирмы «Стикон», «Ново-Будова», «Консоль», «ЗАРС», «Отрада-Девелопмент». Справилась со своими трудностями фирма «Альянс», постепенно втягивается в работу компания «Берег-Групп».
Очередной строительный бум, показатель экономического благосостояния Одессы, закончился в 2008 году, но возвращение его неизбежно: не такой Одесса город, чтобы долго ждать самого доходного бизнеса.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |