ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЭДУАРД ГУРВИЦ: ОДЕССИТЫ НЕ ОТДАДУТ ГОРОД В ПЛОХИЕ РУКИ
30.10.2010 / Газета: Окна / № 20(349) / Тираж: 5002

Чем могут обернуться для Одессы местные выборы? Почему нынешний мэр города Эдуард Гурвиц, вопреки своим прошлым заявлениям решил снова баллотироваться на этот пост? Когда в городе появится новая набережная, пойдут скоростные трамваи и решится проблема дорожных заторов? Как отличить реальные планы кандидатов в мэры от пустых обещаний?.

Это лишь несколько вопросов, которые задали читатели «Известий в Украине» во время Прямой линии с мэром Одессы Эдуардом Гурвицем

Марсианские яблоки на Привозе

- Добрый день. Сегодня кандидаты в мэры по всей стране обещают много и всего. Но я так и не нашел, где бы прочесть ваши предвыборные обещания. Вы собираетесь взять «сливки» из программ конкурентов и бить их карты таким образом?

- Это не «сливки», это «лапша». Что можно сказать о кандидате, который обещает в следующем году увеличить городской бюджет в два с половиной раза, или что он понизит тарифы на жилищно-коммунальные услуги? Ведь контрольные цифры государственного бюджета на 2011 год уже известны. И никаких поводов рассчитывать даже на гораздо более скромное увеличение городского бюджета они не /дают. Широко известно и то, что устанавливать тарифы город уже не будет — правительство забрало эту функцию себе, и только совсем наивные люди не понимают, что в ближайшее время тарифы будут повышены. Поэтому все эти сказки равносильны обещаниям, что утром на Марсе яблони зацветут, а уже вечером на Привозе вы сможете купить дешевые яблоки. Как правило, больше всех обещают те люди, которые и не собираются ничего выполнять. Наверное, если тебе уже под 60, а ты за всю жизнь ничего для города так и не сделал — то рассчитывать остается только на прямой обман, слоган «Я в команде Президента» и обещание «навсегда покончить в Одессе с националистами». Мои обещания связаны с тем, чем мы уже реально занимались предшествующие пять лет. И здесь нет никакого подлога — результаты нашей работы можно потрогать руками в любом районе города. Их меньше, чем хотелось бы нам и одесситам, — но, в отличие от бумажных программ, это абсолютно реальные вещи.

- А есть в их программах реально выполнимые шаги?

- Да — те, которые они списали у меня. Потому что моя программа существует с 2006 года, и в ней уже шла речь о набережной, о дороге «Север-Юг», о реконструкции аэропорта и тому подобном. Реализовать эти планы в полном объеме нам помешал финансовый кризис. Но мы имеем полное представление о том, как довести до логического завершения то, что начали. А те, кто вдруг включил эти пункты в свои программы перед самыми выборами, просто жулики. Они бы еще написали, что обязуются реконструировать Екатерининскую площадь, которую мы сдали три года назад, или построить и оснастить новый корпус 6-ой поликлиники — одной из лучших в стране, который мы откроем уже через считанные дни (торжественное открытие нового корпуса 6-ой поликлиники состоялось 18-го октября — ред.).

- Существуют прецеденты, когда после выборов конкуренты становятся союзниками, находят общий язык, забывают об эмоциях и работают. Готовы ли вы взять в свою команду в случае победы тех проигравших кандидатов, у кого были дельные, на ваш взгляд, идеи и предложения? Кого именно?

- У меня твердый настрой выполнить все свои обещания и реализовать задуманное, поэтому я готов находить общий язык со всеми, кто идет во власть не для того,

чтобы украсть очередной санаторий или выбить площадку под еще одну многоэтажку. Я понимаю, что значительную часть депутатского корпуса, как и раньше, будут составлять предприниматели. К этому можно по-разному относиться — но это объективная реальность. Однако далеко не все предприниматели имеют криминальные наклонности, хотя именно те, кто их имеет, проявляют наибольшую политическую активность. Они же и главные морализаторы. Но нормальных людей все равно больше, и мы всегда будем с ними сотрудничать, какую бы партию они не представляли.

- В свое время Костусев бросил Одессу и переехал в Киев. Вы, что, позволите ему теперь триумфально вернуться?

- Не позволить это ему могут только одесситы. Я могу лишь вновь выставить свою кандидатуру. На всех своих встречах с избирателями я говорю, что главная причина моего участия в этих выборах заключается в угрозе, которую представляет для города т.н. «единый кандидат». Почему он «единый», кстати, не знает никто. Если единый от Партии Регионов — то у нее и не могло быть двух кандидатов, если «единый от оппозиции» — то регионалы были в большинстве ив городском, и в областном совете все эти годы. Они не были оппозицией. Тем более смешно это звучит сегодня. Но самое главное, что их главный политический идеал — это некая вертикаль власти, «единый механизм», который, как они говорят, снизу доверху охватит все общество и не позволит никому даже думать иначе, чем думают в Киеве. Я уверен, что попытка превратить Партию Регионов в некое подобие КПСС может дорого обойтись и для общества, и для самой партии. Любой думающий человек понимает, что построение такой вертикали будет означать монополизацию власти, фальсификацию выборов, ликвидацию местного самоуправления, сворачивание демократии и тотальный передел собственности. Поведение некоторых высоких должностных лиц в Одессе в период этих выборов не оставляет сомнений, что в случае их победы все именно так и будет Местные функционеры партии сделали все для того, чтобы одесситы поверили — для выбранного от этой силы кандидата мнение партийных руководителей будет значить больше, чем интересы города. Отсюда и моя уверенность в правильном выборе Одессы.

- Можете ли вы бесстрастно оценить предвыборную программу Костусева? Он вам, что, конкурент?

- Набор лозунгов еще не программа. Про бюджет и тарифы я уже говорил, возьмем еще одно интересное обещание: в городе будут работать все лифты. Я вам вот что скажу: в 2005 году, когда мы сюда вернулись, в Одессе не работало 650 лифтов. Сегодня — по официальной сводке — не работает 72, и это меньше, чем в любом крупном украинском городе. Но снизить эту цифру без принятия специальной правительственной программы — это понимает каждый специалист — практически невозможно, она, к сожалению, будет только расти. Потому что очень много лифтов — а их в городе 1870 — уже выработали свой 25-летний срок, и стоят они очень дорого. О необходимости правительственной программы Костусев даже не упоминает, хорошо понимая, что обратись он с такой просьбой — его просто пошлют куда подальше. Но тем не менее, он обещает одесситам то, чего нет даже в самых благополучных странах, где лифты тоже выходят из строя и никогда не бывает так, чтобы все лифты работали. Выход надо искать, но следует иметь в виду, что, как и в случае с устаревшими коммуникациями и жилым фондом, он не будет простым и быстрым.

ПРИЗРАКИ И ПРИЗНАКИ ОПЕРЫ

- Несколько дней назад милиция возбудила дело о растрате в одесской опере. Копают под вас, как вы считаете?

- В данном случае, конечно, нет. Вы знаете, этот театр у нас объявлен Национальным, это государственный театр. И мы никакого отношения не имели ни к его финансовой деятельности, ни к его назначениям, ни даже к внутреннему ремонту. Единственное, что сделал город — это без привлечения бюджетных средств благоустроил Театральную площадь. Правительство просто забыло включить это в смету, и нам пришлось хорошо поломать голову, решая этот вопрос. Правда, единственную «благодарность» за это я услышал уже от нового Премьера. Во время памятного для всех горожан сентябрьского визита Азарова в Одессу он усмотрел на одной из самых красивых и благоустроенных площадей города — Театральной -какую-то «разруху». Я специально провел его по площади, показал новый фонтан, гранитную плитку. Он молча посмотрел, повернулся и поехал на частный и откровенно враждебный ко мне телеканал, где опять повторил то же самое. Ну что ж, теперь мы знаем, что есть не только розовые очки, но и полностью светонепроницаемые. В них хорошо солнечное затмение наблюдать, но по Одессе ходить в таких очках не рекомендуется -шишку можно набить даже на самой ровной дороге.

- Есть мнение, что на Костусева уже вовсю работает областной админресурс. А как же ваши ресурсы, неужто рычагов влияния не хватает?

- Хватает или нет — время покажет. Но админресурс в Одессе действительно задействован на все 100%, причем делается это настолько бесцеремонно и неуважительно по отношению ко всем одесситам, что на каждой встрече со мной люди искренне возмущаются происходящим. Не имеют права чиновники вмешиваться в ход выборов, заявлять, кто будет мэром, нарушать Указ Президента, запрещающий использовать его имя и его изображение для предвыборной агитации. А ведь это делается на каждом шагу. Перевозчиков принуждают размещать эту незаконную рекламу на автобусах. По городу разносятся сотни тысяч бело-голубых пакетов «Я в команде Януковича», в которые вложены рекламные флаера кандидатов, видевших Президента только по телевизору. Областное коммунальное предприятие печатает трехсоттысячным тиражом фальшивые газеты с грязной клеветой в мой адрес. А директор этого предприятия идет на выборы по спискам Партии Регионов. Участковые комиссии не были сформированы в установленный Законом срок, как потом выясняется — просто не успели всех своих на руководящих постах расставить. Посмотрите на списки председателей, их заместителей и секретарей участковых комиссий. Некоторые парламентские партии не имеют в них ни одного человека, некоторые — 3-5 человек, зато Партия Регионов, коммунисты и партии-фантомы, о которых никто и не слышал — по 90-100 человек. Все это бьет по авторитету самой власти, авторитету Президента, на которого ссылается каждый грамотей, делающий в своей предвыборной программе по нескольку грамматических ошибок.

- Я прочитала на одном из сайтов, что Вы хотите продать одесский аэропорт в частную собственность. Так ли это? И если да, то какую цель Вы преследуете?

- Все обстоит с точностью до наоборот. За последние годы нам пришлось не раз отстаивать право одесситов на свою коммунальную собственность — аэропорт. И это понятно: предприятие на подъеме, приносит немалую прибыль, развивается, имеет прекрасную перспективу. Но, как Вы понимаете, у города нет ни одной причины отказываться от своей собственности. Разумеется, средств для того, чтобы сделать его по-настоящему современным европейским аэропортом, в городском бюджете тоже нет. Необходимы серьезные инвестиции, и мы объявили конкурс, поставив перед потенциальными инвесторами ряд жестких условий. Главное, что при любом раскладе город сохранял полный контроль над этим стратегически важным для него объектом. К сожалению, время проведения конкурса совпало с началом мирового финансового кризиса, ударившего прежде всего по обладавшим крупными активами компаниям. И участники конкурса просто вышли из игры -по объективным и ни от кого не зависящим обстоятельствам. Так произошло не только у нас. Тысячи аналогичных конкурсов, тендеров, сделок были отменены по тем же самым причинам. Сегодня, когда пик кризиса позади и обозначилась определенная финансовая стабильность, мы возобновили переговоры с инвесторами. Одесский аэропорт был и останется современным высокоприбыльным предприятием и обязательно сохранит статус коммунального.

Сборная Англии поселится в Одессе

- Что бы Вы назвали главными событиями в жизни Одессы прошлых пяти лет? Почему?

- Я думаю, сложно выстроить эти события в какой-то строгой последовательности. В известном смысле главным событием в жизни Одессы этого периода стало то, что она вернулась к нормальной жизни. Город вновь получил кредитный рейтинг и обрел доверие инвесторов, возобновились активные международные контакты по всем традиционным направлениям сотрудничества, кардинальным образом изменилась ситуация с дорогами, не росла, а стремительно сокращалась очередь на жилье. Было проведено радикальное переоснащение наших медицинских учреждений и прежде всего роддомов. В разы выросли размеры и повысились стандарты оказываемой городом социальной помощи. Проведено масштабное благоустройство центра Одессы. Кто-то сочтет более важным первый этап строительство магистрали Север — Юг, кто-то — реконструкцию Екатерининской или той же Театральной площади. Для кого-то более важны те работы, которые были проведены, чтобы не допустить дальнейшего сползания к морю главного городского бульвара — Приморского, а для кого-то — открытие первого на поселке Котовского и очень красивого фонтана на Крымском бульваре. Для жителей Успенской, Преображенской, Тираспольской, Колонтаевской, Дегтярной, Мясоедовской, Фонтанской дороги на первом месте наверняка будет стоять комплексная реконструкция этих улиц. В Одессу снова устремились туристы со всего мира, мы опять первые в списке городов, принимающих самые знаковые форумы и фестивали. Словом, город ожил и активно развивался все эти годы. И сегодня он очень мало напоминает Одессу образца зимы 2005-ого года — с регулярными веерными отключениями электроэнергии в целых районах, отсутствием круглосуточной подачи воды, темными улицами, разбитыми дорогами и заполонившими весь город уродливыми билл-бордами. Мы получили много наград, в том числе и как самый комфортный для проживания и самый благоустроенный город Украины. Но еще более престижным стало присуждение Одессе Доски Почета Совета Европы.

- Добрый день. Слышала, что у нас в Одессе детям войны предоставляются 25% скидки на вывоз мусора. Как можно получить эту льготу?

- Мне придется разочаровать вас, такой льготы нет. В прошлом году выяснилось, что одна из частных мусоровывозящих компаний по собственной инициативе предоставляла такую льготу своим клиентам. Не разобравшись в сути вопроса, политические бузотеры, для которых важен не конечный результат, а «на камеру поработать», потребовали распространить эту льготу на все компании и на все районы. Незамедлительно последовал ответ Министерства жилищно-коммунального хозяйства, и несанкционированная скидка была отменена для всех.

- Несмотря на то, что на нашем стадионе не сыграют ни одного матча Евро-2012 — футболисты европейских команд таки побывают в нашем городе. Что вы им собираетесь показывать?

- Действительно, Одесса совершенно незаслуженно была лишена права принимать матчи Евро-2012. УЕфА признавала, что Одесса — один из наиболее подготовленных городов, однако федерация Украины, по мотивам, о которых остается только догадываться, решила иначе. А то, что в Одессе решили поселить несколько футбольных команд, в том числе — команду из Англии, обязывает нас продолжать готовиться. И мы это делаем. Вскоре у нас появится стадион. К концу 2011 года арена будет полностью готова. База для тренировок в Одессе уже есть, она признана одной из лучших в стране. По гостиницам у нас проблем никаких и не было. А что касается аэропорта — то он у нас второй в стране. Он хоть и нуждается в реконструкции, но принимает самолеты всех типов. Кроме того, у нас хорошее сообщение с Киевом и по автомобильной трассе, и по железной дороге. Так что Одесса готова принимать и команды, и туристов. Кстати зарубежные специалисты не раз говорили, что многие туристы непременно побывают у нас, что абсолютно логично, т.к. по числу туристически привлекательных объектов Одесса превосходит любой украинский или польский город.

- Как мэр города, скажите, когда в Одессе не будет пробок?

- Пробки — вопрос исключительной сложности для всего мира. Они присутствуют везде в крупных городах, даже в развитых странах. В Одессе сегодня 270 тысяч автомобилей. Плюс численность сотрудников ГАИ была значительно сокращена, эвакуаторы не используются.

У любой серьезной проблемы решение может быть только комплексным. В 2005 году нам в наследство досталось абсолютно запущенное дорожное хозяйство, и поэтому начали мы с ремонта дорог. Менялись сети под реконструируемыми магистралями, заново укладывалось дорожное покрытие, увеличивалась пропускная способность дорог путем расширения дорожного полотна, перекладки трамвайных путей, обустройства паркозочных «карманов», которых катастрофически не хватало. Уже в 2006 году, в разгар строительного бума, мы перестали принимать ^рассмотрению на исполкоме проекты жилых до-, мов без автомобильных паркингов, число стояночных мест в которых соответствовало бы числу квартир. Застройщики встретили эту новацию без энтузиазма — но выбора у них не было. Тем не менее, мы понимали, что без кардинального перераспределения транспортных потоков ситуация не улучшится, и приступили к строительству трассы Север — Юг с целью разгрузки центра города. Мы успешно выполнили первый этап строительства, и если бы не начавшийся в 2008 году финансовый кризис, в этом году трасса была бы завершена.

Несколько лет очень сложных переговоров с Одесским портом дали крайне важный для города положительный результат — теперь идущие в порт и из порта тяжелые контейнеровозы не попадают на совершенно не приспособленные для этого городские улицы, не провоцируют пробки и не разрушают дорожное покрытие. Решением стала соединившая порт с окружной трассой специальная эстакада.

Запланировано строительство нескольких многоуровневых развязок, создание скоростной трамвайной линии на поселке Косовского. Мы начали и поэтапный переход к перевозке пассажиров автобусами большой вместимости, привлекаем иностранных специалистов к решению проблемы оптимизации транспортных маршрутов и управления транспортными потоками, обновляем светофорное хозяйство, следим за качеством дорожной разметки.

- Здравствуйте. Я живу в поселке Котовского. Скажите честно, после выборов про нас снова забудут или мы, наконец, станем жить лучше?

Гурвиц: Я тоже не один год прожил на поселке Котовского, и знаю, что одна из главных проблем там — транспортная. Европейский банк реконструкции и развития уже практически согласовал с нами выделение 72 миллионов евро на создание новой линии скоростного трамвая. От моста до Централита, со скоростью, намного превышающей нынешнюю, будет ходить скоростной трамвай с новыми, современными вагонами. Затем, как только закончатся проблемы с бюджетом, возникшие из-за экономического кризиса, мы достроим дорогу «Север-Юг». Плюс, в планах реконструкция Крымского бульвара и создание нового парка на улице Заболотного.

Я не могу предать свой город, и я буду бороться

- Наша Одесса всегда была, наверное, самым многонациональным городом страны. А теперь то одного иностранца побьют, то другого. Вы собираетесь бороться с ксенофобией?

- С конкретными проявлениями хулиганства или вандализма должны бороться правоохранительные органы. Что касается общей атмосферы в городе, то мы, действительно, оказываем всемерное содействие и культурно-национальным обществам, и различным землячествам. Действует Совет межконфессионального согласия. Регулярно проводятся национальные фестивали, а все национальные общины принимают активное участие в главных городских праздниках, издают свои газеты. Каких-то глубинных предпосылок для ксенофобии, а я всегда считал это явление одной из форм умственного расстройства, у нас нет. Одесса — не только самый многонациональный, но и самый свободный от любых национальных предрассудков город.

- Здравствуйте, меня как коренного одессита сильно удивил ваш уход под политическую «крышу» Арсения Яценюка. Вы не нашли никого более идеологически близкого? Что у вас с ним может быть общего?

- В ситуации, когда баллотироваться надо обязательно от партии, у меня не было выбора лучше. Мне близка идеология перемен, ради них я и дал в теперь уже далеком 1990-м году согласие участвовать в, своих первых выборах на должность руководителя Жовтневого районного совета. Я хорошо знаю Арсения Петровича Яценюка, а он, имея за плечами опыт работы первым заместителем председателя Одесской областной государственной администрации, в свою очередь хорошо знаком с проблемами Одессы. И он любит этот город. Что касается перспектив — то я уверен в том, что у интеллигентной и лишенной экстремистских перегибов партии «Фронт Змін» они есть; а какие именно — покажут выборы.

- Что вы планируете делать с одесскими трамваями? Как не допустить повторения трагедий со сходом вагонов с рельсов?

- Пару лет назад в Одессу приехал министр транспорта, которому тогда было чуть меньше 30 лет, толковый и приличный парень. И когда он говорил о наших проблемах, я ему сказал, что он не должен забывать, что в Одессе каждый второй трамвай старше его. За последние пять лет мы купили несколько новых вагонов, и это был предел наших возможностей. Раньше обновление городского транспорта закладывалось в государственную программу, которая выглядела так: 50% дает город, 50% — страна. Но эта программа в течение последних пяти лет не выполнялось: денег нам никто не давал. Мы пытались приобрести транспорт самостоятельно, но смогли позволить себе лишь 16 троллейбусов, троллейбусов — потому, что они стоят $200тысяч. Для сравнения: новый трамвай канадского, швейцарского или немецкого производства, стоит в пять раз дороже.

Планируем также пустить на закупку электротранспорта 72 миллиона евро кредита Европейского банка реконструкции и развития. И банк готов дать нам такой кредит на 15 лет под очень выгодные проценты. Я думаю, что в начале будущего года мы приступим к осуществлению этого проекта.

- Здравствуйте. Раньше вы говорили, что не будете баллотироваться на очередной срок. Почему передумали?

- Действительно, я долго думал над тем, баллотироваться или нет, хотя вслух об этом никогда не говорил. В 2006 году я обещал своей семье этого не делать. Мне уже 62 года, у меня четверо детей, и двое из них совсем маленькие. Есть несколько причин предопределивших мое решение. Из-за финансового кризиса не были воплощены в жизнь некоторые важные проекты, остались еще дела, которые мне хотелось бы завершить. Но главная причина даже не в этом. Когда я вижу, кто сейчас рвется на эту должность, то понимаю, что последствия моего отказа могут быть самыми неприятными. Дело ведь не в разных взглядах на перспективы развития города. На власть претендуют те, кто годами упорно стремился разворовать, захватить десятки важнейших городских объектов. Я боролся с ними в судах, сессионном зале, а они вели и ведут против меня бесконечную и грязную информационную войну. Их методы не оставляют сомнений в том, что в Одессе они видят лишь источник для личного обогащения, эксплуатировать который они будут варварски, без оглядки на мораль и интересы одесситов. Как пошутил один одесский журналист, их даже к детской копилке допускать нельзя, не то, что к городскому бюджету. То, что сегодня они идут под знаменами каких-то партий не должно никого вводить в заблуждение. У них нет политических убеждений, и они много раз меняли свою окраску. Я не могу предать свой город, и я буду бороться.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту