ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВОТ И ПОГОВОРИЛИ…
23.10.2010 / Газета: Юг / № 74(15827) / Тираж: 122306

Результаты опроса, проведенного недавно Одесским филиалом Института проблем управления имени Горшенина, почему-то не вызывают удивления. Выводы специалистов свидетельствуют: подавляющее большинство одесситов (96,5%) в той или иной мере испытывают материальные трудности.

Причем мера эта определяется не возможностью купить яхту и счетом в банке, а тем, на какое количество (и качество) продуктов, вещей хватает у одесситов денег. Удивительно, но сорок процентов опрошенных считают, что в целом имеют средства на жизнь, хотя на приобретение ценных вещей денег им явно недостаточно. В перечень ценных вещей входит опять же не антиквариат или, скажем, колье с бриллиантом для любимой, а обычная мебель, холодильник, телевизор и проч.

Каждый четвертый одессит имеет деньги на еду, но покупка обуви и одежды — для него проблема. И это тоже считается еще не то чтобы крайней бедностью. Утверждают, что едва сводят концы с концами (то есть не имеют достаточного количества денег на еду) лишь 15,2% горожан. Не испытывают материальных трудностей, за исключением особо дорогих покупок (квартира, автомобиль), 13,7% респондентов. И сознаются в том, что не испытывают никаких материальных трудностей 1,7% жителей Южной Пальмиры.

За них можно порадоваться — ценовые кульбиты им нипочем. Чего не скажешь об остальных.

Как напомнил на пресс-конференции заведующий кафедрой мирового хозяйства и международных экономических отношений ОНУ имени Мечникова Сергей Якубовский, в нынешнем сезоне было собрано сельхозпродукции всего на 1,2% меньше, чем в прошлом. Однако, заметил он, население Украины за прошедший год сократилось примерно на один процент. Таким образом, сделал он вывод, соотношение спроса и предложения на продукты питания нисколько не изменилось. Отчего же тогда, например, гречневая крупа, по сравнению с прошлым годом, подорожала в три раза, скакнув с четырех до двенадцати гривень за килограмм и даже выше? Может быть, дело в том, что гречиха в нынешнем году не уродила? А что в таком случае произошло с рисом, цены на который «зашкаливают» за четырнадцать гривень за килограмм? Тоже «недород»?

— В Украине в нынешнюю кампанию собрано около десяти миллионов тонн пшеницы продовольственного класса, внутренний спрос составляет не более пяти миллионов тонн.

То же с картофелем: собрано восемнадцать миллионов тонн, тогда как шесть миллионов тонн для внутреннего рынка достаточно. Урожай гречихи таков, что ее запасов хватит до следующего лета. Основные группы продовольственных товаров значительно превышают спрос, дефицита нет, но есть резкий скачок цен. Почему, ведь это противоречит принципам экономики? — задает вопрос Сергей Якубовский.

И отвечает: причина отнюдь не в экономике, а в политике.

— Вспомните ноябрь 2009 года, когда цены на медицинские препараты резко подскочили. Все писали об опасности свиного гриппа, публику подогревали страшными рассказами, все кинулись в аптеки, скупая препараты, маски марлевые нельзя было достать. Таким образом были собраны средства на выборы. Ведь не из своего кармана будут вынимать их предприниматели, в самом деле, а брать их откуда-то надо было. Вот из нашего с вами кармана их и вытащили, — объяснил С.Якубовский.

По его мнению, такой же принцип был использован и в августе-сентябре 2010 года. В СМИ писали о предстоящей аномально холодной зиме, о дефиците продуктов и прочих ужасах, тем самым подогревая народ. Подготовив общественное мнение, взвинтили цены на продукты, «вынув» таким образом деньги на предвыборную кампанию. Кризис организовали на уровне государства, сделал вывод Сергей Якубовский. И неожиданно закончил свое выступление на мажорном аккорде.

— Мы уже оплатили выборы, так что волноваться не надо. После первого ноября цены начнут постепенно снижаться, — заверил он.

Однако сельхозпроизводители с ним не согласились.

Виктор Пенов, директор агрофирмы «Паритет» (Ивановский район), считает, что колебание цен на рынке продуктов все же носит более системный характер. И дело здесь не столько в непрекращающемся избирательном процессе, сколько в государственной политике.

— Вы только посмотрите, что делается в селах! Люди трудятся за копейки, хозяйства становятся убыточными, а количество посредников растет, как на дрожжах. Наценка на сельхозпродукцию доходит до ста процентов, и эту проблему не решить без вмешательства государства, — возмутился он.

По мнению Виктора Пенова, значительную пользу могли бы принести так называемые оптовые рынки, куда труженики могли бы привозить свой товар и получать за него разумную цену. А покупатели затем приобретать его в магазинах, не шарахаясь от сумм на ценнике.

С ним полностью согласен юрист агропромышленного предприятия «Авангард-Д» (Овидиопольский район) Сергей Хрустов-ский, он подчеркнул, что об оптовых рынках в последнее время говорят много, но вот никто не спешит их создавать.

А не спешат, по мнению юриста, потому, что подобная ситуация невыгодна перекупщикам, которые находят средства лоббировать свои интересы на разных уровнях. Существующие инспекции по контролю над ценами — не более чем бюрократический придаток, ничего по сути не меняющий.

— Результативность работы подавляющего большинства инспекций нулевая, мы все с вами знаем, чем они занимаются,

— поддержал его Сергей Якубовский.

— Надо поддержать село, причем на государственном уровне, только тогда ситуация изменится в лучшую сторону для всех нас, — считает Виктор Пенов.

Предприниматель Елена Палашка предложила создать некую «некоммерческую организацию», которая, оттеснив множество посредников, стала бы широким мостом между производителем и покупателем. Сначала поработала бы в отдельно взятом дворе, а затем и за супермаркеты взялась.

Только вот на вопрос журналистов, за счет чего же собирается жить упомянутая «некоммерческая организация», Елена Палашка вразумительного ответа дать то ли не смогла, то ли не захотела, долго и путано объясняя, как хорошо заживут, соединившись в едином порыве, город и деревня.

Вспоминается старый анекдот: «А поговорить?». Чего-чего, а поговорить у нас любят. Особенно, если интерес есть. Цены вот только от этого, жалко, не снижаются…

Елена АНТОНОВА.

От редакции

Интересно, а почему организаторы пресс-конференции постеснялись пригласить на нее главу Антимонопольного комитета Алексея Костусева, мол, мил человек, доложи, что происходит с ценами. Да и вообще расскажи, чем занимаешься уже несколько месяцев? И правда ли, что ценовой продуктовый кризис организован на уровне государства?

Поскромничали организаторы пресс-конференции, не захотели отвлечь от политагитации и предвыборных обещаний Костусева. Поэтому получилось — как получилось, ценам от этого ни холодно, ни жарко. Вот так и живем…

Вот и поговорили…

Результаты опроса, проведенного недавно Одесским филиалом Института проблем управления имени Горшенина, почему-то не вызывают удивления. Выводы специалистов свидетельствуют: подавляющее большинство одесситов (96,5%) в той или иной мере испытывают материальные трудности.

Причем мера эта определяется не возможностью купить яхту и счетом в банке, а тем, на какое количество (и качество) продуктов, вещей хватает у одесситов денег. Удивительно, но сорок процентов опрошенных считают, что в целом имеют средства на жизнь, хотя на приобретение ценных вещей денег им явно недостаточно. В перечень ценных вещей входит опять же не антиквариат или, скажем, колье с бриллиантом для любимой, а обычная мебель, холодильник, телевизор и проч.

Каждый четвертый одессит имеет деньги на еду, но покупка обуви и одежды — для него проблема. И это тоже считается еще не то чтобы крайней бедностью. Утверждают, что едва сводят концы с концами (то есть не имеют достаточного количества денег на еду) лишь 15,2% горожан. Не испытывают материальных трудностей, за исключением особо дорогих покупок (квартира, автомобиль), 13,7% респондентов. И сознаются в том, что не испытывают никаких материальных трудностей 1,7% жителей Южной Пальмиры.

За них можно порадоваться — ценовые кульбиты им нипочем. Чего не скажешь об остальных.

Как напомнил на пресс-конференции заведующий кафедрой мирового хозяйства и международных экономических отношений ОНУ имени Мечникова Сергей Якубовский, в нынешнем сезоне было собрано сельхозпродукции всего на 1,2% меньше, чем в прошлом. Однако, заметил он, население Украины за прошедший год сократилось примерно на один процент. Таким образом, сделал он вывод, соотношение спроса и предложения на продукты питания нисколько не изменилось. Отчего же тогда, например, гречневая крупа, по сравнению с прошлым годом, подорожала в три раза, скакнув с четырех до двенадцати гривень за килограмм и даже выше? Может быть, дело в том, что гречиха в нынешнем году не уродила? А что в таком случае произошло с рисом, цены на который «зашкаливают» за четырнадцать гривень за килограмм? Тоже «недород»?

— В Украине в нынешнюю кампанию собрано около десяти миллионов тонн пшеницы продовольственного класса, внутренний спрос составляет не более пяти миллионов тонн.

То же с картофелем: собрано восемнадцать миллионов тонн, тогда как шесть миллионов тонн для внутреннего рынка достаточно. Урожай гречихи таков, что ее запасов хватит до следующего лета. Основные группы продовольственных товаров значительно превышают спрос, дефицита нет, но есть резкий скачок цен. Почему, ведь это противоречит принципам экономики? — задает вопрос Сергей Якубовский.

И отвечает: причина отнюдь не в экономике, а в политике.

— Вспомните ноябрь 2009 года, когда цены на медицинские препараты резко подскочили. Все писали об опасности свиного гриппа, публику подогревали страшными рассказами, все кинулись в аптеки, скупая препараты, маски марлевые нельзя было достать. Таким образом были собраны средства на выборы. Ведь не из своего кармана будут вынимать их предприниматели, в самом деле, а брать их откуда-то надо было. Вот из нашего с вами кармана их и вытащили, — объяснил С.Якубовский.

По его мнению, такой же принцип был использован и в августе-сентябре 2010 года. В СМИ писали о предстоящей аномально холодной зиме, о дефиците продуктов и прочих ужасах, тем самым подогревая народ. Подготовив общественное мнение, взвинтили цены на продукты, «вынув» таким образом деньги на предвыборную кампанию. Кризис организовали на уровне государства, сделал вывод Сергей Якубовский. И неожиданно закончил свое выступление на мажорном аккорде.

— Мы уже оплатили выборы, так что волноваться не надо. После первого ноября цены начнут постепенно снижаться, — заверил он.

Однако сельхозпроизводители с ним не согласились.

Виктор Пенов, директор агрофирмы «Паритет» (Ивановский район), считает, что колебание цен на рынке продуктов все же носит более системный характер. И дело здесь не столько в непрекращающемся избирательном процессе, сколько в государственной политике.

— Вы только посмотрите, что делается в селах! Люди трудятся за копейки, хозяйства становятся убыточными, а количество посредников растет, как на дрожжах. Наценка на сельхозпродукцию доходит до ста процентов, и эту проблему не решить без вмешательства государства, — возмутился он.

По мнению Виктора Пенова, значительную пользу могли бы принести так называемые оптовые рынки, куда труженики могли бы привозить свой товар и получать за него разумную цену. А покупатели затем приобретать его в магазинах, не шарахаясь от сумм на ценнике.

С ним полностью согласен юрист агропромышленного предприятия «Авангард-Д» (Овидиопольский район) Сергей Хрустов-ский, он подчеркнул, что об оптовых рынках в последнее время говорят много, но вот никто не спешит их создавать.

А не спешат, по мнению юриста, потому, что подобная ситуация невыгодна перекупщикам, которые находят средства лоббировать свои интересы на разных уровнях. Существующие инспекции по контролю над ценами — не более чем бюрократический придаток, ничего по сути не меняющий.

— Результативность работы подавляющего большинства инспекций нулевая, мы все с вами знаем, чем они занимаются,

— поддержал его Сергей Якубовский.

— Надо поддержать село, причем на государственном уровне, только тогда ситуация изменится в лучшую сторону для всех нас, — считает Виктор Пенов.

Предприниматель Елена Палашка предложила создать некую «некоммерческую организацию», которая, оттеснив множество посредников, стала бы широким мостом между производителем и покупателем. Сначала поработала бы в отдельно взятом дворе, а затем и за супермаркеты взялась.

Только вот на вопрос журналистов, за счет чего же собирается жить упомянутая «некоммерческая организация», Елена Палашка вразумительного ответа дать то ли не смогла, то ли не захотела, долго и путано объясняя, как хорошо заживут, соединившись в едином порыве, город и деревня.

Вспоминается старый анекдот: «А поговорить?». Чего-чего, а поговорить у нас любят. Особенно, если интерес есть. Цены вот только от этого, жалко, не снижаются…

От редакции

Интересно, а почему организаторы пресс-конференции постеснялись пригласить на нее главу Антимонопольного комитета Алексея Костусева, мол, мил человек, доложи, что происходит с ценами. Да и вообще расскажи, чем занимаешься уже несколько месяцев? И правда ли, что ценовой продуктовый кризис организован на уровне государства?

Поскромничали организаторы пресс-конференции, не захотели отвлечь от политагитации и предвыборных обещаний Костусева. Поэтому получилось — как получилось, ценам от этого ни холодно, ни жарко. Вот так и живем…

Автор: Елена АНТОНОВА.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту