ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ПО СИЛАМ ЛИ УКРАИНЕ И РОССИИ ВОССТАНОВИТЬ МОРСКОЕ КРУИЗНОЕ СУДОХОДСТВО?
25.08.2010 / Газета: Моряк Украины / № 34(656) / Тираж: 10025

На 2-ой Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Морской туризм» представители СК «Укрферри» заложили свои предложения и рекомендации одесских моряков по развитию сотрудничества между Россией и Украиной в области развития круизного судоходства. Перспективами развития украино-российского сотрудничества в области круизного судоходства делится капитан дальнего плавания, заместитель директора ДП «Укрферри-Шипменеджент» Евгений Крючкович.

-Несмотря на то, что на пространстве СНГ нет своего круизного флота, количество круизных пассажиров в этом регионе постоянно растет. С чем Вы связываете такую тенденцию?

- Примерно с 2006 года мы видим четкую тенденцию переориентации российского и украинского круизного рынка на крупнейшие мировые круизные линии. Все больше россиян и украинцев отправляются в морские круизы на судах западных круизных линий Роял-Каррибеан, MSC, Принцесс, Холланд Америка Лайн, Коста Круизез, Norwegian Cruise Line, Томсон Туй и многих других.

Мировые круизные компании постепенно расширяют продажи на этом рынке за счет формирования русскоязычных групп туристов, введения на некоторых судах и маршрутах русскоязычного хостесс программ и экскурсий на русском.

Более того, уловив явное предпочтение наших туристов к посадке на борт в отечественных портах, некоторые западные круизные линии специально для нашего рынка уже несколько лет ведут продажу круговых круизов по Европе с возможностью посадки и высадки в Санкт-Петербурге и Одессе, В Санкт-Петребурге это компании COSTA, Norwegian Cruise Lines и MSC, предлагающие более двух десятков таких круизов в сезоне 2010 года. В Одессе — несколько круговых круизов по Европе предлагает компания MSC. В следующем году к ней, как ожидается, добавится компания COSTA- По информации турагентств, вся квота билетов, выделенная для реализации на российском и украинском рынках для таких круизов, продается очень быстро.

Для окончательного захвата рынка иностранные круизные линии близки к тому, чтобы выделить для морских путешественников стран СНГ брендированный лайнер. На основе имеющейся информации такой проект будет осуществлен западными круизными компаниями в ближайшие 3-4 года. Пока же многие мировые круизные линии активно тестируют местный рынок и определяют оптимальный формат для его полномасштабного освоения.

По некоторым оценкам, российский круизный рынок можно сейчас оценить от силы в 20 000 круизных пассажиров в год, украинский — максимум а 2 500. К этим цифрам можно еще добавить 1000-1500 круизных пассажиров из Белоруссии, Казахстана, стран Балтии, Закавказья, Центральной Азии.

Итого общая емкость рынка стран СНГ может быть оценена на сегодня примерно в 23-24 тыс. круизных пассажиров в год. При этом важно отметить, что это количество туристов неравномерно распределено по времени года, в основном концентрируясь на периодах июль-август, майские, новогодние и рождественские праздники. Это очень мало. Наш круизный рынок еще в младенческом состоянии.

Для сравнения: в США в год продается около 5 миллионов круизов, в Германии более 2 миллионов. Из Испании в морские круизы ежегодно отправляются более 200 тысяч туристов, из Италии почти полмиллиона.

Тем не менее, ежегодные темпы роста рынка СНГ очень велики: если за рубежом нормальным темпом считается ежегодный 10%-й прирост, то Россия и Украина, как и другие страны СНГ, значительно опережают эти цифры: количество проданных круизов увеличивается на 35-40% , ежегодно. Интересен и такой факт; если раньше большинство наших круизных туристов интересовалось только круизами ближайших полутора-двух месяцев, то сейчас мы уже продаем на украинском рынке круизы мая 2011 года. Уже почти нет мест на новогодние круизы, немного остается свободных мест даже на традиционно сложные для продаж ноябрь-апрель. Таким образом, совершенно очевидно, что спрос быстро растет, причем во всех категориях от «эконом» до «премиум».

- Подойдут ли стандартные программы круизов западных компаний для наших соотечественников? Постсоветский менталитет все-таки отличается от западного...

- Как отмечают многие эксперты, русскоязычные морские путешественники весьма существенно отличаются от среднего западного туриста. В основном это люди респектабельные, образованные и их требования к сервису и уровню комфорта круизного судна, как ни странно, выше, чем у среднего западного круизного туриста, «Русские круизные туристы» хотят не просто впечатлений, но нового культурного и интеллектуального опыта, более длинных стоянок в портах, чем у наших зарубежных коллег, более насыщенной и серьезной экскурсионной и развлекательной программы.

Если среднестатистический западный «круизный» пассажир — это обычно пенсионер, то типичный «русский круизный турист» — это представитель наиболее активного возраста — от 35 до 65 лег. «Русский пассажир» не очень любит мегалайнеры, предпочитая классические круизные лайнеры среднего размера. Он готов тратить гораздо больше денег на экскурсии и развлечения на борту. У него есть ряд специфических требований к питанию — например, в меню обязательно наличие классического первого блюда. В развлекательной программе русскоязычный круизный турист ценит не только шоу, но и познавательные моменты, различные фестивали, конкурсы, ценит общество известных артистов, деятелей искусств, известных личностей из стран СНГ. Очень важным является формирование на судне атмосферы дружеского общения, знакомств. Наши сограждане явно предпочитают находиться в круизе в своей культурно-языковой среде, чем быть небольшой миноритарной частью многонационального космополитического сообщества, характерной для современных западных круизных лайнеров.

Эти, на первый взгляд, не такие уж существенные отличия, по нашему мнению и с учетом опыта наших коллег, создают уже в ближайшей перспективе хорошую возможность создания «русского круизного бренда».

В случае реализации подобного проекта на одном из современных комфортабельных круизных судов можно рассчитывать привлечь на данное судно не только круизных пассажиров из стран СНГ. Полагаем, что реально рассчитывать, минимум, на 2-3 тысячи дополнительных круизных пассажиров — наших бывших соотечественников, проживающих сейчас в США, Канаде, Израиле, Германии.

- Способен ли этот потенциал создать основу для возрождения круизного судоходства на пространстве СНГ?

- Хотел бы подчеркнуть, что в любом случае с точки зрения стратегических интересов Украины и России глупо отдавать этот перспективный бизнес компаниям из других стран. Уверен, что мы бы сумели наладить его своими российско-украинскими силами на уровне международных стандартов и создать полностью базирующуюся на внутреннем спросе, процветающую отрасль с немалым количеством высокооплачиваемых рабочих мест. Но нужно понимать, что размер необходимых инвестиций для приобретения и запуска в эксплуатацию перспективного круизного теплохода для рынка государств СНГ может составить очень внушительную сумму.

Именно этот, именуемый в маркетинге «высокий порог вхождения на рынок» ограничивает пока возрождение отечественного круизного флота. Для примера: в 2008 году круизный лайнер последнего поколения «Pride of Aioha» (бывший «Norwegian Sky») 1999 г. постройки, вместимостью 2000 пассажиров можно было купить примерно за 320 миллионов долларов. Более возрастной и меньший по вместимости лайнер «Superstar Libra» (бывший «Norwegian Sea») 1988 г. постройки, вместимостью 1480 пассажиров — за 130 миллионов долларов.

Разумеется, есть и «бюджетные» предложения. Например, построенные в 1974/1975 годах и модернизированные в 90-е годы, соответственно голландским и немецким операторами, бывшие теплоходы ЧМП «Грузия» и «Белоруссия», ныне именуемые «Van Gogh» и «Delphin», вместимостью 500-600 пассажиров, летом этого года предлагались за 18-19 миллионов Евро. Сейчас цены на такие теплоходы намного ниже — например, «Van Gogh» в прошлом году был продан с аукциона за 6500 000 дол. Однако 34-35-летний возраст этих судов не позволяет рассчитывать на реальную окупаемость инвестиций. Одно из недавних более- менее «бюджетных» предложений на рынке — теплоход MSC Melody 1982 года постройки вместимостью до 1500 пассажиров рассматривается судовладельцем для продажи примерно за 35 миллионов Евро. Примерно за такую же сумму не так давно предлагался близкий по возрасту, размерам и пассажировместимости теплоход COSTA MARINA..

По нашему мнению, следует принимать в расчет суда восьмидесятых-девяностых годов постройки с примерным объемом инвестиций проекта от 100 до 200 миллионов долларов. Безусловно, ни одна компания-инвестор из Украины или даже России не рискнет сейчас средствами такого масштаба (собственными или заемными) в такой чрезвычайно чувствительной к любой политической или экономической нестабильности сфере, как круизное судоходство, без серьезной государственной поддержки или гарантий.

Больше перспектив, наверное, может быть у наших российских коллег. Как мы знаем, в последние годы в России на высшем государственном уровне проявился определенный интерес к возрождению морского флота. Появился ряд амбициозных национальных программ и проектов, в том числе — Сочинская Олимпиада. Уверен, в том случае, если российское государство предоставит определенные гарантии, то в России вскоре найдется заинтересованный инвестор для выполнения проекта в рамках государственно-частного партнерства. В этой связи хотелось бы надеяться на продолжение сотрудничества компаний Украины и России а области круизного судоходства.

Накопленный нами опыт, умноженный на совместные возможности, может дать хороший результат. Важно, чтобы серьезные инвесторы наших стран и люди, занимающие высокие государственные посты, осознали: морской круизный бизнес для рынка СНГ при правильном менеджменте и правильно подобранных проектах уже в ближайшем будущем может стать высокодоходным и масштабным. Он имеет все шансы ничем не уступать как минимум круизному рынку таких стран, как Испания и Бразилия. Потенциально это обороты в сотни миллионов долларов год.

Тот инвестор, который придет в эту сферу раньше других, имеет все шансы на коммерческий успех. Для государства же — появление даже одного или двух крупных национальных современных круизных лайнеров, безусловно, повысит престиж нации, расширит сферу национальных интересов в стратегически важной морской отрасли, не говоря уже о дополнительных рабочих местах, налогах и прочих положительных моментах.

Как давно доказала мировая практика, да и наш собственный опыт советского прошлого, морской круизный флот — это сочетание приятного, полезного и выгодного. Это роскошь, средство передвижения, важный инструмент познания нацией окружающего мира и возможность достойно представить наши страны за рубежом. Чего скрывать: когда в наши порты заходят иностранные супер-лайнеры с борта которых спускаются на берег спокойные, обеспеченные и уверенные в себе люди, мы искренне им завидуем.

Я уверен, возрождении круизного флота стран СНГ СК «Укрферри» уже сделала немало. Однако не следует ожидать, что круизное судоходство будет развиваться быстро и легко. Мы находимся только в начале большой и сложной работы для достижения этой цели. И дальнейшее продвижение будет в большой степени зависеть, от сотрудничества Украины и России в этой сфере.

Автор: Александр Федоров, пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту