ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СОЗДАТЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО
09.09.2010 / Газета: Юг / № 61(15814) / Тираж: 122306

История Одессы состоит не только из ярких событий основания города, не только из блестящего дореволюционного прошлого, не только из героической обороны во время Великой Отечественной войны. В основном история состоит из будней — когда в буквальном и материальном смысле строится настоящее.

ОГЛЯНЕШЬСЯ — ВЫСТРОЕН ЦЕЛЫЙ ГОРОД

Строители настоящего — люди суровые, жесткие. Они не имеют права терять время. Иначе не успеешь «сдать объект», не начнешь новое строительство, не подумаешь о будущей стройке. Так проходит вся жизнь, нет времени оглянуться. А оглянешься — выстроен город.

Можно сказать, что Одессу пятидесятых-девяностых годов прошлого века выстроил Гиви Силованович Каркашадзе. И это не преувеличение. В наш город он приехал двадцатилетним молодым специалистом «по гидросооружениям», получив распределение в Батумской средней мореходке. Начал работать на строительстве Одесского морского порта. Так начинали многие молодые люди. Но немногим хватало характера, проводя «на объектах» все рабочее и большую часть нерабочего времени, расти с каждым новым строительством.

А Каркашадзе рос. И как организатор тоже. Мастер, прораб, начальник участка, начальник СМУ, главный инженер, управляющий трестом, руководитель самого крупного в Одессе объединения «Одеспромстрой». Одесский инженерно-строительный институт он закончил, как тогда говорили, без отрыва от производства. По специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Именно эта специальность стала для Гиви Силовановича смыслом жизни. И благодаря напряженному труду строителей во главе с Каркашадзе подарила городу новые микрорайоны Черемушки, Таирова, поселок Котовского и многочисленные заводские корпуса, построенные с применением новейших в то время строительных технологий. Под руководством Каркашадзе построен был домостроительный комбинат, медицинские учреждения (самое крупное — Одесская областная больница), корпуса высших учебных заведений (в том числе политехнического института), издательство «Черноморская коммуна», школы, детские сады и многое другое.

С НИМ БЫЛО ЛЕГКО И ТРУДНО

На прошлой неделе, 2 сентября, в День города автору этих строк удалось побеседовать с Леонидом Иосифовичем Зильбером, инженером-строителем с огромным опытом, представителем того поколения специалистов, которые отстаивали убеждения и принципы даже в ущерб карьере. И будучи правыми, часто получали вместо «пирогов и пышек» «тумаки и шишки».

С Каркашадзе Зильбер проработал практически всю жизнь. Он говорит, что ни с кем не было работать так трудно и так легко. Трудно потому, что Гиви Силованович от других требовал таких же усилий и напряжения, как от себя. А себя не жалел. Уже в последние годы жизни лично проверял качество работ на строительстве, вникал во все детали, не давал никому ни отдыха, ни послабления.

Легко же работать было потому, что всю ответственность за сделанное, в том числе и за ошибки, Каркашадзе брал на себя, никто из его подчиненных, по выражению Зильбера, «не был повержен и не был сдан прокурорам». Хотя и было за что. В годы советской власти учет и контроль над теми, кто самостоятельно мыслил и внедрял новое, доходил до абсурда. Технические решения, ускоряющие строительство на годы, дающие экономию в миллионы рублей, партийные руководители могли отвергнуть без рассуждений, а строптивого новатора отдать под суд.

Заслуга Каркашадзе тем более велика, что, работая всего лишь начальником участка, он впервые в Советском Союзе в условиях строительной площадки освоил технологию производства перенапряженных железобетонных ферм пролетом двадцать четыре метра с параллельными поясами под тяжелые нагрузки для шага колонн двенадцать метров. Это дало возможность впоследствии возводить многоэтажные заводские корпуса с тяжелым громоздким оборудованием.

ТАКОЕ ТЕПЕРЬ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ

Используя опыт Каркашадзе, в короткие сроки построили и ввели в эксплуатацию новые промышленные производства на Одесском заводе прецизионных станков (теперь «Микрон»), на заводе «Кинап», на «Стройгидравлике», на «Холодмаше», на «Полимере», на Одесском припортовом заводе… Это далеко не полный список. Правильней будет сказать, что большая часть промышленной Одессы своим существованием обязана руководителю объединения «Одеспромстрой».

А этот руководитель, по современным понятиям, менеджер крупнейшей в городе строительной корпорации, вместе с семьей жил в обыкновенной типовой «хрущевке». Он не позволял подчиненным даже заикаться о том, чтобы за государственные деньги реконструировать или улучшить свое жилище, отвергал любые попытки директоров заводов как-то отблагодарить его за добросовестное и своевременное выполнение работ.

Леонид Зильбер вспоминает, как после завершения строительства цеха директор «Стройгидравлики» Глеб Добринский по традиции пригласил на праздник руководство строительного объединения. Каркашадзе согласился прийти только со своими рабочими. И настоял на этом. В самом же «Одеспромстрое» никаких торжеств по случаю окончания работ и успешной сдачи объектов при Гиви Силовановиче не бывало.

Удивительно слышать, но никогда не было и торжеств по случаю дня рождения начальника с поздравлениями и подарками подчиненных. Тот, кто делал такие попытки, рисковал нарваться на крупные неприятности. «День рождения — мое частное дело. Иди работай». Таким был самый мягкий вариант ответа на добрые пожелания.

Все это, по словам Зильбера, не отталкивало от Каркашадзе людей, а укрепляло к нему доверие. Укрепляло доверие и то, что руководитель лучше отдела кадров определял потенциальные возможности желающих устроиться в объединение. «Этот человек работать будет», — говорил Каркашадзе. И человек работал, не жалея себя. Судьбы многих людей, работающих сейчас в строительстве, были когда-то определены именно Гиви Силовановичем.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА, ДРУГИЕ СТРОЙКИ

Судьбу же самого руководителя «Одеспромстроя» в последние годы советской власти определила партия и государство. В конце восьмидесятых годов прошлого века «главного» строителя Одессы, кавалера двух орденов Красного Знамени и ордена Дружбы народов назначили уполномоченным Минюгстроя СССР по строительству стратегических объектов в Ираке.

Нет сомнений, Каркашадзе и там добросовестно выполнял свою миссию, но в девяностом Ирак развязал войну с Кувейтом, американцы начали операцию «Буря в пустыне», строительство пришлось остановить и вернуться в Союз, который, как оказалось, доживал последний год своего существования.

С распадом большой страны, с переходом к рыночной экономике разрушалось то, что раньше было единым «народным хозяйством». Годами налаженные связи между предприятиями рвались, как паутина. Крупные производства медленно умирали. Промышленное строительство практически прекратилось. Любому строителю впору было впасть в отчаяние. Любому, но не тому, для кого стройка является смыслом жизни.

О том, как на голом месте и практически без поддержки человек, вернувшись из-за рубежа, смог в годы разрухи создать процветающую строительную организацию, стоило бы написать книгу. Пока же скажу, что компания «ЗАРС», основанная Каркашадзе, уже четырнадцать лет строит элитное жилье в районе улицы Довженко и Французского бульвара, развивается и, как говорят, твердо стоит на ногах. В 2003 году за весомый вклад в развитие Одессы в экономической, научно-технической, социально-культурной сферах, за активную гражданскую, благотворительную деятельность и меценатство Гиви Силованович Каркашадзе был награжден орденом Маразли третьей степени.

Один из переулков, ведущих к морю, носит название Кирпичный. В значительной части он застроен «домами Каркашадзе» — так называют их одесситы. Гиви Силованович мечтал полностью переулок реконструировать, реставрировать памятник архитектуры, там расположенный. Но

5 августа 2006 года Каркашадзе ушел из жизни, не успев все это закончить.

Созданный им коллектив строительной компании «ЗАРС» продолжает воплощать в жизнь планы Гиви Силовановича, который десять лет своей жизни посвятил тому, чтобы в приморской части города создать комфортабельное жилье, отвечающее самым высоким требованиям. По отзывам специалистов, эти кирпичные дома — образец современной архитектуры. По качеству строительства они лучшие из того, что строится сейчас в Одессе.

Памятник архитектуры уже отреставрирован. В ближайшее время благоустройство переулка будет закончено новым поколением строителей. Именно они и жители нынешнего Кирпичного переулка выступили с инициативой переименовать этот переулок в честь Гиви Силовановича Каркашадзе.

В Одессе много улиц носят имена маршалов, генералов, воинов, чьи жизни отданы защите Отечества. Свой долг перед героями в каком-то смысле мы выполнили. Отдали должное мы и людям искусства. Но долг перед строителями не оплачен. Будет справедливо, если на карте Одессы появится имя строителя, созидателя.

Автор: Леонид ЗАСЛАВСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту