![]() |
|
![]() |
![]() |
Хотели как лучше…
Обязательный медосмотр школьников накануне нового учебного года обернулся огромными очередями в поликлиниках. Как и следовало ожидать, многие семьи не успели оформить необходимые документы до 1 сентября. Чтобы разрядить обстановку, чиновники «милостиво» продлили срок прохождения медосмотра до 1 октября. Однако, разумеется, проблема — не в получении справки. Обитатели «высоких кабинетов», видимо, забыли, что в провинции зачастую просто нет условий для полноценного обследования. Как, впрочем, нет их для лечения.
Одно исключает другое
Многие преподаватели и тренеры сталкиваются с явным противоречием: с одной стороны, Минобразования снижает нагрузки на уроках физкультуры, но, с другой, никто не отменял спартакиады и прочие спортивные соревнования среди школьников. А ведь все эти состязания нацелены на достижение высоких результатов. Возникает вопрос: как можно требовать от детей покорения спортивных вершин или хотя бы личных рекордов, если школьная программа изначально предполагает «щадящий режим» физической подготовки? Внятного ответа нет.
Бедное безответственное государство — бедные и больные граждане — слабая экономика. Слабая экономика — дырявый бюджет. Дырявый бюджет — нищенское финансирование расходов на укрепление здоровья нации. Круг замкнулся…
В Японии, где здоровье народа — часть национальной идеи, физическому воспитанию подрастающего поколения уделяется огромное внимание. Кстати, учитель физкультуры — одна из самых высокооплачиваемых профессий в стране.
Буквально за последние три года в нашей стране произошел целый ряд случаев смерти детей на уроках физкультуры, в том числе и на Одесщине — в селе Старая Некрасовка Измаильского района, где 14 мая текущего года во время игры в футбол умер ученик 9 го класса. Эти факты вызвали настолько громкий общественный резонанс, что чиновники Министерства образования решили изменить школьную программу по физкультуре в сторону снижения нагрузок.
Новые стандарты физического воспитания учащихся вступили в силу еще в прошлом году, однако они до сих пор воспринимаются очень скептически, а то и откровенно критически. Да и как иначе, если в «модернизированной» программе — масса нестыковок и пробелов, вызывающих, мягко говоря, недоумение как у родителей, так и у педагогов. Мы уже молчим о том, что в этих нововведениях напрочь отсутствует какая-либо долговременная стратегия развития школьной системы физической подготовки.
Дал «двадцатку» — и здоров! Или болен…
Как известно, наши чиновники любят перекладывать собственные обязанности и заботы на плечи рядовых граждан. Не менее важная задача для «государевых людей» — надежно перестраховаться, и, опять же, за счет населения.
Так произошло и на сей раз: в связи с вступлением в силу новой программы по физкультуре, ужесточился порядок обязательного медицинского осмотра школьников перед началом учебного года. Но если в советские времена медики сами приходили в детские учреждения, то теперь родители и дети вынуждены бегать за медиками.
Обязательный медосмотр превратился в ажиотаж и обернулся огромными очередями в поликлиниках. Как и следовало ожидать, многие семьи не успели оформить необходимые документы до 1 сентября. Чтобы разрядить обстановку, чиновники «милостиво» продлили срок прохождения медосмотра учащихся до 1 октября.
Однако, разумеется, проблема состоит не в своевременном получении справки о состоянии здоровья ребенка. Благополучные обитатели столичных и областных казенных кабинетов, видимо, забыли, что в провинциальных больницах зачастую просто нет условий для полноценного медицинского обследования. Как, впрочем, нет их для профилактики и лечения.
— В нашей районной больнице годами существует дефицит специалистов, — говорит начальник Ренийского райотдела образования Татьяна Ботика. — Хронически не хватает педиатров, нет окулиста, психиатра, других врачей. Следовательно, чтобы попасть на прием к этим специалистам, родителям приходится возить детей в другой город. Еще труднее проходить медосмотр сельским школьникам, особенно в тех селах, где вообще нет врачей. Таким образом, в условиях глубинки о нормальном обследовании детей можно только мечтать. В свою очередь, руководители школ и учителя физкультуры вряд ли могут рассчитывать на объективные данные о состоянии здоровья учеников (подобная ситуация, как известно, характерна не только для районов Одесской области — в депрессивных регионах Украины медицина деградирует повсеместно — А. П.).
Татьяна Николаевна деликатно промолчала о другой стороне вопроса — той, которая негласно, но почти легально приобретает масштабы общенациональной «традиции». Отвечая на мои вопросы о медосмотре, одна из мамочек абсолютно серьезно и без всякого стеснения заявила: «Вы что, не знаете, как это делается? Даете в регистратуре поликлиники «двадцатку» — и получаете готовую справку о состоянии здоровья ребенка. Лично у меня нет ни времени, ни желания два дня стоять в очередях, рискуя принести в семью какую-нибудь инфекцию».
Вот вам и «медобследование»…
Конечно, коррупцию оправдывать нельзя, но что остается делать, если объем бюрократических процедур порой превышает физические и моральные возможности человека? Родителей школьников понять можно: без медицинской справки ученик не допускается к занятиям по физкультуре и, следовательно, не получает никаких оценок. А без оценок он не будет аттестован по этому предмету.
Кстати, не имея накануне 1 сентября т. г. полной информации о результатах обследования школьников, чиновники от образования попросту отменили контрольные нормативы по физкультуре (тесты), которые обычно сдавались в самом начале учебного года с целью позволить педагогам оценить стартовый уровень каждого ученика. Отмену объяснили благовидными мотивами: мол, после летних каникул детский организм не может сразу войти в колею привычной нагрузки, а посему не следует его напрягать…
Несмотря на то, что новая программа уже успела пройти некоторую апробацию, преподаватели нередко сетуют на отсутствие конкретных механизмов реализации тех или иных норм. В частности, на недавнем заседании Измаильского методического объединения учителей физкультуры звучал ряд вопросов: как строить уроки, если в одном классе учатся и здоровые, и больные дети? Какую нагрузку давать последним? По каким методикам с ними заниматься?
Вопросы отнюдь не «общие», учитывая тот факт, что по состоянию здоровья все школьники разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. В первую входят здоровые дети, во вторую — дети с незначительными проблемами здоровья, в третью зачисляют тех, кто страдает хроническими заболеваниями или недостаточно физически развит.
Если следовать букве стандартов Минобразования, то в полном объеме нагрузка (и, соответственно, сдача нормативов) распространяется только на здоровых ребят. Ученики подготовительной группы могут заниматься физкультурой в рамках программы, однако учитель вправе не ставить им оценок. Что же касается детей из спецгруппы, то для них предусмотрен индивидуальный подход с учетом диагноза, а вместо оценок — зачет (незачет). В идеале учащиеся из спецгруппы должны заниматься отдельно или во внеурочное время. Такую практику следует применять в том случае, если количество хронически больных детей в школе превышает 12 человек. Однако не каждая школа может позволить себе организовать спецгруппу и выделить для занятий с нею штатную единицу.
Зато слово «умное» — модули…
Согласно новым стандартам физкультуры, нормативы уже не имеют решающего значения — теперь учитываются интересы учащихся, а также их возрастные и половые особенности. Существенно сокращены беговые нормативы, а упражнения на выносливость отменены вообще. Как считает главный специалист Измаильского городского отдела образования Иван Бухтин, сегодня необходимо перейти от спортивной к оздоровительной системе обучения. По его словам, «здоровье детей — на первом месте, спортивные победы — вторичны».
Измененная программа состоит из двух частей: инвариативной, куда входят теория физкультуры и общая физическая подготовка, и вариативной, состоящей из нескольких модулей: легкой атлетики, гимнастики, баскетбола, волейбола, футбола, гандбола, настольного тенниса и туризма. Каждой школе предоставлено право самостоятельно выбирать вариативные модули, исходя из пожеланий детей, кадрового потенциала и местных спортивных традиций. Но это в теории. На практике же выбор модуля зачастую продиктован одним обстоятельством — возможностями материально-технической базы школы. Вряд ли нужно напоминать, что в большинстве провинциальных, особенно сельских школ, эта база остается крайне слабой.
— На протяжении многих лет школы почти не обновляли спортивный инвентарь, не говоря уже о реконструкции или капитальном ремонте спортзалов и спортплощадок, — продолжает Т. Ботика. — В лучшем случае что-то покупалось за средства родителей и спонсоров, тогда как местный бюджет выделял на эти цели мизерные суммы — не более 3 4 тысяч гривень в год. И только в нынешнем году за счет бюджета нам удалось затратить на приобретение спортивного инвентаря 53 тысячи гривень. Да и то лишь потому, что до Ренийского района, наконец, дошла очередь по областной программе развития школьных кабинетов. Судите сами: для того, чтобы оборудовать один (один!) кабинет физики в соответствии с современными стандартами, необходимо около 200 тысяч гривень. И мы решили, что вместо модернизации одного кабинета лучше профинансировать «физкультурные нужды» наиболее нуждающихся в этом школ. Да, сумма в 53 тысячи гривень кажется огромной на фоне предыдущих «пожертвований», но, поверьте, даже этих денег крайне недостаточно, чтобы обеспечить учебному процессу достойную спортивную «оснастку».
— В нашей школе представлены все модули, кроме туризма и гандбола, — говорит учитель физкультуры ренийской ОШ №3 Николай Кирица (стаж работы — 25 лет). — Однако, на мой взгляд, эта система является неудобной как для преподавателей, так и для учеников. На изучение каждого модуля программой предусмотрено 16 18 часов подряд, то есть, до тех пор, пока эти часы не будут отработаны полностью, я не могу переходить к следующему модулю. Таким образом, учитель достаточно долго вынужден заниматься с детьми только футболом, затем — только баскетболом и так далее. Ученикам надоедает одно и то же, но у меня, по сути, отняли возможность проводить комбинированные уроки с элементами разных видов спорта.
Между прочим, программа содержит и такие модули, как бадминтон, лыжная подготовка и плавание, но, по словам Н. Кирицы, редкая школа может выбрать их в качестве основных. Ракетки и лыжи стоят безумно дорого (китайская дешевка, которая продается на базаре — не в счет), а наличием бассейнов подавляющее большинство провинциальных школ похвастать не может. Это при том, что именно плавание давно признано одним из наиболее укрепляющих видов физической активности.
У Николая Георгиевича есть и другие претензии к стандартам, принятым Министерством образования.
— Я не признаю 12 балльную систему оценивания, — не скрывает учитель. — На мой взгляд, советская 5 балльная «шкала» была более конкретной, понятной и адекватной. А в условиях новых требований по физкультуре 12 балльная система вообще представляется мне размытой, не имеющей четких критериев оценки. Действующая программа предполагает четыре уровня результатов выполнения упражнений: низкий, средний, достаточный и высокий. За низкий уровень я должен поставить оценку в 3 балла, за достаточный — от 7 до 9 баллов. Но проблема в том, что границы между уровнями настолько расплывчаты, что преподаватель теряется в догадках: какую оценку выставить, и будет ли она объективной? Общеизвестно, что для школьника и его родителей оценка зачастую имеет более важное значение, чем все остальное.
— По моему личному мнению, физкультура в школе вообще не должна оцениваться в баллах, — продолжает тему Татьяна Ботика. — Как не должна, например, оцениваться музыка. Почему вообще надо унифицированным способом оценивать учащихся, если у них изначально разные музыкальные или физические способности? Оценка — не главное. Быть может, физкультура должна просто приносить здоровье, хорошее настроение, свежий воздух? Конечно, определенное тестирование необходимо, но оно может носить не оценочный, а мониторинговый характер.
Что ж, это мнение (кстати, очень распространенное) тоже имеет право на существование.
Родители, следите за питанием ребенка!
— Сразу же хочу заявить: в том, что дети стали умирать в спортзале или на беговой дорожке, физкультура не виновата, — уверена учитель физической культуры ренийской ОШ №1 Мария Мельник (стаж работы — около 30 лет). — В современной Украине школьная программа физической подготовки уже менялась, и нагрузка на детей была снижена еще до введения новых требований. Например, если раньше ученики 4 7 классов должны были бегать на дистанцию в 1000 или 1500 метров с учетом времени, то теперь время пробега не является главным критерием оценки. Ребенок получает положительную оценку даже в том случае, когда он просто пробежал установленную дистанцию. Учет времени начинает играть роль лишь с 8 класса. Кроме того, сократились и сами дистанции. В частности, учащиеся 10 11 классов бегают сейчас не 3000 метров, как прежде, а 2000.
В этой связи многие преподаватели и тренеры сталкиваются с явным противоречием: с одной стороны, Минобразования снижает нагрузки на уроках физкультуры, но, с другой, никто не отменял спартакиады и прочие спортивные соревнования среди школьников. А ведь все эти состязания нацелены на достижение высоких результатов. Возникает вопрос: как можно требовать от детей покорения спортивных вершин или хотя бы личных рекордов, если школьная программа изначально предполагает «щадящий режим» физической подготовки? Внятного ответа нет.
Если рассуждать более широко, то я считаю, что новая программа по физкультуре — это бессмысленное решение, и к положительному результату оно не приведет. От снижения нагрузки дети здоровее не станут. Тут необходим более глубокий и всесторонний анализ ситуации. Давайте вспомним советскую школу: в то время на уроках физкультуры были очень большие нагрузки, но никому даже в голову не приходило, что ученик может потерять сознание или, не дай Бог, умереть. И ведь никто не умирал. Почему? По моему глубокому убеждению, слабое здоровье современных детей объясняется двумя основными причинами. Первая — чрезмерное увлечение компьютером, что приводит к малоподвижному образу жизни. При СССР компьютеров не было, и дети гораздо больше времени проводили во дворе, занимаясь играми, которые требовали значительных физических усилий. Теперь же дети по 5 6 часов просиживают перед монитором, хотя норма — не более 2 часов. Вторая и, наверное, главная причина — система питания. В Советском Союзе пища была натуральной, без химикатов, и этим многое сказано. Сегодняшнее питание полностью разрушает организм! И никакая медицина, никакая религия, никакая модернизация стандартов физического воспитания не поможет, если люди будут продолжать поступать со своим организмом так, как они поступают сейчас.
Даже регулярные занятия физическими упражнениями не принесут здоровья без правильного питания. Приведу простой пример. У нас проводятся традиционные осенние кроссы, и на протяжении многих лет побеждают сельские ребята. По той причине, что они занимаются физическим трудом на свежем воздухе и питаются натуральной пищей.
А чем питаются на переменах городские школьники? Чипсы, сухарики, кола… Это при том, что уже доказано: перечисленные продукты провоцируют возникновение раковых заболеваний, желудочно-кишечных патологий, ослабление иммунитета, нарушение обмена веществ. Не секрет, что сегодня регистрируются случаи появления рака даже у трех — пятилетних детей, а сахарным диабетом начинают болеть не в пожилом, а в самом юном возрасте. А ведь дети не пьют и не курят.
Начинать питаться надо уже с 6 часов утра, но перед этим — облиться холодной водой, сделать пробежку или хотя бы зарядку. И никакой вареной или жареной пищи! Советую выпить два глотка оливкового масла первого холодного отжима, съесть банан и какие-нибудь орехи — грецкие, кедровые, бразильские. Можно добавить к этому изюм, финики, курагу, яблоко, а напоследок — две чайные ложки меда (он помогает распределять по организму витамины и питательные вещества). Этот рацион подходит как взрослым, так и детям. Если ребенок поел в 6 часов утра, то до того, как идти в школу, ему рекомендован второй завтрак, а именно салат и свежевыжатый сок с добавлением, опять же, оливкового масла — оно позволяет соку лучше усваиваться организмом. И не увлекаться солью. Заменить ее в салате можно лимонным соком с медом.
Никакой колбасы, никаких молочных продуктов из супермаркета! Молоко, творог, сметану, масло можно покупать только в том случае, если они приготовлены в домашних условиях, и только у тех людей, которых вы знаете лично. И вообще, если скоропортящиеся по своей природе продукты имеют срок годности более одного дня, то они вредны для организма. К сожалению, в наше время срок годности продовольственных товаров исчисляется неделями, а то и месяцами. В таких продуктах уже нет ничего натурального.
Нам необходимо радикально переосмыслить и перестроить свой образ жизни, и только в этом случае можно сохранить здоровье. Существует лишь один путь — работать над собой. Надо усвоить простую истину: здоровье — это в первую очередь огромный труд. Однако большинство людей, в том числе родители учеников, находят множество предлогов, чтобы оправдать свою лень, свое нежелание и неумение заботиться о здоровье детей, да и собственном здоровье.
Прекрасно понимаю: здоровое питание, здоровый образ жизни в целом — это значительные расходы. В Украине же — преимущественно бедное население, которое просто не может позволить себе покупать качественные продукты питания. И как раз тут мы подходим к первопричине проблемы. Уровень жизни, в том числе здоровье людей — задача государственная, требующая коренных изменений по множеству направлений. Вот чем должна заниматься наша власть.
А что мы имеем сегодня? Бедное безответственное государство — бедные и больные граждане. Бедные больные граждане — слабая экономика. Слабая экономика — дырявый бюджет. Дырявый бюджет — нищенское финансирование расходов на укрепление здоровья нации. Круг замкнулся… Но в нашей стране никто даже не предлагает, как из него выйти. Государство, в том числе Минобразования и Минздрав, идут по пути наименьшего сопротивления, не понимая (или не желая понимать), что это — путь в никуда.
Вся надежда — на учителя?
— Наверное, единственным положительным моментом новой программы по физкультуре является предоставленная каждой школе и каждому учителю возможность корректировать существующие стандарты в зависимости от конкретных условий и факторов, практиковать индивидуальный подход к детям, — продолжает Мария Павловна. — Например, в нашей школе нет условий для занятия легкой атлетикой, поэтому я делаю акцент на игровых видах спорта — в частности, на баскетболе и волейболе. В то же время я все-таки ввожу на уроках некоторые элементы легкой атлетики — хотя бы те, которые можно выполнять в спортзале. Даже на небольшой площади ученикам можно дать полноценную нагрузку. Скажем, три минуты прыжков со скакалкой могут заменить бег на 2000 метров. В то же время я не рекомендую полные приседания — со временем это может привести к варикозному расширению вен. Приседания я заменяю прыжками с полного приседа, что позволяет избежать зажимания вен. Упражнение на подъем туловища из положения лежа нельзя выполнять с прямыми ногами — слишком большая нагрузка на поясничный отдел позвоночника. В ходе этого упражнения ноги должны быть согнуты под углом 90 градусов.
Таким образом, квалифицированный учитель может и должен вносить в программу физкультуры те изменения, которые оправданы по тем или иным соображениям. На мой взгляд, давно назрела необходимость включить в школьный курс физвоспитания элементы единоборств, особенно для девочек. Мы живем в такое время, когда насилие стало нормой, поэтому детям крайне необходимо иметь навыки самозащиты. И, естественно, лучше заниматься не в спортзале, а на свежем воздухе.
Без движения жить нельзя. Отсутствие двигательной активности приводит к самым негативным последствиям вплоть до атрофии мышц. Это подтверждено многочисленными научными исследованиями, проводившимися в разных странах мира. Один из экспериментов заключался в том, что 20 летним спортсменам (то есть, молодым людям с хорошей физической подготовкой) предложили в течение 21 дня оставаться в неподвижности. Кормили их прямо в постели. Через три недели мышечная система этих людей ослабела настолько, что они были вынуждены заново учиться ходить. А теперь давайте представим себе состояние здоровья детей, которые злоупотребляют компьютерными играми или другими занятиями, не требующими физического напряжения.
В ходе нашей беседы М. Мельник буквально взахлеб рассказывала о зарубежном опыте физического воспитания детей и юношества. Сравнение, конечно, далеко не в пользу нашей страны. В настоящее время в украинских школах физкультура преподается не более 2 3 часов в неделю. В Германии школьники занимаются спортом ежедневно, и даже в выходные дни для них предусмотрена обязательная физическая нагрузка (например, плавание). В Японии, где здоровье народа — часть национальной идеи, физическому воспитанию подрастающего поколения уделяется огромное внимание. Кстати, в Стране восходящего солнца учитель физкультуры — одна из самых высокооплачиваемых профессий: его зарплата сопоставима с зарплатой директора крупного завода. Причем, если в школе преподается 8 10 видов спорта, то за каждый вид отвечает отдельный учитель.
Вместе с тем надо отметить, что японские преподаватели физподготовки обладают высочайшей квалификацией, в том числе медицинской. Такой учитель — и тренер, и наставник, и врач, и психолог. Если, предположим, у ребенка обнаружились проблемы со здоровьем уже в первом классе, физрук ведет его на протяжении всех школьных лет, подбирая ученику такие упражнения, такую систему питания и такой образ жизни, чтобы тот закончил школу здоровым человеком. Более того, к концу обучения японские юноши и девушки фактически становятся профессионалами в тех или иных видах спорта.
Андрей Потылико
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |