![]() |
|
![]() |
![]() |
Многие общественные деятели, политики, наблюдатели назвали прошедшие выборы самыми грязными за все годы независимости.
Марина Ставнийчук, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии (1999—2007 гг.), член Венецианской комиссии, сказала: «Думаю, не нужно лицемерить перед нашими гражданами. Абсолютно понятно, что такие избирательные процессы не могут проходить в демократической стране. Это самый грязный избирательный процесс за все годы независимости Украины. Но к тому, что он такой, многие приложились — и во власти, и в оппозиции. И уроки из этого нужно вынести всем».
М.Ставнийчук подвергла критике ход избирательной кампании, которая поставила под угрозу международный имидж государства. По ее мнению, действующий избирательный закон имеет чрезвычайно низкое качество и не в состоянии обеспечить прозрачное волеизъявление граждан.
С Мариной Ставнийчук солидарна Ольга Айвазовская, председатель правления Всеукраинской общественной организации «Гражданская сеть «ОПОРА»: «Кампания оказалась гораздо менее конкурентной и прозрачной, чем президентские выборы. Мы не видели таких неравных правил игры с 2004 года, таких масштабных нарушений на избирательных участках».
«Таких выборов в Украине еще не было, — говорит Александр Турчинов, первый заместитель председателя партии «Батькивщина». — Тысячи граждан по два-три часа стояли в очередях, а потом разворачивались и уходили домой». По словам А.Турчинова, в ходе избирательного процесса использовались как новые технологии фальсификации результатов выборов — снятие кандидатов перед самым голосованием и сокращение представительства партий в избирательных комиссиях, так и старые, например, фальсификация голосования на дому, всем известная технология «карусель» и так далее.
«Мы ожидали, что наибольшие проблемы начнутся, когда завершится марафон голосования. Мы прогнозировали, что именно механизм фальсификаций будет запущен на этапе подсчета голосов и подписания протоколов, — продолжает А.Турчинов. — Так все и произошло».
Турчинов также сказал, что на некоторых уча-стках не хватало бюллетеней по мажоритарным кандидатам, в то же время их было в избытке в психиатрических больницах и тубдиспансерах: «Видимо, именно там находятся строители новой страны. Это самые позорные выборы в истории Украины. Вывод достаточно печален: демократия в Украине не прошла очередного испытания».
А вот премьер Азаров так не думает. Лидер Партии регионов назвал самым главным результатом выборов их демократичность: «Выборы прошли абсолютно без всякого применения админи-стративного ресурса, свободно, демократично, без нарушений». Журналисты «Обкома» прокомментировали слова Н.Азарова: «Если гранаты не взрывались, то и нарушений не было!».
Что касается админресурса, то не премьеру и лидеру ПР об этом-то говорить: одесситы помнят, как Азаров в открытую агитировал во время приезда в наш город за известного антимонопольщика, как агитировал за сего господина глава облгосадминистрации Матвийчук. И это происходило (если все остальное отбросим) еще до начала старта избирательной кампании. Комментарии нужны?
О черном пиаре, который лез изо всех щелей, забивая мозги одесситам, говорилось и писалось не раз. Вот один из примеров.
31 октября. В одиннадцать часов утра на избирательный участок, находящийся на проспекте Гагарина во второй школе-интернате, пришел проголосовать Эдуард Гурвиц в сопровождении жены, старшей дочери и старшего сына. Тем самым опровергнув ложь, которую несколько дней перед выборами распространяли так называемые оппозиционные СМИ, — о том, что семья мэра в срочном порядке покинула город и страну.
Столь черным пиар-ходом оппозиция городской власти пыталась дестабилизировать предвыборную ситуацию в Одессе.
После голосования Эдуард Гурвиц ответил на вопросы журналистов. Он сказал: слухи о том, что он вывез семью из Украины, наверняка были направлены на то, чтобы снизить явку избирателей на участки:
— Это была очередная из серии провокаций, которые делались для того, чтобы снизить явку избирателей, чтобы запутать их и оболгать меня. Это касалось и моей семьи, не только одного меня. Это была абсолютно лживая информация.
Увидев среди журналистов молодого человека, чей репортаж был показан по АТВ, Э.Гурвиц обратился к нему:
— Кстати, молодой человек, вы снимали репортаж об отъезде моей семьи. Снимите их сейчас, пожалуйста. Правда состояла только в том, что я отправил своих детей к бабушке — сыну два года и восемь месяцев, а дочке четыре месяца. Все помнят, как в 1998 году на Гагаринском плато пытались стрелять из пулемета, автоматов, применяли все, что только было, было заминировано все… Поэтому в ситуации, когда рвутся к власти такими способами, когда применяют такие методы «борьбы», я поступил совершенно верно, отправив малых детей к бабушке. А все остальное ложь!
Эдуард Гурвиц сказал: если раньше говорили, что выборы — это праздник, то сегодня он пришел голосовать со смешанными чувствами, и на это имеются свои причины:
— Потому что само ведение избирательной кампании, формирование комиссий и так далее внушают серьезные опасения в честности и открытости избирательного процесса. Крайне неприятными являются действия, грубо нарушающие и указ президента, когда с портретами и фотографиями на лбу президента Януковича в бой за власть ринулись десятки людей, которые Януковича видели только на экране телевизора. И при этом они вели себя самым беспардонным образом.
После того как одна провокация АТВ об отъезде семьи и самого мэра после голосования была опровергнута, корреспондент того же АТВ задал Э.Гурвицу вопрос: дескать, вы уже определились, за кого будете голосовать на выборах в кнессет, то есть израильский парламент?
— Ну, я вам сказал, что вы подонок, — ответил мэр. — Я не имею иностранного гражданства. Кстати, такие же негодяи, как вы, утверждали это в Верховной Раде. Я не поленился и получил официальное подтверждение, причем это подтверждение могут получить спецслужбы Украины в любой момент. Кнессет — это парламент Израиля. А в Израиле не выдают личные данные только тех людей, которые настаивают на том, чтобы их не выдавали. А я в первый же день предложил официально, чтобы мои данные были немедленно обнародованы, если они есть. И ваше поведение соответствует поведению той телекомпании, в которой вы работаете.
Этот вопрос вызвал откровенное возмущение многих журналистов.
— Это не журналистский вопрос по всем моральным, этическим правилам, — сказал известный одесский фотожурналист Олег Куцкий. — Это, по большому счету, пакость, подлость. Понимаете, люди без стыда и совести используют эти провокационные вопросы, для того чтобы разжигать определенные настроения в обществе. Разве это допустимо для журналистов?
— Когда речь идет о телекомпании АТВ, словосочетание «журналистская этика» не подходит,
— считает журналист Игорь Столяров. — И надо помнить, кто у них хозяин, как он среди бела дня избивал мирных людей перед зданием облгосадминистрации, но до сих пор не наказан. Ничего, кроме презрения, все это вызвать не может. А журналисты, одесситы должны сделать соответствующие выводы. Это, как говорят в Одессе, ниже плинтуса.
— Это делается для того, чтобы эпатировать публику. И самое главное — выполнить политиче-ский заказ своих хозяев, — убежден Дмитро Понамарчук, президент Фонда свободных журналистов имени Вячеслава Чорновола. — Я как журналист с очень большим стажем считаю: у каждого журналиста должно быть профессиональное достоинство. В таких же случаях он не уважает, прежде всего, себя, а вместе с тем мне лично обидно за то, что он якобы коллега. Мы знаем — это выборы. Он хочет навязать через свой вопрос опять же пропаганду, которую они вели против Гурвица на протяжении всей избирательной кампании.
Я киевский журналист, сюда приезжали много наших коллег, и сейчас журналисты находятся в Одессе, в том числе иностранные. Для них вот эта история — дикость. Это не телеканал, это не журналист. Они не могут вот этого понять. А мы должны адекватно реагировать. Хороший журналист Владимир Скачко (редактор «Киевского телеграфа». — Ред.) в таких случаях говорит: включается реакция руконеподаваемости. Вот так и нужно поступать.
Кстати. За день до голосования экс-мэр Руслан Боделан сделал неожиданное заявление. Заметим, еще с девяностых годов мы оппонируем Боделану. Постоянные читатели «Юга» прекрасно об этом знают. Тем не менее сегодня приводим его слова-размышления о еще предстоящих на тот момент выборах.
«Я очень переживаю за результаты голосования, — сказал Руслан Боделан. — И очень хочется сказать людям: голосуйте не сердцем, голосуйте умом. Проанализируйте все то, что вам говорят.
Когда я слышу какие-то бездумные обещания некоторых кандидатов в мэры, мне хочется взять камень и просто разбить телевизор. Нельзя говорить, что завтра будет увеличен бюджет в два раза. Нельзя говорить, что завтра повысят пенсии. Нельзя говорить, что завтра повысят заработную плату. Нельзя! Потому что это невозможно! Нужно людям сказать, что завтра вы затянете пояса. Завтра так и будет — и это я с сожалением вынужден сказать одесситам. А когда мне говорят, что мы, мол, то и то сделаем, построим детские площадки, — все это чепуха.
Меня спрашивают сейчас: «Ты что, Гурвицу сочувствуешь?». Да дело не в Гурвице. Я отбросил все эмоции: любовь-нелюбовь к Гурвицу. Меня сейчас это совершенно не волнует. Меня беспокоит судьба города — как он дальше будет развиваться, как будут решаться проблемы. Поэтому обливание грязью я считаю недостойным для любого кандидата, это его не красит, наоборот, принижает его значимость как политика, как государственного деятеля.
Если сегодня городской голова будет принимать популистские решения, ничего в городе не изменится. Кто может изменить ситуацию к лучшему? Я затрудняюсь ответить. Из всех тех кандидатов, которые есть сейчас и кто борется с господином Гурвицем, — я просто затрудняюсь ответить. Я не вижу такого кандидата».
Это тот случай, когда наше мнение совпало с мнением Руслана Боделана. О том, в какую «халепу» нас загонят популисты, обещалкины и чужаки, мы не единожды писали. Печально…
После окончания выборов руководитель исследовательских проектов Центра политических технологий (Россия) Гульнара
Андросова озвучила результаты экзит-полла:
— Мы проводили опрос избирателей на выходе из семидесяти избирательных участков, — сказала она. — Всего было опрошено более шестидесяти семи тысяч человек. Около трети из них отказались отвечать, за кого они проголосовали на выборах, но почти сорок шесть процентов одесситов дали содержательный ответ.
За Эдуарда Гурвица проголосовали 47,4% респондентов. За Алексея Костусева — 36,3%. Никто из остальных кандидатов не набирает больше двух процентов голосов. Почти десять процентов избирателей заявили, что проголосовали против всех. Это данные на двадцать один час местного времени.
Как показывает наш опыт, сколько-нибудь значительно измениться за последний час голосования эти данные не могут.
В день выборов ближе к вечеру, как говорится, из уст в уста стала распространяться информация (при этом ссылки делали на центральный избирательный штаб регионалов) о том, что Костусев набирает пятьдесят два процента голосов избирателей, а Гурвиц около сорока процентов.
Напомним: еще задолго до выборов заказные социологи постепенно стали «внушать» одесситам все возрастающие проценты Костусева, пока не довели до чуть более пятидесяти процентов. Совпадение?
В тот же вечер был обнародован экзит-полл, который провела компания «Савик Шустер студия»: Костусев получил 48%, Гурвиц — 36,8%.
Если все сопоставить, то возникает подозрение: не специально ли нас так упорно «потчевали» соцопросами, чтобы успело отложиться в голове? И не является ли это «про-центным сигналом» для избиркомов, контролируемых — чего стесняться! — Партией регионов? Чтобы намек был понят вовремя: подгоняйте результаты выборов к результатам соцопросов и экзит-поллов, не так ли?
А потом наступила ночь подсчета голо-
сов…
Эдуард Гурвиц готов опротестовать результаты выборов в случае их фальсификации. Он считает, что прошедшие выборы в органы местного самоуправления «в Одессе были грязными с самого начала, проходили в условиях бесчеловечной борьбы за власть».
Э.Гурвиц подчеркнул, что в ходе избирательной кампании «вовсю использовались админресурс, ложь, прямые оскорбления, подтасовки», что наложило негативный отпечаток на весь ход процесса, а в результате «избиратель был запуган и дезориентирован»:
«Ряд СМИ беспрерывно, даже в день голосования, сообщали о том, что меня нет в городе, что я и моя семья выехали из Одессы. Людям целенаправленно внушали эту ложь. Это, по имеющимся у нас данным, резко снизило явку избирателей на участки. Одесситы и сегодня жалуются и говорят, что не пошли голосовать только потому, что думали, будто я уехал из города. И таких жалоб очень много».
Эдуард Гурвиц также заявил, что «если городская избирательная комиссия при участии партии власти продолжит фальсифицировать результаты голосования», он намерен опротестовать их в суде:
«В Одессе были созданы все условия для системных фальсификаций. Границы избирательных округов были безосновательно перекроены. Тысячи граждан не получили приглашения на выборы. Права наблюдателей и прессы повсеместно нарушались. На многих избирательных участках возникли огромные очереди. Избиратели не выдерживали и уходили домой. И это прямая вина созданных с грубыми нарушениями закона участковых избирательных комиссий».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |