![]() |
|
![]() |
![]() |
Увы, но и в обращении Виктора Федоровича к украинскому народу, и в выступлении на торжественном митинге было слишком много личных местоимений, что зачастую создавало впечатление, что мы слушаем не столько речь демократически избранного Президента, сколько тронную речь монарха.
Любые заклинания власти «затянуть пояса» из патриотических чувств наталкиваются на глухую стену неприятия. Потому что знают: подобный патриотизм — он для низов, а те, кто обращаются с подобными призывами, на подобные жертвы не идут. Правящий класс, как и прежде, страшно далек от народа.
«Вы увидите новую Украину. Вы обязательно будете жить в ней». Эта фраза из выступления Президента Украины по случаю 19 й годовщины независимости страны почему-то до боли напоминают знаменитую фразу другого лидера — Никиты Сергеевича Хрущева, который на XXII съезде КПСС торжественно пообещал: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Мои родители принадлежат как раз к этому поколению людей. Отец умер, так и не дождавшись прихода коммунизма, мать уже 19 лет живет при капитализме латиноамериканского образца.
Да и что означает эта новая Украина? Она была «новой» при каждом из Президентов. Украина Кучмы отличалась от Украины Кравчука, Украина Ющенко — от Украины Кучмы. Где-то было постабильнее, где-то посвободнее, где-то позажиточнее, где-то победнее. Но так чтоб уж совсем хорошо — никогда. И Украина Януковича исключением не будет. Потому что Виктор Федорович пока что следует той же проторенной дорожкой, что и его предшественник, а именно — активно расставляет кадры.
Хоруживка маленькая, но и ее хватило на всю Украину. Что уж говорить о Донбассе, с его Макеевками, Енакиево, Горловками, уроженцы которых сегодня активно заполняют государственные должности.
Да, скорее всего, и среди них есть достойные и грамотные люди. Но почему-то их становится слишком много.
Ну да ладно. Поговорим все же о годовщине. Выступление Президента по случаю Дня независимости довольно часто превращается из ритуального акта в своеобразный отчет Главы государства и декларацию его намерений. Так вышло и на этот раз.
Безусловно, можно согласиться с Виктором Януковичем относительно того, что ему удалось восстановить «управляемость системы государственного управления в центре и на местах». Правда, еще неизвестно, какова будет цена этого восстановления. Ведь многие кадровые назначения Президента в областях и районах вызывают удивление, да и не всех членов Правительства можно в полной мере отнести к профессионалам на порученных им участках работы. Несомненно одно: управляемость государственного механизма достигнута не столько за счет повышения его эффективности, привлечения профессиональных кадров из других сфер, сколько за счет формирования лояльного (по отношению к нынешнему Президенту) чиновничьего корпуса.
Да, при Януковиче вряд ли можно ожидать того, что кто-то из губернаторов будет вести «свою игру» и поддерживать иную партию или иного кандидата во время парламентских или президентских выборов. Но ведь задача исполнительной власти на местах состоит не в том, чтобы обеспечивать необходимый результат голосования. По Конституции они на уровне областей и районов отвечают практически за все, в том числе — за соблюдение законности и правопорядка, за исполнение законов и нормативных актов. Следовательно, от того насколько эффективно они будут выполнять свои конституционные обязанности, люди будут судить о власти в целом.
Увы, стоит отметить, что и в обращении Виктора Федоровича к украинскому народу, и в выступлении на торжественном митинге было слишком много личных местоимений, что зачастую создавало впечатление, что мы слушаем не столько речь демократически избранного Президента, сколько тронную речь монарха. «Мои реформы»; «Я работаю над реализацией судебной реформы»; «Я работаю над ликвидацией драконовской разрешительной системы»; «Я не позволю стране свернуть с демократического пути реформ»; «Я понимаю, что избранный нами путь, очень сложный и очень тяжелый»…
Все это поневоле резало слух. Но Виктор Янукович — не Людовик IV, которому приписывают знаменитую фразу «Государство — это я». Он не правит, а руководит страной, руководит совместно с Парламентом и Правительством. Да и его предшественник Виктор Ющенко любил злоупотреблять личными местоимениями и фразами типа «моя нация», за что и получил кличку «мессия». Неужели и Виктора Януковича заразила эта болезнь?
Впрочем, ответ кроется в самом выступлении Президента. Среди пяти составляющих «обновленной Украины», названных им, на первом месте стоит «сильный Президент, у которого есть практические рычаги координации и контроля над реализацией ключевых вопросов реформ и стратегического курса государства». Для умеющих читать между строк, данный пассаж означает одно — пересмотр результатов политической реформы 2004 года и возврат к Конституции времен Кучмы. Здесь, как мы видим, Виктор Федорович не оригинален. Сейчас его власти ничто не угрожает. В Верховной Раде — стабильная коалиция (ряды которой с каждым месяцем только растут), подконтрольное Правительство. Но политическое счастье переменчиво. И кто знает, что принесут с собой очередные парламентские выборы 2012 года (а может и внеочередные). Тем более что и Януковичу, и коалиционному Правительству приходится, по его же словам, идти на «непопулярные шаги».
Действительно, шаги эти вынужденные и продиктованы они требованиями Международного Валютного Фонда. Возобновление сотрудничества с МВФ можно также отнести к позитивам первых месяцев правления Януковича, но только в плане сотрудничества, что отнюдь не означает необходимости идти у МВФ на поводу. Хотя не секрет, что ряд мировых рейтинговых агентств уже повысили рейтинги Украины, что, в свою очередь, является позитивным сигналом для инвесторов. Но расплачиваться за этот шаг приходится населению Украину, для которого уже возросла цена на газ. Никто не любит непопулярных шагов. Но рядовые украинцы не любят их вдвойне. Потому что любые заклинания власти «затянуть пояса» из патриотических чувств наталкиваются на глухую стену неприятия. Потому что знают: подобный патриотизм — он для низов, а те, кто обращаются с подобными призывами, на подобные жертвы не идут. Правящий класс, как и прежде, страшно далек от народа.
Да и программа реформ от Виктора Януковича не дает ответа на все злободневные вопросы современного развития Украины. Если верить Президенту, то власть делает все для «обретения Украиной экономической независимости». Но в нынешних условиях экономическая независимость — это, прежде всего, энергетическая независимость. Никакие Харьковские соглашения, никакие скидки на российский газ не могут исправить того факта, что энергоемкость единицы украинской продукции в 4—6 раз выше европейской. Без программы энергосбережения, без диверсификации источников поставки энергоресурсов достичь этого невозможно.
Безусловно, состоявшееся вскоре после празднования Дня независимости заседание Комитета по экономическим реформам, на котором среди представленных национальных проектов были и такие важные, как строительство на черноморском побережье терминала по приему сжиженного газа и строительство ветряных и солнечных батарей, можно назвать позитивным фактом.
Однако, нельзя не заметить, что сама по себе идея национальных проектов скопирована с аналогичной российской. Среди десяти обозначенных проектов есть те, которые действительно могут быть реализованы, например, строительство скоростного сообщения между Киевом и Борисполем, или уже упомянутого терминала по приему сжиженного газа. Стоить напомнить, что в Черноморском регионе уже реализуются аналогичные проекты. В качестве примера можно привести румыно-азербайджано-грузинский проект AGRI, ориентированный на доставку сжиженного газа из Азербайджана в Румынию.
В то же время, в той же России с реализацией национальных проектов не все гладко. Если по некоторым достигнут определенный прорыв, то по такому животрепещущему проекту, как «Доступное жилье», российские эксперты констатировали провал. Нечто подобное может ожидать и аналогичный украинский проект. Причина тому — в специфике жилищной проблемы как таковой. По идее, доступным жилье должно быть, прежде всего, для определенных категорий граждан — многодетных семей, военнослужащих, инвалидов, незащищенных слоев населения. Всем остальным необходима доступность кредита и доход, достаточный для того, чтобы этот кредит своевременно выплачивать.
Сам по себе принцип национальных проектов, конечно же, неплох. И то, что под эти проекты предполагается привлечь инвестиции, а не осваивать бюджетные средства, также звучит ободряюще.
И еще об одном важном пункте, который прозвучал в выступлениях Виктора Януковича. Как известно, «оранжевые» и Виктор Ющенко считали свободу слова достижением своего режима. Правда, подлинной свободой это можно было назвать с натяжкой, поскольку свобода слова в правовом государстве состоит не только в возможности вольно высказывать свое мнение по поводу действий власти, но и в том, чтобы власть на эти высказывания реагировала. Вспомните, кто из высших чиновников времен Ющенко ушел со своего поста после того, как стали известны факты о его причастности к разворовыванию бюджетных средств?
Власть в Украине обрела некий виртуальный характер, а государственные мужи стали восприниматься как участники очередного ток-шоу.
От Януковича ожидали сворачивания свободы слова, как, впрочем, ожидали этого и от Тимошенко. Причем, было очевидно, что происходить это будет не как введение непосредственной цензуры на телевидении или в газетах. Все гораздо проще. Средства массовой информации находятся в руках крупного бизнеса. Для него они — орудие влияния на политику и средство борьбы с конкурентами. Но пять лет свободы высказываний не прошли даром. И журналисты довольно остро отреагировали на изменения в редакционной политике. Этим, естественно, не преминула воспользоваться и оппозиция. Негативно отреагировал и Запад, всегда болезненно относившийся к подобным действиям властей на постсоветском пространстве.
Так что Януковичу, пришлось, по сути, уклончиво оправдываться. С одной стороны, он не исключает, что «обеспечение фундаментального права гражданина или журналиста свободно высказывать свою позицию может наткнуться на определенные препятствия в отдельных масс-медиа», с другой, «государство никоим образом не причастно к таким случаям». И вообще, все происходящее — «конфликты интересов в среде собственников СМИ».
Может быть это правда, но в стране, где бизнес тесно сращен с государством, ничего просто так не бывает. И найдется ли в «новой Украине» Виктора Януковича место для свободы прессы, еще не известно. Но, честно говоря, очень не хотелось бы, чтобы программы новостей состояли из бравурных отчетов о достижениях на пути реформ, а газетные полосы украшали исключительно фото Президента и его сподвижников. Потому что тогда мы так и не узнаем: воплотились ли в жизнь обещания Виктора Януковича о «новой Украине».
В пьесе «выдающегося украинского поэта» Чехова, Соня, утешая усталого, измученного жизнью дядю Ваню, говорит: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка». Что звучит в этом тексте — ирония, горечь или утешение? Каждый трактует это по-своему. Так и с «новой Украиной». Будем ли мы через несколько лет смеяться, плакать или сокрушаться об утерянном времени? Посмотрим.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |