![]() |
|
![]() |
![]() |
За границей украинцев везде и охотно принимают на работу. А наши Центры занятости чем занимаются? Офисы строят? По 20 30 «штук» в год? И оборудование закупают на сотни миллионов долларов для того, чтобы искажать информацию и вводить общество в заблуждение?
Что до меня, то эти, очень и очень серьезные вопросы, я попросил бы следователя поставить перед соответствующими институтами власти. Но не поставит. Нет в стране такого следователя… Или не родился, или тоже за границу уехал. На заработки…
Совершенно очевидно, что официальным данным Центров занятости верить нельзя. А феномен отечественной безработицы заключается в том, что лгать эти центры заставляют тоже официально.
Без сомнения, это двухэтажное здание, построенное в соответствии с европейскими стандартами, стало украшением Коминтерновского. Стекло, бетон, пластиковые окна, кондиционеры… На территории вокруг — нарядные молодые елочки, под стать ботаническому саду. Ландшафтный дизайн вполне удовлетворил бы вкусам олигарха…
Вот только коминтерновцы, думавшие, что здесь строится то ли банк, то ли суд или прокуратура (их офисы тоже сильно смахивают на дворцы), начали недоумевать, увидев на фронтоне жизнеутверждающую надпись «Будинок праці». «Праці»-то нет, хотя во дворце будет располагаться районный Центр занятости.
Ложь во имя лжи…
Я не против красоты и даже помпезности. Только вот, в убогом уголке эти символы власти выглядят надругательством над людьми. И еще большим надругательством над их проблемами оказывается стоимость этих дворцов, составляющая миллионы гривень.
За помощью по трудоустройству в центры занятости страны за год обращаются около двух миллионов безработных или тех, кто ищет себе новую работу. Об этом недавно на открытии очередного дворца в Киево-Святошинском районе сказал директор Государственного Центра занятости — руководитель исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы Владимир Галицкий. Он же сообщил, что до конца нынешнего года число новых центров в стране увеличится, по меньшей мере, на 20 30 «штук». Существует программа, согласно которой к середине 2012 года будет завершено создание современной материальной базы всех центров занятости. Все 647 таких центров будут соответствовать европейским стандартам.
Не с того начали, господа хорошие. Сначала условия труда и его оплаты должны начать соответствовать европейским стандартам, а не дворцы, где вам отказывают в квалифицированной и хорошо оплачиваемой работе. Потому что это и составляет, увы, предмет деятельности Центров.
Впрочем, если оперировать данными официальной статистики, то нынешняя ситуация на отечественном рынке труда выглядит вполне пристойно. Согласно официальным цифрам Госцентра занятости, на 1 августа нынешнего года на учете в Центрах состояли 413 тысяч незанятых граждан (то есть, менее 2 процентов от числа работоспособных). В их числе: 236,6 тысяч женщин, 176,4 тысяч мужчин, 168,2 тысяч — молодежь. Из общего количества безработных 143,9 тысяч — жители сельской местности, 252,9 тысяч — горожане.
То, что это — откровенная ложь станет понятно сразу. Согласно другим официальным данным, полученным, однако, по методологии Международной Организации Труда, число безработных составляет у нас 2 миллиона человек. Если у нас до начала кризиса в 2008 году уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, составлял 6,4 процента, то по результатам первого квартала 2009 года он уже превысил 9,5 процента, затем его начали активно… занижать.
Но и это — еще не вся правда. Вне оценки и наших Центров занятости, и МОТ остается скрытая безработица. Как отмечают независимые украинские профсоюзы, реальное общее число безработных в Украине составляет не менее 4,63 миллиона человек, или 23 процента работоспособного населения. Именно об этом заявил на днях заместитель председателя Национального форума профсоюзов Украины Григорий Кабанченко.
Заметим тут же: фиктивные данные, которыми оперируют Центры занятости, на порядок ниже реальных. Это ставит вопрос: неужели именно такую сверхзадачу — сокрытия истинного положения дел на рынке труда — они и решают сегодня?
Кто же нас трудоустраивает?
А вот — картина, обрисованная совместным докладом МВФ и МОТ. С 2007 по 2010 год число безработных в мире выросло на 20 миллионов человек, достигнув 210 миллионов — самого высокого показателя в истории.
13 сентября в Осло состоялась конференция с участием МВФ, МОТ, министров ряда государств, посвященная безработице. Отмечено: растет «застойная безработица» (свыше 27 месяцев) и безработица среди молодежи в развитых странах. По данным социологических институтов МОТ, «застойная безработица» провоцирует не только бедность, но и бродяжничество, «новый образ жизни». Не имея средств и надежды их получить, человек привыкает к «животному» образу жизни, навсегда утрачивает квалификацию, становясь «невозвращенцем» к нормальной жизни и социально опасным типом.
Вот чего на самом деле боится МВФ и МОТ — социального взрыва. И глубину проблемы характеризуют не иначе, как «Великой депрессией XXI века».
На этом фоне заверения украинских чиновников, что «у нас все хорошо», ничего, кроме ядовитых усмешек у специалистов на Западе не вызывает. Они-то хорошо знают о том, что никто из украинских гастарбайтеров, потеряв работу на Западе, домой, в Украину, не вернулся, предпочтя менее оплачиваемую, но приемлемую работу за пределами своей родины.
Кроме того, поток трудовых мигрантов из Украины на Запад не только не иссяк, он возрос. Мы уже сообщали в одном из номеров нашей газеты, что почти 30 тысяч самых квалифицированных специалистов покинули только одну Одесскую область только за один последний год. Если умножить это число на количество областей страны (с поправкой на особенности каждого региона и количество его населения), а потом сопоставить полученные цифры с бодрой статистикой Госцентра занятости, конфуз получится: свыше тех же 400 тысяч и выйдет, если не миллион!
Так кто же тогда у нас реально занимается трудоустройством граждан? Наше государство или зарубежные работодатели? Они-то работу дают. Причем, предлагают ее на самом деле, и, получается, охотно принимают украинцев.
А наши Центры занятости, чем занимаются? Офисы строят? По 20 30 «штук» в год?
А современное оборудование закупают на сотни миллионов долларов для чего? Для того, чтобы искажать информацию и вводить общество в тотальное заблуждение?
Что до меня, то эти, очень и очень серьезные вопросы, я попросил бы следователя поставить перед соответствующими институтами власти.
Но не поставит. Нет в стране такого следователя… Или не родился, или тоже за границу уехал. На заработки…
Скрытая безработица
Но оставим сарказм в стороне. Совершенно очевидно, что официальным данным Центров занятости верить нельзя. А феномен отечественной безработицы заключается в том, что лгать эти центры заставляют официально. Мало кто задумывался, куда деваются те безработные, которые, после получения пособия в течение 360 дней, затем теряют на него право? Как правило, они уже «вычеркнуты из списков». То есть, проблемы этих людей никто и нигде более не рассматривает. Так они пополняют ряды тех, кто относится к категории, так называемой, скрытой безработицы.
Прибавим к ним еще целую армию людей, в силу разных причин так и не ставших на учет (может быть, по той же причине, которую озвучили МВФ и МОТ — «втянулись» в «новый образ жизни»). А кто считал тех, кто трудится сокращенную рабочую неделю, находится в неоплачиваемых отпусках?
А село?.. Госслужба занятости в целом считает «обеспеченными» селян, имеющих земельные паи и получающих за них арендную плату. Плевать на то, что за эту плату (если ее еще принесут), иной раз и таракана не прокормишь, — это никого не волнует.
Следует отметить и еще один факт: официальные власти очень неохотно оперируют таким международным критерием как коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию). Сейчас, в среднем, по Украине эта цифра равняется 5 (официально). И что же тогда получается, если сопоставить официальные данные службы занятости с этим фактом? А получается, что страна с 46 миллионным населением, с достаточно развитой тяжелой и легкой индустрией, транспортом и наукой располагает вакансиями всего на 80 тысяч мест?
Вот это как раз и похоже на правду. И знаете, какие это места? Это места на так называемых «общественных работах». С жалкой зарплатой, на жалкий срок. Такие места примерно и составляют указанное выше число, причем, появляются они ежегодно. И ежегодно трудоустройством на эти временные места можно легко будет «вычеркивать из списков» с десяток «дивизий» на самом деле так и не трудоустроившихся людей.
* * *
Самые незащищенные категории людей в нашей стране, которые получают пособие по безработице — матери-одиночки и молодые люди, которых работодатель отказывается принимать на работу. Его требования «просты» до абсурда: возраст пионера, опыт пенсионера.
Разговаривать с таким работодателем должен либо психиатр, либо представитель власти, может быть, даже налоговый инспектор. Наказания, предусмотренные нашим законодательством за отказ в предоставлении работы, настолько смешны, что они просто недостойны внимания. Здесь нужны совершенно другие меры. И эти меры должен разработать законодатель, то есть, Верховная Рада.
В тех же Центрах занятости — масса объявлений о рабочих местах, на которые требуются молодые специалисты, но… с опытом работы. По свидетельству аналитиков рынка занятости, персонал с опытом работы от 1 года до 3 лет работодатели набирают неохотно. Поэтому списки реальных безработных регулярно пополняют тысячи и тысячи выпускники вузов, с дипломами инженеров вынужденные идти в чернорабочие, реализаторы или продавцы.
В Госслужбе занятости сегодня работают 16 тысяч человек. В стране действуют 647 Центров. Выше уже приводилась цифра — 413 тысяч безработных состоят на учете. Таким образом, на одного инспектора в год приходится чуть больше 25 человек. Это в год, а в рабочий день, если учесть, что за вычетом отпуска и праздников таких дней в году 220? Получается, чуть ли не один посетитель за 10 дней!
Ладно, не будем «передергивать». Возьмем другую цифру — 2 миллиона посетителей в год. Но и тут выходит, что один человек приходит в Центр занятости раз в два дня… Не многовато ли чиновников на одного безработного? И не превратилась ли Госслужба занятости действительно в службу занятости… самих чиновников?
Вот, оказывается, почему они и строят дворцы!..
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |