![]() |
|
![]() |
![]() |
В августе 2010 г. профессор Игорь Коваль был назначен исполняющим обязанности ректора. Получив на собрании трудового коллектива в сентябре абсолютную поддержку участников собрания, 15 октября доктор политических наук И. Коваль приказом Министерства назначен ректором Одесского Национального университета им. И. И. Мечникова. На полосах газеты «ОУ» не раз публиковались материалы И. Коваля — политического обозревателя, администратора, ученого.
Сегодня вниманию читателей «ОУ» интервью профессора Игоря Коваля — ректора университета.
КОВАЛЬ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ — д-р наук, проф. (2001). Заслуженный деятель науки и техники Украины. Родился в Одессе 27.02.1955 г. Окончил исторический факультет ОГУ им. И.И. Мечникова (1978). Историк, преподаватель истории и обществоведения. Защитил кандидатскую диссертацию в КГУ им. Т. Г. Шевченко (1982). Работал ассистентом кафедры новой и новейшей истории (1978-1983), далее — старший преподаватель, доцент кафедры новой и новейшей истории, исполняющий обязанности заместителя декана исторического факультета ОНУ им. И.И. Мечникова (1987-1996). Проходил научную стажировку в колледже Гаучер (г. Балтимор, США) (1989) и читал там курс лекций (1991). Заведует кафедрой международных отношений Одесского университета (с 1999 г.). С 1996 г. — директор Института социальных наук ОНУ им. И. И. Мечникова. Получил Фулбрайтовскую стипендию на проведение научных исследований и чтения лекций в университете Джонса Хопкинса (г. Балтимор, США) (1993). Проходил научную стажировку в Кеннановском институте (г. Вашингтон, США), где занимался углубленным изучением истории России и государств СНГ (1994). Разрабатывал новые учебные курсы в Мерилендском университете (г. Колледж-Парк, США). Советник председателя Одесской областной государственной администрации (1998). Украинский директор Одесской программы прикладного государствоведения (вместе с университетом штата Мэриленд) (с 1997 г.). Координатор Программы европейских исследований, за которую получил грант TEMPUS-TACIS Европейского Союза (1997-1998). Автор более 60 научных публикаций.
«Випускники Одеського (Новоросійського) університету»
(Енциклопедичний словник)
- Сентябрь этого года ознаменован для Вас двумя знаковыми событиями. Это 37-летие Вашей жизни в университете и новый статус, в котором Вы в этот новый год вступили. Ваш путь от аспиранта и ассистента до заведующего кафедрой, директора ИСН позволяет делать Вам определенные прогнозы относительно следующего Вашего 5-летия в должности ректора?
- Скорее не прогнозы, а план действий. Пункты этого плана были изложены в программе, которую я представил на конференции трудового коллектива. Это сохранение творческого потенциала профессорско-трудового коллектива университета, развитие основных научных и учебно-научных школ. Эту задачу можно осуществить с помощью радикального преобразования материально-технической базы университета, его «приборного парка». Кроме того, нам нужно серьезно задуматься о строительстве новых учебных корпусов в центральной части города, обновлении и создании фактически новой научной библиотеки в университете. В планах есть и создание студенческого спортивного центра с бассейном и спортивным залом, и реконструкция существующего стадиона. Думаю, что если мы в полной мере осуществим все пункты этой программы, то это будет неплохим вкладом в развитие университета.
- Игорь Николаевич, в числе 23-х ректоров университета имени Мечникова — в основном естественники: математики, биологи, физики, медики, химики... Были историк, археолог, юрист. Вы первый в истории ректор — политолог. Какую политику Вы будете проводить в отношении научных направлений университета и уже преподаваемых специальностей?
- Действительно, заглянув в исторические дали — и даже в недалекое прошлое, советское, мы обнаружим, что редко можно было встретить ректора гуманитарного направления. Вероятно, эта тема еще ждет своего исследователя. Но, знаете, я думаю, что научная специализация ректора — это не самое главное. Ректор должен быть стратегом, заботиться о привлечении средств и формировании бюджета — вот что важно. Надо быть вне партий, видеть общее направление, перспективы развития университета в целом.
Извечный спор: как надо учить? Общим фундаментальным вещам или узкоспециализированным? На Западе последние двадцать лет была популярна именно такая тенденция. Образно говоря, результатом такой тенденции являются специалисты по правой части лица — отдельно, и отдельно — по левой. Однако практика на том же Западе показала, что современный человек в цивилизованных странах на протяжении жизни может не раз менять не только место работы, но и сферу деятельности. И стало понятно, что фундаментальный базис, на который потом надстраивается уже любой специфический опыт, необходим. А наша отечественная школа и средняя, и высшая — как раз концентрировалась на таком подходе. И поскольку образование вообще достаточно консервативная субстанция, оно не терпит революционных изменений. Поэтому к традициям мы относимся очень бережно.
В то же время современный мир — это мир определенных стандартов. Мы долгое время были сугубо классическим университетом, занимавшимся в основном фундаментальной наукой. Но сегодня такой модели практически уже не существует в мире. Специальности, связанные с производственной деятельностью — то, что на Западе называют «инжиниринг» -это теперь составляющая и классического университета, где есть возможность соединить фундаментальные направления с производственными. Вот инженерно-техническую составляющую наших специальностей необходимо усиливать, с учетом постепенного создания соответствующей производственной базы. Новый закон о высшей школе, вероятно, даст нам возможность производить и продавать наши разработки. Перспективным, конечно, выглядит и медико-биологическое направление.
Что касается гуманитарного цикла, то здесь основные специальности уже сформировали направление развития.
Может быть, есть смысл подумать о реструктуризации и объединении исследователей и преподавателей конкретного направления под одной административной крышей. Следует не только создавать новые направления, но и улучшать менеджмент существующих.
- В своей программе Вы говорили о том, что каждый месяц должен быть отмечен новым шагом и маленькой, но решенной проблемой. Сентябрь-октябрь: какие проблемы могли бы считаться решенными, какие шаги уже сделаны?
Проводится обустройство и подготовка студгородка и учебных корпусов к зимнему сезону. Асфальтируются дорожки студгородка, проводится освещение всей его территории. В корпусах университета на Французском бульваре тепло и светло. В течение октября практически все учебные подразделения получили новую компьютерную технику. Было закуплено более 150 компьютеров для разных подразделений университета.
Мы делаем конкретные шаги для создания самостоятельного издательства университета. Уже сейчас решен вопрос о выделении денег для закупки соответствующего оборудования, мы начинаем процедуру вхождения в государственный реестр — без этого невозможна издательская деятельность. Думаю, к весне 2011 года этот вопрос будет решен окончательно.
- Во время недавней командировки в один из грантовых центров США Вы презентовали разработки наших ученых. Каков будет результат этих презентаций, какие направления оказались особо интересными?
- Процедура получения гранта требует очень серьезной подготовительной организационно-научной и административной работы. Сейчас мы сделали первый шаг: представили несколько предложений, связанных с геофизикой и геодезией, некоторыми проблемами физики, астрофизики, химии. Свои проекты по острову Змеиный представили биологи.
Сегодня западные университеты, западные фонды оказывают грантовую поддержку работам «прорывного характера». Наши разработки сейчас проходят экспертизу западных ученых.
- На Ваш взгляд, взгляд ученого-международника, что из мирового опыта в развитии высшего образования появится в ближайшее время у нас?
- Одесский университет соответствует требованиям европейского образовательного пространства. Мы будем принимать участие в развитии Болонского процесса, суть которого сводится к стандартизации основных образовательных параметров. Я думаю, что на данном этапе этот процесс должен переходить к прагматике. То есть, к процедуре адаптации дипломов наших выпускников за пределами Украины. В этом отношении выпускники со следующего года будут иметь возможность получать приложение нового образца к своему диплому, где будет указаны все необходимые параметры, которые позволят адаптировать их диплом в других странах.
Наших выпускников за рубежом очень много. Особенно это касается поколения выпускников середины 80-х — конца 90-х годов. Есть и специалисты в области прикладной математики, и компьютерной техники, и физики. Они достаточно успешно себя реализуют. Кстати, в большинстве
стран мира наш университет признается и от выпускников ОНУ не требуют никаких специальных переаттестаций. От гуманитариев мы получали немало отзывов, что люди с университетской базовой подготовкой адекватно вписывались в образовательное пространство на западе и на востоке, и имели определенные успехи на зарубежном рынке труда.
- Сегодня необходимость соответствовать мировым стандартам присутствует не только в физическом, реальном пространстве, но и в пространстве информационном — он-лайн. Обновление компьютерного парка университета — техническая составляющая решения этой задачи...
- Информационно-имиджевые характеристики — нормальная составляющая деятельности университета. Важно не только что-то делать — производить, учить — но и уметь показать это миру, быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, как внутри страны, так и за рубежом. Считаю, что за последние годы эта составляющая нашей деятельности существенно улучшилась.
Другая составляющая процесса — продукция наших ученых и специалистов. Репутация наших выпускников, научные труды, монографии, статьи, имеющие резонанс в среде мировой научной общественности. Свидетельства нашего присутствия в глобальном научном пространстве — «прорывные» разработки и патенты. И в этом отношении мы сделали шаги, пусть небольшие, вперед.
- Переизбыток вузов действительно проблема отечественного высшего образования? Является ли разрешением ее «слияния и укрупнения»?
- Я могу выразить свою позицию по этому поводу и, думаю, она разделяется многими коллегами в университете.
Безусловно, система высшего образования в нашей стране нуждается в существенной перестройке. Это касается проблем автономии, проблем финансирования учебного процесса и научных исследований. И очень важна реструктуризация как таковая, улучшение инфраструктуры. Мы не можем себе позволить содержание такого количества государственных учебных заведений. Всего в стране более 300 государственных университетов. В ведущих странах Европы, сопоставимых с Украиной по населению (Франция, Италия, Британия) таковых насчитывается от 70 до 100. В два, в три раза меньше, чем у нас! С другой стороны, за последние годы в разных учебных заведениях параллельно проходят подготовку большое количество специалистов по одной и той же специальности. За последние годы возникло огромное количество непрофильных вузов. Как можно в одном заведении готовить и юристов, и парикмахеров? Абсурд. Или как можно в Академии связи готовить социологов (пусть не обижаются на меня коллеги), имея социологический факультет в классическом университете? Здесь нужна большая кропотливая работа.
Необходима концентрация научных педагогических кадров в наиболее крупных учебных заведениях и, соответственно, аккумуляция студенческого потенциала в этих университетах. Речь идет не о 2-3 тысяч студентов, а как в большинстве западных вузов — 25-30 тысяч студентов. Аккумуляция средств и научных школ под одной крышей повлечет за собой наведение порядка в структуре подготовки по специальностям, их востребованости на рынке труда. Работа эта очень неблагодарная, но это совершенно необходимо. Иначе мы окончательно зайдем в тупик, из которого выхода просто не будет.
- На последнем Совете Ректоров ОНУ им. Мечникова был назван лидером среди одесских вузов по приему первокурсников в этом учебном году. 1300 студентов поступили на «бюджет», 2189 студенческих билетов вручено всего. Какие они, студенты XXI века, менялось ли Ваше мнение о студентах на разных руководящих постах?
- Ну, я ведь продолжаю читать лекции. Поэтому продолжаю взаимодействовать со студентами именно в аудитории. На кафедре международных отношений у меня три лекционных курса: на первом — «Введение в специальность», «История международных отношений 20-21 вв.» и спецкурс «Внешняя политика» — на 4-ом курсе. И на первый взгляд кажется, что студенты сегодня другие. Более открытые, свободные. Меньше читающие, но лучше знающие технику. Есть обалдуи абсолютные, а есть элита студенческая — толковая, активная. Парадокс в том, что различия эти — со студенчеством прошлых лет, скорее, тактические. А стратегически, несомненно, общее-стремление к знаниям.
- Игорь Николаевич, свободное от лекционных курсов и руководящей работы время чему Вы посвящаете обычно? Бываете в концертах, на выставках? Возможно, коллекционируете что-то?
- Классическое увлечение — это разнообразная музыка. Очень люблю джаз, люблю все, что связано с танго и тангерос. Люблю русскую классику — Чайковского, Свиридова. В литературе главный для меня сейчас жанр — политические романы. В них иногда проскакивают такие идеи, которые можно использовать в научной работе.
Вообще, специфика работы последних лет как-то оставила для меня за скобками создание каких-то крупных коллекций. Я стал коллекционировать такие вещи, которые невозможно осязать. Это — человеческие отношения. И вижу: чем становлюсь старше, тем это ценнее.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |