![]() |
|
![]() |
![]() |
В обнародованном Решении Конституционного Суда чуть ли не главным для всех юристов страны стало напоминание: законы, признанные неконституционными, не подлежат применению как утратившие силу со дня принятия Решения Конституционным Судом Украины.
Решением КС Закон № 2222 признан неконституционным в полном объеме 30 сентября. Значит, с того дня ни одно положение этого Закона, а, по сути, ни одно из внесенных им в Конституцию изменений не может и не будет применяться.
Означает ли это паралич в работе Кабинета Министров, руководства министерств и Верховной Рады Украины, сформированных в соответствии с нормами более недействующей редакции Конституции?
Нет, не означает.
Причина в том, что Конституционный Суд не признал неконституционными ни одной нормы действующих законов «О Кабинете Министров», «О регламенте Верховной Рады Украины», «О статусе народного депутата Украины». В части учреждения и предшествующего формирования этих органов, пока эти законы действуют, они обязательны к исполнению. Поскольку действие отличных по содержанию норм Конституции «запускается» только фактом нового формирования (избрания, назначения, увольнения) соответствующих органов и должностных лиц.
В части функций и продолжающегося формирования этих органов – все наоборот.
Здесь нормы действующих законов входят в противоречие с нормами теперешней редакции Конституции, которые, будучи нормами прямого действия, применяются уже сейчас, вследствие ежедневной реализации властных функций и формирования государственных органов.
В первую очередь это касается полномочий Президента, Кабинета Министров и Верховной Рады, которые теперь перераспределены и должны осуществляться согласно Конституции в редакции 1996 года, без каких-либо отступлений. К примеру, Президент действительно может уволить любого из членов Кабинета Министров или их заместителей – и назначить новых. С другой стороны, одноименные полномочия утрачивает парламент – теперь он сможет только выразить недоверие одновременно всему составу правительства.
Таким образом, высшие органы всех ветвей власти Украины, кроме судебной, вошли в переходный или балансировочный режим. Когда органы и должностные лица продолжают работать, но функции их уточнены, а полномочия перераспределены.
Главное – у Верховной Рады возникла обязанность незамедлительно подготовить и ввести в действие комплексные изменения в действующие законы, в первую очередь, «О Кабинете Министров», «О Регламенте Верховной Рады Украины», «О статусе народного депутата Украины», предусматривающие как реорганизацию, так и перераспределение властных функций и полномочий. Такая же обязанность лежит и на Президенте, и на Кабинете Министров.
Первому надлежит урегулировать порядок реализации своих вновь обретенных полномочий. Второму – аннулировать акты, касающиеся утраченных полномочий.
Такая обязанность прямо возложена на органы власти пунктом третьим резолютивной части Решения Конституционного Суда.
Есть все основания, чтобы Министерство юстиции и профильный комитет Верховной Рады уже сейчас приступали к соответствующей работе. Может потребоваться и специальная комиссия, о которой говорил Председатель Верховной Рады.
Только когда указанные изменения в законы и другие нормативно-правовые акты вступят в силу, «переходный» период будет завершен.
Прогнозируемо, «и стар, и млад» украинского политикума обеспокоились сроком полномочий Верховной Рады.
Спешу успокоить! Хотя по теперь действующей редакции ст. 76 Конституции срок полномочий Верховной Рады – не 5, а 4 года, но это положение начало действовать с 30 сентября 2010 года.
Народ Украины избрал Верховную Раду VI созыва на основании ст. 76 Конституции в редакции Закона № 2222. Поскольку полномочия ВР VI созыва зиждятся не на ст. 76 Конституции, а на акте прямого волеизъявления народа, являющегося единственным источником власти в государстве, ВР VI созыва продолжит свою работу до первого заседания ВР очередного созыва – как минимум до конца 2012 года. Точно так же не должно быть и внеочередных президентских выборов.
А своих коллег-правоведов поздравляю с прекрасным подарком в канун профессионального праздника! Ведь, как справедливо отметил Президент, Украина вернулась к Конституции, которую Европа и мир признали одной из наиболее демократичных. Поспешные изменения ее не украсили: «спешка хороша только при ловле блох», а конституционной реформе – вредит.
Сергей КИВАЛОВ, народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия, «Голос Украины», № 185 (4935) 5 октября 2010 г.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |