![]() |
|
![]() |
![]() |
Принято считать, что налоги — «кровеносная система» общества и государства. Если продолжать аналогию, то Проект Налогового Кодекса предлагает поменять «кровеносную систему», а органы оставить на прежнем месте и в прежнем виде. Интересно, куда же тогда будет поступать «кровь»? Явно не в органы. Или это — «модернизированный» способ варварских человеческих жертвоприношений прошлого?
Налогового инспектора у нас теперь приравнивают к прокурору, судье и палачу одновременно, вручая ему «упорядоченную» «гильотину» с «ремнями» из правовых документов, которыми он нас и будет «связывать» перед казнью...
Если следовать логике «успеха» авторов налоговой реформы, то мы и до Нигера не дотянемся. Или Украина сильно претендует на роль европейской колонии африканского типа? Тогда так и надо было объявить в Пояснительной записке к Проекту Налогового Кодекса. По крайне мере, мы бы знали, что авторы не кривят душой.
Экономика истощена. Финансовая сфера нестабильна. Бюджетные дыры рискуют стать апокалипсическими «черными». Успокаивающая статистика мнимого роста пугает именно потому, что рост мнимый, и строится на росте цен. Правящие политики громко говорят о будущем процветании, не забывая настаивать «затягивать пояса» так, что уже дышать трудно. Они видят выход и спасение в реформах, в которых решительно не разбираются. Но «пояса» затягивают — да так, чтобы никто не выскользнул.
Одним из таких «смирительных поясов» может стать Налоговый Кодекс, если его Проект, зарегистрированный в ВР под номером № 6509/П, обретет силу закона. То, что он будет принят — весьма вероятно, о чем уже не раз писала наша газета. Поводом для уверенности в таком плачевном исходе как раз и служит «всенародное обсуждение» этого документа.
Почему в кавычках? Да потому, что об этом объявили в самом начале как никогда жаркого отпускного сезона (как будто нам больше нечего делать на отдыхе, кроме «изучения и обсуждения» навязанной темы).
Тем не менее, несмотря на адскую жару, многие из нас отнеслись к этому серьезно, и все-таки нашли в себе силы проработать документ. Но давайте задумаемся. Только в Одессе (как явствует из публикации В. Максимовича в прошлом номере газеты под заголовком «Нельзя воевать с собственным народом») предприниматели и бизнесмены, объединенные только в одну общественную организацию, предложили около 5 тысяч поправок! Сколько у нас больших городов, и сколько общественных организаций, объединяющих таких же предпринимателей?!
Не будем заниматься арифметикой. По отношению к Проекту, она забавна даже без этих действий. Хотя бы потому, что примерно пять тысяч поправок было и у депутатов в зале Верховной Рады, когда это варево тотальных претензий чиновников на вседозволенность было предложено для обсуждения.
При таком количестве изумленной публики (именно изумленной дикостью поставленных вопросов), об обсуждении было бы абсурдно говорить. Тему просто нужно было снимать и поручать другим наполнение ее нужным содержанием. У нас — не сняли, а стали серьезно говорить. Стало быть «идеи», заложенные в документе, намерены принять, а это уже опасно для общества, ибо опасно для экономики государства и благосостояния людей.
Заявленные программные цели недостижимы
Название сегодняшней статьи автор выбрал не случайно — по аналогии с Программой экономических реформ Президента на 2010—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».
Я не язвлю, и не пытаюсь сделать карикатуру. Я уважаю Президента хотя бы потому, что голосовал за него. Но судя по тому, что происходит, смело могу утверждать: цели, заявленные в президентской программе, уже недостижимы хотя бы по абсурдности налоговой системы, которую предлагают ее авторы. Если таких и им подобных авторов Президент не прогонит со двора, любые его благие начинания останутся лозунгами. А почему — давайте посмотрим.
Читаем текст Пояснительной записки к Проекту Налогового Кодекса: «Миссия (главная цель) — строительство современной, справедливой фискальной политики, которая обеспечит стабильность налогообложения, равность всех плательщиков налогов перед законом, достижение стратегических целей устойчивого развития в обновленной системе государственного регулирования экономики».
В индикаторы успеха всей налоговой реформы заложены «три кита»: принятие Налогового Кодекса; повышение позиции Украины в международном рейтинге простоты ведения бизнеса по показателю «уплата налогов» не менее чем на 30 позиций до конца 2014 года; снижение части теневой экономики до 2014 года на 30 процентов (по сравнению с уровнем 2010 года).
«Как круто!» — воскликнут неосведомленные. «Какое убожество!» — воскликнул те, кто хоть немного понимают, в чем тут дело.
Что касается международного рейтинга простоты ведения бизнеса, то Украина занимает 181 место в мире за 2010 год. В то же время, к примеру, налоговое бремя Нигера — на 141 месте, Таиланда — на 88, Танзании — на 120. А это все — страны третьего мира. И, если следовать логике «успеха» авторов налоговой реформы, то мы и до Нигера не дотянем. Или Украина сильно претендует на роль европейской колонии африканского типа? Тогда так и надо было объявить в Пояснительной записке. По крайне мере, мы бы знали, что авторы не кривят душой.
Что же касается теневой экономики, то, по данным Всемирного Банка, у нашей страны удельный вес теневой экономики составляет 55 процентов. Это — согласно официальным данным, которые поддаются исследованиям и учету. По неофициальным данным «тень» у нас доходит до 75 ти и более процентов. В отдельных секторах она может достигать и 90 процентов. В Европе этот показатель, в среднем, составляет 8 процентов в Швейцарии, 9,9 процентов в Люксембурге, чуть больше — в Германии, Англии, Франции.
Это не удивительно. «Тень» существует во всем мире — точно так же, как преступность не знает границ. И точно так же — там, где правит закон, там и порядка больше. Почему в Европе относительно невелика доля теневого бизнеса? Все относительно просто. Деловая активность в Швейцарии выгодна вследствие развитой промышленности, главенства закона, эффективной судебной системы и высокого уровня прозрачности в деятельности государственных институтов. Налоги в этой стране, как с частных лиц, так и с юридических гораздо ниже, чем в соседних странах, что привлекательно для вливания иностранного капитала. Украинский же законодатель, делая акцент на отчетности, сам и создает поле для манипулирования отчетными данными, не упрощая, а усложняя налоговую систему. Результат — она становится менее прозрачной, чем вчера, зато более запутанной и жестокой (если не сказать жестокой). Само по себе механическое «уменьшение количества нормативных актов», отнюдь не улучшает их качества. Можно сто документов заменить одним, но запутать его так, что не только ваш мозг — компьютер «зависнет»!..
Получается, общество станет богато… бедными!
«Богатое общество»… А чем оно будет богато? Бедными что ли? Получается, только ими…
По состоянию на 01.07.2010 года число зарегистрированных физических лиц-предпринимателей составило в нашей стране 4863982 человека (http://www.dkrp.gov.ua). Цифра — гигантская — больше одой десятой численности всего населения. При этом, большинство предпринимателей задействованы в сферах торговли, транспорта, оказании услуг населению. Все они до последнего времени «с жиру бесились (так, видимо, решили наши власть имущие) благодаря щадящему налогообложению, предусмотренному Указом Президента от 03.07.1998 года № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
Напомню, тем Указом к упрощенной системе были отнесены следующие типы предпринимателей:
— физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц, и объем выручки, которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тысяч гривень;
— юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднесписочная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки, которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 миллиона гривень;
На сегодняшний день для указанных типов действует шкала уплаты налога от 20 до 200 гривень в месяц (для физических лиц). С принятием же Налогового Кодекса, число «упрощенцев» существенно сокращается. К примеру, это касается субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц), осуществляющих следующие виды деятельности:
— розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов;
— деятельность в сфере финансового посредничества;
— деятельность, связанную с организацией торговли, предоставлением услуг по созданию надлежащих условий для осуществления торговли другими физическими или юридическими лицами и арендой торговых мест на рынках и (или) в торговых объектах;
— деятельность по предоставлению в аренду земельных участков, жилых и нежилых помещений (строений, сооружений) и (или) их частей;
— оптовую и розничную торговлю через сеть Интернет;
— деятельность по предоставлению услуг Интернет-провайдеров;
— предоставление услуг по доступу к сети Интернет;
— деятельность в сфере права;
— деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита;
— деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;
— рекламную деятельность;
— подбор и обеспечение персоналом;
— посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества.
Перечень я здесь привел далеко не полный, но он уже сам говорит за себя. Выведение этих видов деятельности из сферы малого бизнеса и перевод в общую категорию спровоцирует лавину негативных факторов, из которых самыми опасными окажутся три.
Во-первых, это вызовет повсеместный рост цен на все виды продуктов питания и услуг. Ведь предприниматели вынуждены будут не только больше платить налогов, но и нанимать опытных бухгалтеров для ведения отчетности. Таким образом, себестоимость их работ и услуг естественным образом повысится, и платить за это придется каждому из нас, кто ежедневно потребляет продукцию этих предпринимателей.
Во-вторых, необходимость вовлечения этой сферы в громоздкую систему налоговой отчетности, толкнет этих же предпринимателей на уход в «тень». Таким образом, и налоговая, и пенсионная системы в одночасье лишатся огромных сумм поступлений.
И, наконец, в-третьих, те из предпринимателей, которые не захотят рисковать уходом в «тень», или получать ежедневную «головную боль» с отчетностью, просто откажутся продолжать ведение бизнеса, и пополнят армию безработных.
Последнее особенно чудовищно. Повторюсь, что предпринимателей у нас — почти пять миллионов, а вместе с членами их семей, обеспеченных работой у себя же — это не менее 50 процентов всего трудоспособного населения страны. Вот и прикиньте, какой уровень безработицы мы получим, если «дадим по рукам» этой категории работодателей.
Лозунги, как юридическая норма обмана
К сожалению, до сих пор законодатели не озвучили ни одного аргумента относительно целесообразности принятия такого решения. Непонятным остается высказывание, что, мол, «данные виды деятельности являются высокорентабельными, доходы от них являются пассивными, либо по своей сути не требуют государственной поддержки в виде уплаты единого налога».
Это не совсем так, или, точнее, совсем не так — даже в таких областях, как, например, предоставление финансовых, юридических услуг или торговля промышленными изделиями из драгметалла.
Одно дело — скажем, торговля драгметаллами, юридические или бухгалтерские услуги в областном центре, тем более, городе-«миллионнике». Так здесь и действуют соответствующие ювелирные салоны, консалтинговые агентства и юридические бюро. И они отнюдь не являются представителями системы малого бизнеса. Их налогообложение и без того осуществляется «по полной программе». Сравните их доходы и доходы продавца украшений, юриста или опытного бухгалтера, торгующих или предоставляющих консультации где-нибудь в Ахтырке или Арцизе, в Татарбунарах или Ивановке. Там доходы не идут ни в какое сравнение с доходами даже в таких населенных пунктах, как, скажем, Измаил или Белгород-Днестровский. Во-первых, потому что нет столько клиентов. Во-вторых, потому что у имеющихся клиентов нет возможности платить по ставкам больших городов (оттого, и услуги здесь, как правило, в три-пять раз дешевле). В-третьих, потому, что только из-за безработицы в глубинке специалисты и идут на малое предпринимательство ради того, чтобы хоть как-то выжить и обеспечить себе минимально возможную зарплату, зачастую, просто ради питания.
Как же исследует эту картину Налоговый Кодекс? А он ничего не исследует! Он «рубит» с плеча, и одним махом «обезглавливает» целую армию работодателей, превращая ее в потенциальных безработных. А ведь, по большому счету, им в ножки надо кланяться за то, что они предпочли пособию по безработице и социальной помощи по бедности — работу на себя и свою семью!
Таким образом, громко заявленный тезис равенства всех налогоплательщиков перед законом (недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам, независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала) оказался полностью лишен вложенного в него содержания (Статья 4 Проекта). Иными словами, Проект провозглашает лозунг и тут же, на деле перечеркивает все, что им провозглашено.
Еще одно громкое высказывание — о введении «налоговых каникул» — касается лишь малой доли предпринимателей, у которых сумма оборота не превышает 300 тысяч гривень в год, и занимаются они исключительно предоставлением бытовых услуг. В таком случае, до 2015 года они не будут платить никаких налоговых сборов.
Это — то, что авторы Проекта с пафосом объявили определенным стимулом нового налогового законодательства. Да вот вопрос: что могут стимулировать 200 гривень в месяц (такова сумма сегодняшней ставки налоговых отчислений у каждого)? Да за такие деньги у нас нищий на паперти не стоит! А ведь сфера бытовых услуг — та отрасль, где государство ежегодно несет миллиардные убытки. И если стимулировать частника, который должен прийти на смену ЖЭКам и ДЭЗам, то не «прикол» в виде «налоговых каникул» им нужен, а государственная поддержка финансами, техникой и материалами. Конечно в том случае, если власть сама не заинтересована в том, чтобы «черная дыра» ЖКХ как раз и поглощала бесследно те самые миллиарды.
Напомним, что в относительном выражении доля частника в сфере быта составляет 8 10 процентов от всего объема работ и услуг, предоставляемых малыми предпринимателями. То есть, и этот лозунг о стимулировании, пожалуй, одной из важнейших сфер нашей жизни, опять же лишен какого бы то ни было содержания.
В целом же, обещания налоговых каникул — как для малого, так и для среднего бизнеса (а это, между прочим, один из путей вывода производства из «тени»), так и не нашли отображения в правительственном Проекте Налогового Кодекса.
Татаро-монгольское иго — как предшественник Налогового Кодекса
Только очень наивные люди не увидят, что реализация Проекта серьезно ухудшит условия работы и жизни предпринимателей. Я подчеркиваю именно два этих фактора: и работы, и жизни. Абсолютно дискриминационным актом Проекта является существенное расширение прав налоговых органов (доступ к банковской тайне, суммы штрафов со счетов предприятий будут списывать по первому требованию, а внеплановые проверки проводить по малейшему поводу). Кроме того, налоговые органы могут получить право являться домой к частным предпринимателям и выполнять проверки прямо там, если СПД зарегистрирован как плательщик налогов по данному адресу. Далее, ГНИ смогут инициировать заморозку различных операций на счетах предпринимателя, если налоговый инспектор недоволен… его поведением. Можете не сомневаться: после введения в действие Налогового Кодекса в том виде, в котором он представлен, любой инспектор ГНИ сможет квалифицировать собственный произвол вполне грамотно и обоснованно!
Эти и другие подобные нормы, по словам представителей известной юридической компании «КМ Партнеры» Александра Минина и Александра Шемяткина, отбрасывают отечественное налоговое законодательство к середине девяностых годов прошлого века и до абсурда его ужесточают. В частности, эксперты указывают на предполагаемое увеличение в два раза (с трех — до шести) различных видов проверок, а также их продолжительности. Также проект предусматривает расширение числа оснований для проведения внеплановой проверки с 9 до 15 раз. Наконец, налогоплательщик фактически лишается возможности отказать проверяющим в праве проверки с их стороны, причем, даже в тех случаях, если у проверяющих нет оснований для проверки. А это отбрасывает нас отнюдь не в девяностые годы и не в прошлый век — это отбрасывает нас к временам татаро-монгольского ига, когда сборщик дани обладал правом разорять каждый дом, казнить и миловать по собственному усмотрению.
К сожалению, на этих моментах обсуждаемого Проекта редко кто сосредотачивает должное внимание даже в независимых СМИ. Зато охотно цитируют «повивальную бабку» Проекта — заместителя министра финансов Татьяну Ефименко, которая на вопрос о ее мнении по поводу беспрецедентного расширения полномочий ГНАУ, игриво ответила: «А не нужно этого бояться, ведь это коснется только неплательщиков, к которым нужно применять известные меры, чтобы заставить выполнять свои обязанности».
Как раз те, кто уклоняются от уплаты налогов, меньше всего и боятся проверяющих — у них есть деньги на суды, адвокатов, на коррупционеров в той же налоговой. И эти не пострадают. Пострадают как раз те, с кого и будут требовать не столько налоги, сколько мзду, и (как у нас принято) как раз за то, что человек должен получать по праву и по закону.
Или мы не знаем подобных примеров? Разве не поэтому получается, что именно произвол налоговых органов Проект Кодекса и стимулирует?! Обратите внимание: Проект совершенно неадекватен в соотношении прав и обязанностей ГНИ. Так, права налоговой инспекции расписаны в 43 пунктах, а обязанности — только в 7! Даже абсолютная монархия раннего средневековья не знала подобных примеров жестокости!
Поэтому не случайно по поводу опасности ликвидации малого предпринимательства, «как класса», г-жа Ефименко пошла еще дальше: «Что касается предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, — сказала она, — никто никому не запрещает заниматься бизнесом при условии соблюдения законодательства. В свое время упрощенная система стала важным стимулом предпринимательства, а сегодня эту систему нужно упорядочить, и тут нет ничего общего с какими-то запретами».
Здесь самое важное и ключевое слово «упорядочить». Действительно, у нас никто никому не запрещает заниматься тем, к чему человек стремится. Просто не дают заниматься этим, и точка! Вот всю эту систему власть имущие и хотят «упорядочить», то есть, превратить в клубок, из которого выпутаться будет невозможно. Абзацем выше та же Ефименко (Интернет-портал «Политика и деньги») говорит: «Каковы основные задачи Налогового Кодекса? Прежде всего, это упорядочение налогового законодательства Украины, а, значит, и упрощение. Сегодня в данной сфере действует 56 законов и нормативных актов, новый же Кодекс сводит это все воедино».
А здесь ключевая фраза «сводит все воедино». Из чего совершенно ясно проистекает, что никакой налоговой реформы, тем более, в интересах беднейших слоев и малого предпринимательства, у нас не было, и нет. Единственное, что происходит, так это то, что налогового инспектора теперь приравнивают к прокурору, судье и палачу одновременно, вручая ему «упорядоченную» «гильотину», с «ремнями» из правовых документов, которыми он нас и будет «связывать» перед казнью...
При такого рода «правилах игры», единственный исход, который несложно прогнозировать — это тотальный уход предпринимательства в «тень». Уменьшится количество субъектов хозяйственной деятельности. Многие из них снимутся с регистрации и будут работать, не платя бешеные поборы. При этом (что очень важно отметить) в «тень» станут уходить не жулики и бандиты (эти из «тени» не вылазят), а честные и порядочные люди.
И еще одно. «Характерно, что еще перед рассмотрением новой редакции Налогового Кодекса в первом чтении, — пишет издание «Интеркредит», — из текста исчезли положения, касающиеся налога на роскошь, который крайне неудобен для крупного бизнеса, зато резко сокращаются возможности для малого и среднего бизнеса. В целом, Проект представляет собой (как это и следовало ожидать) программный документ крупного национального промышленного бизнеса, который наконец-то (спустя 19 лет после провозглашения независимости) начал непосредственно контролировать власть в стране».
Совершенно с этим согласен!
Выступая на торжествах по случаю Дня независимости, Президент Виктор Янукович, по сообщению его пресс-службы заявил: «Новый Налоговый Кодекс будет защищать бедных, и работать на предпринимателя, а не на чиновника. Каждое рациональное предложение будет услышано и учтено. Все нормы, которые сдерживают развитие предпринимательства в Украине, будут отброшены».
Если это действительно так, может быть, Президенту следовало бы обратиться к Верховной Раде с требованием снять Проект с всенародного обсуждения по причине его никчемности? А то ведь опять сильно отдает лозунгами без содержания. А содержание таково: если отбросить все, что не защищает бедных и сдерживает предпринимательство, то нужно отбросить весь Проект в целом!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |