![]() |
|
![]() |
![]() |
Последнее в этом году летнее заседание исполкома горсовета, прошедшее 20 августа, было не совсем обычным. Все, в общем, было как всегда — и скучные лица чиновников, и очередной митинг перед зданием мэрии — на сей раз от Эдуарда Гурвица требовали помочь сиротам и подарить им школьные принадлежности, но само заседание происходило всего лишь через два дня после трагического ДТП с участием маршрутного автобуса, когда на Херсонском спуске маршрутка, заполненная пассажирами, не вписалась в поворот, перевернулась и упала со склона, что не могли обойти вниманием даже ленивые городские чиновники. Напомним, что в результате инцидента более десяти человек получили ранения, в том числе и очень тяжелые, а восьмилетняя девочка, приехавшая с родителями на отдых в Одессу из России, погибла.
Сразу отметим, что практически сразу же после трагедии свои соболезнования выразил губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук, пообещавший найти виновных, однако городские власти почему-то следовать этому примеру не спешили. На протяжении двух дней после трагедии мы не услышали не то что соболезнований, но и просто комментариев инцидента со стороны городского руководства. Молчал городской департамент транспортного комплекса, воды в рот набрал и городской голова. И если бы по счастью, не случилось через два дня очередного заседания исполнительного комитета Одесского горсовета, то, видимо, мы бы так и не узнали, что думают по поводу сложившейся ситуации наши многомудрые чиновники.
Но — подвернулся исполком, и разного рода госслужащие, имитируя бурную деятельность, принялись перекладывать вину друг на друга и твердо обещать, что «все будет хорошо».
Кстати, не будем лукавить, если напомним, что подобная бурная деятельность возникает в нашем городе аккурат после какого-нибудь крупного ЧП. Рухнет очередной дом, который по уверению чиновников, был диво как хорош и должен был простоять еще лет двести, — и сразу созывается комиссия, которая, поработав месяц, внезапно приходит к сногсшибателному выводу — оказывается, ветхий жилой фонд в Одессе есть и эту проблему нужно как-то решать. Льют дожди — и после каждого из них некоторые районы города практически полностью затапливает, а улицы превращаются в полноводные реки, в которых плавают автомобили, — собирается комиссия, которая выезжает на место, а потом как новость преподносит всем известный факт о том, что ливневая канализация в городе давно устарела, не справляется с потоками воды и ее срочно необходимо реконструировать. Правда и то, что все эти выводы и решения ни к чему не ведут — как падали здания в Одессе—так и падают, автомобили по-прежнему плавают в искусственных дождевых реках, а десятки тысяч одесситов по-прежнему страдают от постоянного запаха аммиака и нефтепродуктов в воздухе. Так и тут городские власти вдруг увидели, что в автотранспортном комплексе города есть проблемы — и немалые.
ВИНОВНЫХ НЕТ?
Казалось бы, на заседании исполкома в первую очередь необходимо было выслушать позицию и объяснения департамента транспортного комплекса города, который отвечает за все: и за горэлектро-транспорт, и за маршрутные автобусы. Но с Александром Науменко, начальником департамента, внезапно то ли какая хворь приключилась, то ли он лично ползал по Херсонскому спуску, устанавливая с лупой причины аварии, но факт остается фактом — его на заседании не было. Вместо него объектом публичной порки назначили его заместителя Сергея Дашковского, да и то никакой порки не получилось. В Багдаде все спокойно...
Ничего нового, как и следовало ожидать, чиновник не сказал, только вкратце пересказал подробности страшной аварии, после чего все-таки озвучил позицию департамента по этому вопросу:
«К сожалению, это не первый случай в августе, который происходит с одесскими маршрутками, — сообщил он. — Например, 8 августа водитель другой маршрутки от жары потерял сознание за рулем и врезался в другой автомобиль. На следующий день он скончался в больнице. Дело в том, что во многих автобусах двигатели находятся возле кабины водителя, поэтому там очень жарко, тем более этим аномально жарким летом. Особенно от этого страдают возрастные водители. Мы планируем обязать перевозчиков заботиться о водителях, дать возможность им принимать душ на конечных остановках и оборудовать маршрутки кондиционерами».
Да и на все последующие вопросы со стороны членов исполкома Сергей Дашковский отвечал примерно в таком же духе — «работаем», «обяжем», «будем отслеживать» и т. д. и т. п.
Немного нарушили благостную картину выпады некоторых депутатов горсовета и заместителя начальника областного УВД Ивана Ястремского, которые раскрыли чиновникам страшную тайну, которую, впрочем, знает любой одессит. Одна из причин подобных происшествий в том, что водители маршруток вместо положенных 8 часов в сутки работают по 12-15 часов, после чего отсыпаются несколько часов и снова садятся за руль.
Зато заместитель начальника ГАИ города подполковник Виктор Никифоров все возможные обвинения в халатности Госавтоинспекции отверг и долго читал с бумажки скучные столбцы цифр. «Работа Госавтоинспекции по выявлению недобросовестных водителей и нарушений правил перевозки пассажиров ведется на должном уровне — за отчетный период 136 автобусам было запрещено выходить на линию из-за обнаруженных недостатков» — и еще пятнадцать минут в том же духе. Правда, установить ограждения на крутом спуске, где произошла трагедии, руководство ГАИ так и не додумалось, пообещав сделать это только после требования первого вице-мэра Одессы Анатолия Ворохаева.
После этого «на ковер» наконец-то был вызван руководитель компании-перевозчика ООО «Европа» Анатолий Манойло, на чьем маршруте и работал водитель, устроивший ДТП. По словам растерянного перевозчика, чью компанию теперь могут лишить лицензии, водитель был опытным и просто потерял сознание от теплового удара. Буквально на несколько секунд, но именно за эти мгновения и произошла трагедия.
Зато, как и следовало ожидать, перевозчик начал всячески расхваливать условия работы своих водителей — слушая, и впрямь можно было подумать, что мы уже живем в Европе. И мол, никто из них никогда не работает больше восьми часов, никто не превышает скорость и не нарушает правила дорожного движения, наоборот, им созданы все необходимые условия — даже душ водители принимают несколько раз. В общем, сказка, а не работа.
То, что многие перевозчики не оформляют водителей официально и те работают без трудовых книжек, а если их увольняют за какие-нибудь нарушения, то они просто переходят на другие маршруты в связи с нехваткой водителей, — это, разумеется, мелочи, не заслуживающие внимания.
Но самое неприятное, что часовое обсуждение, которое было ни чем иным, как вялым переливанием из пустого в порожнее, так ничем и не закончилось. Чиновники отрапортовали о намерениях провести какие-то очередные проверки и в энный по счету раз пообещали усилить контроль за работой транспорта, на чем все и закончилось. Виновным в этой трагедии остался лишь ее непосредственный виновник — водитель с двадцатилетним стажем. На людей, стоящих выше него по иерархической лестнице, правосудие, видимо, уже не распространяется.
Подводя итог обсуждению, Эдуард Гурвиц тоже не стал оригинальничать и произнес очередные дежурные фразы, которые, кроме скуки, никакой реакции не вызывают:
«Департаменту транспорта не раз ставилось «на вид», что водители безобразничают. Надо разрывать с такими перевозчиками договоры. Также нужно оказать материальную помощь пострадавшим, в частности семье погибшей девочки из Брянска. Все виновные будут наказаны. Город займется перевозчиками, а ГАИ — водителями».
ОРГВЫВОДЫ
На следующий день после заседания исполкома муниципалитет разродился распоряжением, в котором опять была неоднократно повторена мантра о «принятии мер». Согласно этому распоряжению, директор департамента транспортного комплекса и связи
Александр Науменко схлопотал выговор за «недостаточный уровень контроля за выполнением условий договоров на организацию пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования», а у недобросовестных компаний — хозяев маршрутов (в случае, конечно, если такие найдутся) предлагается отбирать лицензию.
В общем, даже трагедия не вывела одесских чиновников из состояния благостного покоя, в котором они перманентно пребывают, а «разбор полётов» в итоге вновь закончился ничего не значащими решениями и выводами.
Вот вы верите в то, что после «принятых мер» водители маршруток перестанут гонять по улицам, как по гоночным трассам, нарушать правила ПДД, будут работать только 8 часов в день, и вообще — мановением волшебной палочки превратятся в примеры для образца и подражания? Нет? Мы тоже не верим... А городские власти почему-то верят. Да и наказание так никто и не понес...
Р. в. Гораздо более глубокие выводы из происшедшего вынесли областные власти. В частности, вице-губернатор Одесской области Людмила Варрава сообщила, что отныне управления транспортного комплекса Одессы и области будут разрывать договоры с предприятиями-перевозчиками после поступления на них трех жалоб от населения.
Кроме того, как заявила вице-губернатор, в маршрутных автобусах будет введено новшество — таблички с номером горячей линии управления транспорта и морехозяйственного комплекса Одесской облгосадминистрации, куда население сможет обратиться с любой жалобой на водителей. Меры, обещают, будут приняты тотчас.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |