ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ОДЕССКОМУ ТРАМВАЮ — 100 ЛЕТ!
22.09.2010 / Газета: Одесская жизнь / № 38(209) / Тираж: 15200

Ровно сто лет назад, в сентябре 1910 года, между Греческой площадью и Ланжероном начал курсировать первый в истории нашего города электрический трамвай. Его построили по проекту бельгийского общества «Нивель». Менее чем за десять лет сеть трамвайных путей покрыла практически всю Одессу, от Большого Фонтана до Слободки.

В настоящее время городским электротранспортом управляют представители династий вагоновожатых, пианисты и даже переводчик городского головы.

«ОЖ» пообщалась с одним из самых опытных и уважаемых водителей одесского трамвая — Татьяной Петровной Бондарь.

Трамвай как радость и смысл жизни

Вагон под №4810 плавно подходит к конечной остановке 18-го маршрута на Куликовом поле, высаживает пассажиров и идет на круг. У водителя всего 10-12 минут на обед, однако вместо этого она вооружается тряпкой и «Доместосом» и начинает протирать поручни, мыть пол... Татьяна Петровна Бондарь водит трамвай уже сорок лет, в 1970 году в эту профессию ее привел родной дядя, всю жизнь проработавший водителем трамвая. По ее словам, в «Горэлектротрансе» случайных людей не так уж и много.

— Наверное, половина всех сотрудников — это представители трамвайных династий, — говорит она. — Здесь работают семьями. Есть такие, у которых и отцы, и деды трудились водителями трамваев. Лично я не представляю того дня, когда добровольно покину свою работу. Это может случиться только по здоровью. Трамваи для меня — это все: радость, смысл и цель моей жизни.

Знаете ли вы... что ежедневно на улицы города КП «Горэлектротранс» выводит более ста трамваев и столько же троллейбусов.

И переводчики, и пианисты...

Двадцать лет Татьяна Бондарь проработала в учебно-курсовом комбинате, обучив больше тысячи вагоновожатых. И действительно, мы едем по маршруту 18-го, а она только и успевает говорить: «Вот еще одна моя ученица навстречу едет...». По ее словам, тот, кто стал водителем трамвая, уже не может забыть эту профессию.

— Вот взять, к примеру, Сергея Богуславского, он, кстати, тоже мой ученик, сам обучает водителей. При этом Сергей является переводчиком Эдуарда Гурвица, но иногда все-таки выходит на маршрут и подрабатывает простым вагоновожатым. Нет, не из-за денег, а из любви к профессии. А вообще, разные мне попадались ученики. Помню, была девочка-пианистка. И отношение к трамваю у нее было, как к роялю. Очень смешно было...

Раньше было больше одесситов

В 70-80-х годах у пассажиров трамваев, особенно у тех, кто проживал в частном секторе и ездил на «Привоз» торговать овощами, был обычай: отдавать небольшую часть своего товара вагоновожатому. Это была дань уважения. Однако, по словам опытных водителей, со временем коренных одесситов стало меньше, а приезжих больше. Хорошая традиция забылась...

Автор: Ростислав Баклаженко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту