![]() |
|
![]() |
![]() |
Зря нагнетать обстановку не будем, продуктов у нас на прилавках полно. Но если с их безопасностью и раньше было не очень, то теперь и вовсе нехорошо. По крайней мере, такое мнение дружно выразили участники прошедшего недавно «круглого стола», посвященного вопросам качества и безопасности продуктов питания.
Здравствуйте, соль без ГМО!
Начальник отдела сертификации сельскохозяйственного сырья ГП «Одесский региональный центр стандартизации и сертификации» Людмила Крикун считает, что ситуация, касающаяся законов и подзаконных актов в отношении контроля над безопасностью продуктов, сложилась абсурдная. С одной стороны, в феврале нынешнего года в стране вышел закон, по которому вся выпускаемая в Украине продукция должна быть маркирована на предмет содержания в ней ГМО (генетически модифицированные организмы).
Если в продукте нет ГМО, то ты — молодец, а если есть, то тебе тоже ничего не будет. Главное — промаркировать. Не промаркируешь, будешь штраф платить за то, что указания правительства не выполняешь. Так что не удивляйтесь, обнаружив на пачке, скажем, соли уведомление насчет того, что там нет ГМО (интересно, откуда бы? Разве что враги в своих происках добрались до соляных копей и подсыпали в них, например, немного модифицированной сои).
По мнению Людмилы Крикун, было бы намного разумнее, прежде чем выдвигать подобные требования, придав им силу неопровержимого закона, выяснить для начала, где, собственно, может таиться опасность? То есть утвердить список продуктов, в которых ГМО может содержаться по определению. Например, соевые, томаты, некоторые крупы, молочная продукция и так далее. Парадокс заключается еще и в том, что никто не знает, что делать с импортными продуктами, в которых обнаружены ГМО. И вообще, проверять или не проверять?
Как рассказала Людмила Крикун, недавно в их отдел обратились с пограничного пункта, на котором инициативные сотрудники взяли да и проверили ввозимый груз на ГМО. И неожиданно для себя обнаружили в пробе сои очень даже весомое количество ГМО. Обнаружить-то вредные вещества обнаружили, а вот куда их теперь девать? То ли обратно отправлять, то ли в землю закапывать, то ли пропустить в Украину (заметьте, без соответствующей пометки, потому как на ввозимую продукция закон об обязательной маркировке не распространяется).
Загвоздка в том, что никакими государственными нормами подобная ситуация не регламентируется. Бедолагам «погранцам» (недаром говорят — инициатива наказуема) специалисты посоветовали обратиться в санитарную службу. Окончание сей показательной истории неизвестно, однако почему-то мне кажется, что упомянутый продукт преспокойно лежит на наших прилавках.
Кстати, какими должны быть протоколы исследований на наличие модифицированного продукта, тоже неизвестно. Четких, вразумительных показателей на этот счет не имеется.
Знаю я — есть страна
Вообще, по словам Людмилы Крикун, в последнее время становится все меньше продуктов, безопасность которых необходимо подтверждать.
— Перечень наименований продукции, подлежащей сертификации, постепенно сокращается. Кажется, последними бастионами остаются сыры и колбасные изделия. А наши производители просыпаются только тогда, когда необходимо сертифицировать продукцию, отправляемую на российские или западные рынки, — объяснила она.
Выходит (а что же делать, факты — упрямая вещь!), что к нам ввозить продукцию можно без особых ограничений, а вот вывозить — попробуй-ка.
Что ж, как государство о своих гражданах заботится… Ну а если заботится не очень, то эти самые граждане начинают объединяться и пытаться сделать хоть что-нибудь.
Так, проект «Экосело» поставил перед собой задачу добывать для одесситов экологически чистые продукты, более того — органически чистые продукты. Как объяснили активисты движения, органически чистая продукция должна быть без пестицидов, гербицидов, нитратов, ГМО, синтетических добавок, на чистом молоке, от чистых кормов, из чистой земли, на чистых семенах и так далее.
Каким же образом достигнуть таких горных высот? С учетом того, что если в 2006 году земли Одесской области по степени чистоты находились на пятнадцатом месте в мире, то блага цивилизации, пришедшие в «житницу страны», отодвинули ее далеко назад.
Есть еще проблема воды, которая, по словам гигиенистов, «в принципе отвечает нормам». Уж кто-кто, а одесситы знают, что таится за этими по-чиновничьи осторожными словами. И поэтому предпочитают водопроводной воде какую угодно — бюветную, бутилированную, очищенную в заводских условиях или через домашние фильтры, но только не из-под крана.
Жители области не так привередливы, в некоторых районах и рады бы кран открыть, так нет его, как и водопровода. Вода там привозная, какого качества — оставим за скобками. Так что с чистой водой, как и с почвой, напряженка.
Но такие мелочи не беспокоят энтузиастов движения. Главное, считают они, разработать принцип, а дело приложится (почему-то мне кажется, что я это уже где-то слышала). А принцип таков — смычка города с деревней (и это мне где-то, хоть убейте, встречалось). В данном случае — смычка в отдельно взятой Одесской области (да что же это за дежа вю со мной, в самом деле?). К проекту организаторы намерены привлекать безработных сельчан из депрессивных районов области, например, Фрунзовского, Николаевского. Договариваться с ними о выращивании на их придомовых участках экологически чистых продуктов, которые будут напрямую поставляться в определенные дома или объединения домов (ОСМД) города. Касается это не только овощей-фруктов, но и мяса, молока, птицы.
По разъяснению вдохновителей программы, сельчанам выдадут инвентарь, расскажут им, как, что и когда сеять, а также проконтролируют сам процесс. А на следующий год создадут координационный совет, договорятся с супермаркетами и будут поставлять им выработанный продукт. И это движение будет все шириться, все больше людей присоединятся к нему…
Вернувшись на нашу грешную землю, заметим, что проект проектом, а надежнее всего употреблять выращенные на своем собственном участке «овощи-фрукты, разные продукты». Это, конечно, у кого есть время и участок. А еще можно договориться с каким-нибудь родственником или знакомым, чтобы он индивидуально вам или вашей семье поставлял выращенную им продукцию. Правда, у вас не будет инструментальной возможности проверить качество этих продуктов. Хотя и это сейчас не проблема.
Так, по словам Людмилы Крикун, любой человек может обратиться в лабораторию центра стандартизации и заказать набор анализов. Скажем, анализ на присутствие солей тяжелых металлов обойдется вам в сто тридцать шесть гривень, микробиологические показатели — от девяноста пяти до трехсот восьми гривень. И так далее.
С бахчевыми культурами справиться еще легче. В магазинах продают приборы для выяснения наличия в продукции нитратов. Стоят они, в зависимости от производителя, от шестисот до тысячи трехсот гривень.
Насчет рыбы и того проще. Как объяснили эксперты, по закону о рыбе сертификации подлежит только импортная продукция. А по поводу местного улова собравшиеся продемонстрировали редкое единодушие. Как признался один из них: «Я тоже ее не ем».
Очень грустно становится, когда узнаешь, что на самом деле мы едим. Потому что есть все равно хочется, а где взять другие продукты? Может, и в самом деле, устроить смычку города с деревней на отдельно взятом собственном участке? И жить там, припеваючи, не посещая пресс-конференции о безопасности продуктов…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |