![]() |
|
![]() |
![]() |
В рейтинге стран по уровню борьбы с бедностью Украина заняла предпоследнее место, «опередив» только Молдову. Об этом идет речь в отчете «Global Wealth 2010» швейцарского банка «Credit Suisse», который был подготовлен к Всемирному Дню борьбы с бедностью, отмечавшемуся в середине прошлого месяца.
Согласно данным отчета, средний размер состояния гражданина Украины составляет 2700 долларов. Правда, здесь следует оговориться, что речь идет не о состоянии в прямом смысле, а о тех деньгах, которыми располагает гражданин в течение года.
Борьба с бедностью — только лозунг
Для сравнения: тот же показатель в Польше — 28,6 тысяч долларов, в Венгрии — 26,6 тысяч, в Румынии — 12,4 тысячи, в Белоруссии — 6 тысяч в Грузии — 13 тысяч, в Китае — свыше 17 тысяч, в Турции — 26 тысяч, В России — больше 10 тысяч.
Только не нужно сразу делать вывод о том, что турки, поляки или венгры живут в десять раз лучше, чем мы. Данная статистика не отражает такую картину, поскольку уровень цен, в этих странах, например, в сфере услуг (за исключением питания), намного выше, чем в Украине и, соответственно, уровень зарплат значительно выше. Отсюда — и уровень мнимой обеспеченности.
Да, работающий человек более обеспечен, чем украинец, но, как это ни странно, он и более беден: более 80 процентов населения этих стран не имеют в собственности жилья и, напротив, более 80 процентов населения нашей страны являются собственниками квартир или домов. Таким образом, потеряв работу на Западе, вчерашний благополучный обыватель в течение одного месяца становится бомжем, потому что не в состоянии заплатить за жилье. Это, пока что, украинцу не грозит, но и радоваться нечему.
Эксперты «Credit Suisse» подсчитали, что в целом с 2000 по 2010 год личное благосостояние всех жителей планеты возросло более чем на 40 процентов, и оценивается приблизительно в 200 триллионов долларов. В среднем каждый стал богаче на 43 процента и имеет состояние в 43,8 тысяч долларов.
Это тоже — чистая ложь, потому что население планеты устойчиво беднеет, инфляция давно стала повседневным явлением, а в усредненный уровень «богатств» людей входят сверхдоходы транснациональных корпораций, которые за те же годы выросли в три-пять раз. Не лишним будет при этом вспомнить, что в тех же «самых благополучных» США среднестатистическая семья из трех человек уже не может жить только за счет одного работающего. Еще 20 лет назад было нормой, когда на зарплату мужа (отца) обеспечивалось содержание жены (матери) с ребенком. Теперь вынуждены работать и муж и жена, чтобы сводить концы с концами. Ну, а молодые заводить детей уже не рискуют.
Никоим образом я не хочу этим показать, будто украинцы живут хорошо, по сравнению с теми же поляками, турками или американцами. Я хочу подчеркнуть другое: все восклицательные знаки мирового сообщества о борьбе с бедностью — оскорбительный для человечества лозунг, потому что кощунственный. Число хронически голодающих в мире за это же десятилетие «упорной борьбы с бедностью» выросло вдвое, и перешагнуло рубеж в один миллиард человек. Миллиард, обреченный на медленную смерть. Так с бедностью не борются — так борются за нищету.
Тем не менее, приведенные цифры для нас интересны тем, что мы можем исследовать собственные «рекорды». А «рекорды» заключаются в том, что при том уровне «богатств», которыми мы располагаем, цены на услуги у нас стремительно приближаются к мировым, а расходы на продукты питания превышают 50 процентов доходов граждан, что, как минимум, в пять раз больше, чем те же затраты на Западе. Кроме того у нас цена, например, на мясо в 5 7 раз превышает мировую. То же самое относится ко всем другим категориям продуктов питания.
А теперь сравним. В среднем во всем мире расходы на коммунальные и бытовые услуги составляют у среднестатистического работающего человека 60 процентов, еще 12 15 процентов составляют расходы на продукты питания. В итоге, в распоряжении обывателя остается 25 30 процентов бюджета, которые он и тратит на приобретение одежды, медицинское страхование, на развлечения и накопления к отпуску. Иными словами, хоть этот человек на самом деле является классическим неимущим, но пока он работает, ему на жизнь хватает. На нормальную, благоустроенную жизнь.
А как же с украинцами? До 60 процентов бюджета они банально тратят на еду — меньше, значит просто отказывать себе в самом необходимом. 40 процентов бюджета «съедают» коммунальные услуги, расходы за газ и электроэнергию. Причем по нынешним, «новым» ценам на газ, это еще и мало! Как видим, даже на дырявые штаны в «сэконд-хэнде» у нашего среднестатистического обывателя не хватит — не то что на обновку, или в аптеку сходить. И поэтому мы действительно являемся самой бедной страной с самым бедным населением во всем мире.
Ставит Украина рекорды и по уровню инфляционных процессов. Так, показатель сентябрьской инфляции этого года был максимальным для этого месяца с… 1998 года! Об этом говорилось в информационном сообщении «Экспресс-оценка инфляции» за сентябрь 2010 года, обнародованном на сайте НБУ.
На этом фоне просто издевательски выглядят данные Госкомстата по состоянию на 1 октября. Оказывается, цены на продукты питания у нас выросли не вдвое, а всего на 4,4 процента, роста цен на одежду и обувь мы почти не заметили — всего 0,4 процента, ну а квартплата, вода, электроэнергия и даже газ подорожали… на 0,2 процента!
Интересно чем нас порадуют по итогам 10 месяцев, когда будут учтены и данные за октябрь? Вряд ли у Госкомстата что-либо существенно изменится. И комментировать его «данные» было бы так же нелепо, как их воспринимать всерьез.
Эксперимент провалился
Первые осенние месяцы заставили украинцев пересматривать собственные семейные бюджеты. Выросли цены на гречку и молочные продукты, вслед подтянулись твердые сыры, яйца, овощи и фрукты, а там и цена на мясо быстро побила рекорд последнего десятилетия.
Дошло до того, что первые лица страны стали посещать отечественные рынки и магазины, чтобы «проинспектировать» цены. Понятное дело, никаких положительных результатов это не дало, и не могло дать. Цены у нас никогда не падают.
Ценники в магазинах переписали везде, и по старой украинской традиции обывателя стали успокаивать дежурными заверениями о «безосновательности» дороговизны. Мы это и без экспертов знаем: кормовая база в стране собрана с гигантскими излишками. И на фоне весьма хорошего урожая, цены не зерно выросли вдвое. Повысили их спекулянты, а не селяне — те опять остались в «прогаре», потому что были вынуждены продавать урожай за бесценок.
Сценарий один и тот же — каждый год: плохой урожай — беда, хороший урожай — беда еще большая. Не страна — а сумасшедший дом…
В начале октября стало известно: пятеро добровольцев — трое мужчин и две женщины из Луганска, Сум, Запорожья, Ивано-Франковска и Вышгорода (Киевская обл.) — начали эксперимент на выживание. Они собирались просуществовать месяц на прожиточный минимум, который с 1 октября вырос аж на 19 гривень — с 888 до 907. Люди на эти деньги должны были месяц питаться, одеваться, платить жилкомуслуги и нести другие расходы. Им было запрещено использовать дополнительные средства независимо от источников их поступления (заработок, благотворительная помощь, подаяние и т. д.), но можно было ходить в гости, иногда столоваться у родителей и знакомых, не нарушая своего привычного образа жизни.
Организатор эксперимента — Национальный форум профсоюзов Украины (НФПУ). Ежедневно участники эксперимента должны были отчитываться о потраченных деньгах. И вот стал известен результат. Как сообщила руководитель пресс-службы НФПУ Юлия Иванова, до конца продержалась только 47 летняя учительница из Ивано-Франковщины Анна Покотило, остальные участники «сошли с дистанции».
С 1 октября исключительно на 907 гривень, выданных НФПУ, начали жить 5 человек. Кроме Покотило, это были студент из Луганска Леонид Алпатов (заболел и прекратил эксперимент 9 октября, истратив на еду, оплату «коммуналки», мобильную связь, интернет почти 700 гривень, остатка не хватило даже на лекарства), предприниматель из Запорожья Сергей Чижов (50 лет, продержался 25 дней, затем деньги кончились), сумская журналистка Евгения Суярко (22 года, выдержала 26 дней) и охранник Иван Мисяць из Вышгорода Киевской области (30 лет, сил и денег хватило на 27 дней). Каждый участник эксперимента вел дневник, где записывал свои расходы и впечатления от жизни менее чем на 30 гривень в день.
По мнению Сергея Чижова, на 907 гривень можно прожить на необитаемом острове, чтобы не тратить денег на одежду и обувь, питаться бананами и иметь железное здоровье. При этом, естественно, не платить за «коммуналку», не бриться и не чистить зубы. А также не иметь семьи и детей.
«Последние 18 гривень я истратил на проезд и 2 пачки дешевых сигарет. Еще десятка ушла на стиральный порошок, потому что я был дежурным по кухне в общежитии», — рассказал, в свою очередь, Иван Мисяць.
Честно говоря, я попытался провести подобный эксперимент со своими знакомыми. Увы, даже не начавшись, он «увял». И вот почему.
Светлана Харченко из Коминтерновского, получающая 130 гривень в месяц по уходу за двухлетним ребенком, вместе с мужем, работающим охранником в Одессе и получающим 1200 гривень, заявили, что им втроем приходится выживать на сумму вдвое ниже прожиточного минимума на трех человек. Спасают только родители.
Безработный Константин Кривенко из Березовского района (получает пособие по безработице 717 гривень), вместе с женой, работающей дояркой и получающей, в среднем, 1500 гривень, согласились прожить на эти деньги только при условии, что по 907 гривень будут получать на каждого члена семьи (детей у них двое), но только без расходов за электроэнергию и отопление.
Чета пенсионеров Левченко из Николаевского района всю жизнь проработала в местном колхозе. Их совместный доход (две пенсии) составляет 1512 гривень. Выживают за счет огорода, да и за земельный пай дают зерно. «Кур держим, продаем яйцо и мясо — тем и выживаем», — говорит старушка.
…Может, поэтому в последнее время в Украине все активнее стали говорить о введении системы продуктовых карточек, как механизму защиты населения от роста цен, которые, по прогнозам Украинской зерновой конфедерации, могут подскочить на 50—70 процентов уже в следующем году.
Сторонники идеи продовольственных талонов ссылаются на опыт США, где действует Льготная программа покупки продуктов для семей с небольшим доходом ($1838 в месяц на четверых). В 2009 году карточки на продукты питания получили 33 миллиона американцев. Размер пособия на одного человека — $125 в месяц, в целом программа обошлась госбюджету в $54 миллиарда. Впрочем, американской Льготной программе уже более сорока лет, и ее механизмы давно отработаны. В Украине же даже черта бедности четко не определена.
Согласно анализу ООН, за чертой бедности в Украине живут 78 процентов населения. Их потребительская корзина меньше признанной в мире черты бедности, составляющей 17 долларов в день. О такой черте наши неимущие могут только помечтать.
Что же получается? Если почти 80 процентов живут в нищете, значит, каждому из них потребуется карточка. В таком случае введение системы бессмысленно — карточки придется выдавать практически всем. То есть, таким образом, надо будет упразднить в стране денежный оборот. А тут еще новый Налоговый Кодекс, принятие которого обещает этой нищей громаде под названием Украина только сокращение рабочих мест и дополнительные поборы.
На фоне «неуклонного роста ВВП», о котором не устает напоминать наше Правительство, одно с другим как-то не вяжется.
Если не считать, что мы живем в сумасшедшем доме, и единственное, что у нас «неуклонно развивается», так это тупик…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |