![]() |
|
![]() |
![]() |
Александр ЛАГОША, начальник морского торгового порта Южный:
“Нам нужно больше зарабатывать, чтобы больше вкладывать в порт и портовиков»
Осеннее утро порадовало солнечной погодой. Это наперед обещало, что все мероприятия, намеченные в морском порту Южный, будут интересными и пройдут на должном уровне.
* * *
Возле морского вокзала в Одессе, у начала знаменитой Потемкинской лестницы, собралось немало представителей прессы и телевидения. Журналисты сели в автобус и отправились в порт Южный. В дороге они обсуждали предстоящий выход в море, что такое погрузка судна на рейде, о чем беседовать с новым начальником порта Александром Лагошей, как работает коллектив предприятия и многое другое, прямо или косвенно относящееся к делу.
* * *
И вот мы на причале первого погрузрайона порта. Здесь пришвартован небольшой катер под гордым названием «Буревестник». На нем журналисты минут за двадцать пересекли Аджалыкский лиман и вышли в открытое море.
На расстоянии трех миль от входа в акваторию порта стояло судно CAPE GULF типа capsize. Его длина – 274 м, ширина – 43 м, дедвейт – 144 тыс. тонн, осадка – 17 м.
Здесь южненские портовики производят дозагрузку балкера с помощью двух плавучих кранов и двух несамоходных барж, их специально на буксирах привели на внешний рейд к стоянке этого „кэпсайза”. Он стоит и держится за якоря, под ним глубина – более 19 метров.
CAPE GULF пришел в порт Южный на дозагрузку из Одесского порта. На втором погрузрайоне южненцы перевалили в него 41, 5 тыс. тонн железорудного концентрата. А на внешнем рейде намерены добавить к этому еще 50 тысяч.
Впервые в порту Южный провели дозагрузку судна на внешнем рейде в сентябре нынешнего года. Это был балкер KASSOS WARIOR, типа capsize. Его длина – 300 м, ширина – 47,5, максимальная осадка – 18,5, дедвейт – 194 тис. тонн. В порту на судно было погружено 137 тыс. тонн железорудного концентрата при осадке 14 м, а на внешнем рейде еще 53 тыс. тонн. Эксперимент прошел успешно, именно поэтому было решено продолжать работать в этом направлении.
Затем в Южном загрузили балкер V KERKIS, тоже capsize – самое большое судно, которое когда-либо заходило в акваторию Аджалыкского лимана. Его длина – 315м, ширина – 50 м, дедвейт – 208,95 тыс. тонн, максимальная осадка – более 18 м.
Ранее дозагрузка столь крупных балкеров в портах Одесского региона была невозможна, не позволяли глубины у причалов. Единственным портом на Черном море, который мог делать это, была румынская Констанца.
С нынешнего года подобная технология под силу южненским портовикам.
Это для предприятия серьезный шаг вперед в развитии производства и экономики, так как появилась возможность полной загрузки многотоннажного флота в одном месте.
* * *
Позже состоялась пресс-конференция на тему «100 дней Александра Лагоши на должности начальника Государственного предприятия «Морской торговый порт «Южный». Итоги и дальнейшие перспективы».
* * *
Начальник порта Южный Александр Лагоша, предвидя вопросы журналистов, которые только что вернулись с рейда, в своем вступительном слове отметил, что судовладельцы заинтересованы в загрузке балкеров дейдвейтом 200 тыс. тонн и выше, но глубины Аджалыкского лимана этого не позволяют. Поэтому был выбран такой вариант: судно грузится у причала, до максимальной осадки,все остальное – на рейде.
Затем перешли к экономической теме. Отмечено, что за третий квартал производственные показатели предприятия значительно выросли. Грузооборот, например, увеличился на 25,8 % по отношению к такому же периоду в 2009 году, а это 4 млн 935,3 тыс. тонн.
План грузооборота за 9 месяцев 2010 года выполнен на 100,4 %, это при том, что в первом полугодии было отставание на 11, 2 %.
Кроме того, важным показателем также являются платежи в бюджет – на данный момент они составили 130,25 млн грн, в то время как в прошлом году – 117, 89 млн. За 9 месяцев в бюджеты всех уровней поступило 355,1 млн гривен.
Рост заработной платы увеличился на 9,6 %, в свою очередь фонд заработной платы вырос на 12,8 %.
* * *
От экономических показателей перейдем к производственным темам пресс-конференции А. Лагоши. Вот основные вопросы, которые на ней обсуждались.
– Как Вы считаете, необходимо ли производить дноуглубление в Аджалыкском лимане?
– Конечно, но это стоит немалых средств, и такие работы не проводятся быстро. Кроме того, необходимо разработать проект, найти инвесторов…
На сегодняшний день наша задача – быть конкурентоспособными, поэтому мы вынуждены искать другие пути и технологии приема крупнотоннажных судов.
В наших планах дноуглубление Аджалыкского лимана есть, но это со временем.
– Какова интенсивность перевалки у причала и на рейде? Какова цена погрузки на рейде?
– В среднем интенсивность перевалки у причала составляет 20 тыс. тонн в сутки.
На рейде мы уже достигли перевалки около 10 тыс. тонн в сутки двумя плавкранами. О стоимости операций там пока сложно сказать, так как у причала погрузку осуществляет порт, а на рейде мы этим занимаемся частично. Мы обеспечиваем буксирным флотом, соблюдаем безопасность операций, технологию на самой точке, но баржи и плавкраны нанимает сам судовладелец. Отметим, что для нас наибольшее значение имеет сама дозагрузка на рейде. Мы, и наши коллеги, считаем, что это – большое достижение порта Южный.
– Прокомментируйте, операции с грузами – транзитными и экспортными.
– Грузооборот в квартале вырос за счет увеличения транзитных грузов, это в первую очередь железорудный концентрат. За третий квартал эти грузы составили более миллиона тонн, что, собственно, и дало основной эффект роста производства.
По отношению к прошлому году показатели перевалки транзита повысились на 6 %, а вот экспорт вырос на 44%.
– Какие скидки принято предоставлять в порту Южный?
– Мы даем скидку на все сыпучие грузы, но отмечу, что делаем это в том объеме, в котором нам разрешено, не более 50%.
На все партии есть скидка, таким образом просто выравнивается стоимость погрузки. Если ее не делать, то порт Южный по показателям опередил бы Одессу.
– Считаете ли Вы необходимым расширять номенклатуру грузов, например, увеличивать перевалку зерновых?
– На данный момент конкретики нет. Есть пока только предложения для рассмотрения по зерновым и химическим грузам. Но есть еще много других способов развития предприятия.
Что касается конкретно зерновых грузов, то терминалы, которые есть в Украине, не загружены на полную мощность. Следует сначала думать, будет ли грузопоток, потому что нет смысла строить без него. Это – невыгодно.
– Вы вступили в должность начальника порта, что изменилось? Расширился ли круг Ваших обязанностей?
– Дело поставлено так, что, будучи исполняющим обязанности, я и тогда выполнял свою работу полноценно, в полной мере.
Считаю, что человек должен сполна отдаваться работе и разбираться в проблемах предприятия, независимо от того, исполняющий он обязанности или уже начальник.
– Есть ли у порта Южный задолженность перед антимонопольным комитетом?
– Могу сказать, что с момента моего вступления в должность, а именно 30 июня 2010 года, Антимонопольное законодательство не нарушалось, и сейчас у нас перед АМК задолженности нет.
– Как сегодня строятся взаимоотношения государственного порта с частными компаниями, которые расположены в акватории Аджалыкского лимана?
– На сегодняшний день у нас с компанией ТИС и с другими операторами, работающими в бухте Аджалыкского лимана, нет конфликтов. Есть сугубо партнерские отношения.
В любом случае соседи работают на наших причалах и платят портовые сборы. Именно поэтому мы не заинтересованы в уменьшении их грузооборота, так как уменьшатся поступления. Поэтому, чем больше загружены все участники процесса, тем больше портовых сборов получит порт.
На данный момент у нас нет конфликтов, хотя бывают и спорные моменты, которые решаются в рабочем порядке. У них свои задачи – у нас свои. Клиентская база у них своя – у нас своя.
Но дело в том, что порт тоже должен развиваться такими же быстрыми темпами, как и частные стивидорные компании. Нам делать это гораздо сложнее, чем частнику, поэтому с ними лучше сотрудничать и давать возможность двигаться вперед.
– Долгое время (годы!) парламент пытается принять Закон Украины «О морских портах». Какое Ваше отношение к последней редакции закона?
– Как вы знаете, Закон Украины «О морских портах» прошел первое чтение в Верховной Раде. Но до сегодняшнего дня в него вносится масса дополнений и изменений, потому что много неурегулированных вопросов. Поэтому о последней редакции, как таковой, говорить трудно. Надеемся, что Закон примут, и в нем будут решены спорные моменты, которые возникают на сегодняшний день.
– В связи с увеличением судозаходов крупнотоннажного флота и дозагрузкой судов на рейде, планируете ли вы увеличение портофлота в 2011 году?
– Начнем с того, что в ближайшее время усилим наш портовый флот двумя буксирами ледокольного класса мощностью по 5 тысяч л.с. каждый.
Они – самые мощные в Украине, ни в одном порту таких нет. Их строительство сейчас завершается в Румынии на заводе известной голландской судостроительной компании.
Эти два больших буксира позволят быстрее и экономичнее осуществлять проводку крупных судов к нашим причалам. Новые плавсредства придут в конце октября – начале ноября. Думаю, что больше у нас не будет необходимости в привлечении флота со стороны, мы будем справляться своими силами.
– Какими Вы видите перспективы порта?
– Перспективы порта – в увеличении грузооборота, инвестициях в развитие причального флота, в развитии внутренней логистики порта.
Строительство любого причала ведет за собой дальнейшее его оборудование кранами, конвейерами, подъездными путями и так далее.
Нужно заниматься серьезно подъездными путями железнодорожной станции «Береговая». Если решим эту задачу, сможем значительно увеличить грузооборот, ведь на сегодняшний день в порту возможности причалов выше, чем возможности приема по железной дороге.
Железнодорожная инфраструктура – это одна из мощнейших отраслей развития порта. Если мы осуществляем развитие причальной линии, перевалки, то одновременно нужно увеличивать возможности железной дороги. Иначе техника на причалах будет простаивать. Поэтому необходимо садиться за стол переговоров и распределять обязанности.
Много споров по транзитным грузам. Кроме того, есть конкуренция, например, Прибалтика – они грузят не хуже нас: у них есть техника, глубины. Поэтому нужно быть конкурентоспособными.
Как будет развиваться порт в дальнейшем, мы узнаем несколько позже, после того как будет проведен мониторинг всех имеющихся проектов: причальной структуры, постройка новых терминалов, дноуглубление. Что касается расширения номенклатуры, стало ясно, что пока уголь остается одним из основных грузов порта Южный.
– Как Вы прокомментируете состояние социальных программ порта Южный? Будут ли они сокращаться или наоборот развиваться?
– Социальные программы не будут сокращаться – они должны развиваться и улучшаться. На сегодняшний день идет разработка финансового плана на 2011 год, в нем будут учтены вопросы, которые являются важными для развития социальной сферы. На следующий год уже заложены средства на развитие социальной инфраструктуры и ее поддержку.
Что же касается заработной платы, то она составляет в среднем – 4200 гривен.
Сотрудники порта Южный имеют возможность пользоваться такими объектами соцсферы: санаторий-профилакторий «Портовик», база отдыха, поликлиника, детский сад, жилищно-гостиничный комплекс, блок питания – 4 столовых, которые располагаются по месту размещения сотрудников. На сегодняшний день все перечисленные объекты будут сохранены и плана об их передаче нет. Есть планы по оптимизации их работ, но это другой вопрос, они должны стать хотя бы менее убыточными.
Нам нужно больше зарабатывать, чтобы больше тратить. Могу со всей ответственностью сказать о том, что для порта и портовиков ничего ухудшаться не будет, будет только улучшение.
– Одна из насущных сегодняшних тем – это избирательная кампания...
– Порт – вне политики. Его задача – повышать грузооборот. Политикой пусть занимаются политики. У нас в порту не проводят никакой агитационной работы. Более того, попытки такой активности будут жестко пресекаться.
Я никогда не был в рядах какой-либо политической партии, не участвую и в этой избирательной кампании.
Порт – это государственное предприятие. И, независимо от политической ситуации, должен работать в обычном режиме.
Волеизъявление наших сотрудников – абсолютно свободное, каждый может баллотироваться, агитировать. Но – за пределами порта.
100 дней Александра ЛАГОШИ
2010 год
09 июля
За счет профсоюзных комитетов порта Южный на протяжении летнего сезона было оздоровлено 316 детей работников предприятия. Всего затратили на приобретение путевок в детские оздоровительные центры более 490 тыс гривен.
09 июля
Балкер типа capesize Sealink Majesty зашел в акваторию порта Южный. Здесь судно загрузили до максимально возможной осадки – более 14 м. Sealink Majesty принял на борт 119 тыс. тонн железорудного концентрата. После окончания работ судно отправилось в Керченский порт для дозагрузки на его рейде.
23 июля
Порт Южный объявил тендер на выбор разработчика рабочего проекта дополнительных путей приемно-отправочного парка ж/д станции Береговая.
10 августа
Порт Южный приобрел штурманский тренажер, предназначенный для отработки практических навыков по маневрированию, управлению и выполнению буксиро-кантовочных работ на буксирах нового поколения. Основная задача обучения на тренажере – повышение уровня подготовки офицерского состава портового флота и, как следствие, повышение безопасности судоходства в зоне ответственности ГП «Морской торговый порт «Южный».
25 августа
Согласно «Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь», рассчитанной на период до конца 2020 года, «организация приема нефти с морского транспорта экономически целесообразна в портах Одесса и Южный (Украина), Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва), Таллинн (Эстония)».
31 августа
На первом грузовом районе порта Южный перевыполнен месячный план по карбамиду и аммиаку. По состоянию на 30 августа текущего года погрузрайон № 1 порта Южный досрочно перевыполнил месячный план по грузообработке на 19,8% и грузообороту на 35,8%.
31 августа
В последние дни лета порт Южний одновременно принял пять многотоннажных балкеров – три типа panamax и два типа capsize. Наибольший из принятых балкаров – «Kassos warrior», его длина – почти 300 м, ширина – 47,5 м, максимальная осадка – 18,5 м, дедвейт – 194 тыс. тонн.
03 сентября
Грузооборот порта Южный в августе с.г. увеличился на 53,4%, до 1,6 млн т, в сравнении с августом 2009 года.
15 сентября
Впервые на рейде порта была осуществлена дозагрузка крупнотоннажного судна «Kassos warrior» (типа capsize). Проведение подобной грузовой операции стало возможным благодаря внедренной специалистами предприятия технологии дозагрузки судов с осадкой более 14,5 м на внешнем рейде.
У порта появится возможность формировать полные судовые партии объемом до 200 тыс. тонн. Таким образом, предприятие планирует увеличить свою привлекательность для грузовладельцев и нарастить показатели по грузообороту и грузопереработке.
27 сентября
В акваторию порта Южный зашло наибольшее в истории предприятия судно. Балкер «V Kerkis», типа capsize, имеет длину 315 м, ширину – 50 м, дедвейт – 208,95 тыс. тонн, максимальную осадку – более 18 м. Предусматривается, что в «Южном» «V Kerkis» возьмет на борт 143 тыс. тонн железорудного концентрата. Возле причала №7 судно загрузят до максимально возможной в порту осадки – более 14 м. Дозагрузку балкера планируют осуществить на внешнем рейде порта.
01 октября
В сентябре порт Южный перевыполнил план по грузообороту на 24,9% и грузопереработке на 8,1%. Всего за месяц на причалах порта обработано 1 млн. 935,8 тыс. тонн. Собственными силами предприятия перевалено 1 млн. 270 тыс. тонн грузов.
По сравнении с сентябрем 2009-го порт нарастил показатели по грузообороту на 681,5 тыс. тонн, а по грузообработке на 322,8 тыс. тонн.
По сообщениям
информагентств Украины
Искомая глубина для Capesize
В последние несколько лет, идя навстречу назревшим потребностям металлургов и зернотрейдеров, Украина изрядно преуспела в развитии собственной портовой инфраструктуры. Тем не менее, пока, из-за отсутствия глубоководных портов, прием судов с максимальным дедвейтом, использование которых обеспечивает оптимальную рентабельность перевозок, довольно проблематичен.
Первый Capesize в Украине
Не так давно в морском торговом порту Южный впервые в Украине было загружено крупнотоннажное судно типа Capesize с максимальной осадкой 18,5 м и дедвейтом 194 тыс. тонн. Учитывая тот факт, что Южный, как, впрочем, и все остальные глубоководные отечественные порты, способен принимать суда с осадкой, не превышающей 14,5 м, для проведения подобных погрузочных операций специалистам порта пришлось внедрить специальную технологию. В соответствии с ней судно частично загружают в порту, а дозагрузку выполняют на внешнем рейде.
Благодаря разработке этой технологии в настоящее время Южный оказался единственным украинским портом, способным обслуживать самые большегрузные суда типа Capesize, формируя полные судовые партии объемом до 200 тыс. тонн. Это позволило руководству порту еще в июле заключить договор с российской ХК «Металлоинвест» на перевалку железорудного сырья, поступающего с Лебединского и Михайловского горно-обогатительных комбинатов. А уже два месяца спустя, в рамках выполнения контракта, новая технология была апробирована при погрузке партии железорудного концентрата.
Запрос и отечественные реалии
Напомним, что три года назад украинские металлурги столкнулись с очередным всплеском дефицита коксующихся углей, который уже нельзя было покрыть за счет поставок только из России. Поэтому они были вынуждены начать восполнять его путем импорта из стран дальнего зарубежья, в частности из Австралии и США. В мировой практике морские перевозки угля, а также руды, некоторых видов металлопродукции и, наконец, зерновых, осуществляются крупнотоннажными судами дедвейтом не менее 70 тыс. тонн, типа Panamax. Однако использование судов дедвейтом от 100 до 200 тыс. тонн, типа Capesize, гораздо эффективнее и, по расчетам разных специалистов, позволяет уменьшить транспортные расходы на 10-20%.
Но из-за отсутствия в Украине на тот момент глубоководных портов, способных принимать даже суда типа Panamax, украинские потребители коксующихся углей вынуждены были получать их в два этапа. Сначала уголь завозили большегрузным судном в болгарский Бургас или в румынскую Констанцу, а уже оттуда – мелкими партиями по 5-10 тыс. тонн – в Бердянск или Мариуполь. Разумеется, ни о каком транзите или экспорте-импорте через украинские порты других подобных грузов не было и речи.
Тем не менее буквально год-два спустя ситуация улучшилась. Так, на сегодня в Украине существуют два глубоководных морских порта и три оператора – МТП Южный, созданный на базе его мощностей терминал сыпучих грузов ООО «Трансинвестсервис» (ТИС), а также Ильичевский МТП. Первый расположен в Малом Аджалыкском лимане и способен принимать суда с осадкой до 15 м, а второй находится на берегах Сухого лимана и рассчитан на прием судов с осадкой до 13 м. Другими словами, в настоящее время оба порта могут обслуживать суда дедвейтом 50-100 тыс. тонн типа Panamax.
Однако порт Южный имеет достаточно сложную транспортную инфраструктуру из-за ландшафтных особенностей, что значительно увеличивает затраты времени на вывоз грузов из порта. Ильичевский же порт почти не перегружает уголь из-за отсутствия свободных площадей и специализированных причалов. Поэтому до недавнего времени возможности Украины даже по приему судов типа Panamax были крайне ограничены. Между тем, как отмечают потребители отечественных коксующихся углей из дальнего зарубежья, доставка этого вида сырья из Балтимора в Южный на 70-тыс.судах прибавляет к стоимости каждой тонны угля 27-30 долл., а его перевозка судами типа Capesize позволяет снизить издержки на 10-15%.
Модернизация терминала в Южном
Вполне естественно, что с появлением более глубоких портов возникла необходимость и в их оснащении соответствующим перегрузочным оборудованием. Следует отметить, что наиболее интенсивно работа в обоих направлениях пошла с конца августа – начала сентября нынешнего года, когда в Украине стартовала целая серия проектов по усовершенствованию портовой инфраструктуры. Лидером данного процесса стала компания «Трансинвестсервис», которая еще в мае закончила работы по модернизации контейнерного терминала на причалах №№21 и 22 порта Южный, глубина возле которых составляет 15 м.
Так, к этому времени была закончена установка оборудования для выгрузки навалочных грузов, а также строительство специализированного железнодорожного грузового фронта по обработке полувагонов. В частности, в портале контейнерных перегружателей разместилась конвейерная линия, соединенная с основными складскими площадями терминала «ТИС-Уголь», а сами портальные перегружатели были оборудованы вместительными грейферами, благодаря чему удалось добиться интенсивности перегрузки 9 тыс. тонн за смену. Кроме того, были проложены две железнодорожные колеи общей длиной 370 м под одновременную постановку 24 вагонов. На них были установлены два современных тыловых козловых перегружателя, способные переносить любые грузы – от чугуна и слябов до контейнеров и негабаритов с тяжеловесами.
Освоение новой технологии загрузки судов типа Capesize в МПТ Южный, а также ввод в эксплуатацию современного перегрузочного комплекса компанией «Трансинфестсервис» существенно расширяют транзитные и экспортно-импортные возможности отечественных портов. Тем не менее, по оценкам экспертов, их пока недостаточно. В частности, спрос на поставки коксующихся углей из-за океана будет расти. И один только этот факт уже является весомой причиной для развития глубоководных портовых мощностей, способных обеспечить полноценный прием и обслуживание судов с дедвейтом от 100 тыс. тонн и выше.
Инвестпроекты для Южного и Ильичевска
Также в настоящее время заявлены два инвестиционных проекта, которые дают потребителям надежду на то, что специальная технология дозагрузки судов типа Capesize, применяемая в порту Южный, не останется в обозримом будущем единственным способом эксплуатации этих судов, доступным в Украине. Так, в октябре на форуме инвесторов международного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия Министерство транспорта и связи Украины намерено представить инвестпроект строительства терминалов для насыпных и накатных грузов в Ильичевском МТП, а также проект дальнейшего углубления дна в порту Южный.
Объем инвестиций, необходимых для реализации обоих проектов, составляет около 470 млн долл. При этом, по данным пресс-службы Минтранссвязи, представители Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации уже заявили о своей готовности предоставить будущим инвесторам необходимые кредиты. В частности, на строительство терминалов в Ильичевске – примерно 320 млн долл., а на работы по углублению дна в Южном, с учетом модернизации причалов и разворотных бассейнов, – примерно 150 млн долл. А в результате – Украина наконец сможет спокойно принимать полностью загруженные нефтяные танкеры и сухогрузные балкеры.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |