ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ОДЕССКИЙ ФИЛЬМ ПОПАЛ В ДЮЖИНУ САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ КИНОКАРТИН
05.10.2010 / Газета: Комсомольская правда / № 223(3636/25021) / Тираж: 9000

К такому мнению пришли американские журналисты-киноведы.

На днях журнал «Entertainment Weekly» опубликовал список из 12 документальных фильмов, изменивших мир. В этот перечень знаковых кинолент вошла картина советского режиссера Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», снятая в 1929 году. Киноведы считают, что это самый известный документальный фильм XX века, без которого не было бы и современного игрового кинематографа (построенного на игре актеров).

Вертов, он же Давид Кауфман, еще в середине двадцатых годов призвал кинематографистов отказаться от декораций и красивых съемок. Тем самым на 65 лет опередив Ларса фон Триера и его «Догму-95». Хотя, наверное, Вертов был даже радикальнее датского режиссера, так как в его понимании фильмы должны были сниматься без актеров и сценария, а все недокументальные формы искусства – предаться забвению. Возможно, из-за этого своего нестандартного подхода к кинематографу он и был высмеян в своих произведениях Ильфом и Петровым.

Фильм «Человек с киноаппаратом» Дзига Вертов так и снимал: без сценария, запечатлевая все подряд. Режиссер-документалист хотел сломать привычную линейную последовательность сюжета. А вот монтаж был гораздо труднее съемок: весь отснятый материал был подписан и расставлен на полках, после смонтировали короткие тематические эпизоды, которые стали складывать структуру фильма, как пазл. Подставляя друг к другу различные кусочки, Вертов смотрел, как один эпизод стыкуется с другим, решал, как лучше донести ту или иную эмоцию. Этот процесс работы над фильмом, кстати сказать, тоже засняли и «вклеили» в будущую картину.

Комментарий эксперта

Директор Одесского музея кино, режиссер, заслуженный деятель искусств Украинской ССР Вадим Костроменко считает, что этот фильм – мастерская работа режиссера, оператора, монтажера.

– Я считаю, что с этого фильма и началась отработка нового киноязыка, – говорит Костроменко. – Дзига Вертов снимал не просто хронику, а делал это так, чтобы она вызывала у зрителей эмоции.

Как рассказал «КП» Вадим Васильевич, в одесском музее кино не осталось ни самого фильма, ни каких-либо документов, связанных с ним.

– Документы, фотографии и сама лента сгорели во время оккупации, – говорит Костроменко. – И сейчас ее можно найти в Госфильмфонде России в Красногорске. Копию для Одессы, конечно, можно получить там, но сейчас это очень сложно.

Автор: Марта Баранова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту