![]() |
|
![]() |
![]() |
В ОДЕССКОМ областном театре юного зрителя им. Н. Островского состоялась премьера спектакля для детей и их родителей «Принцесса Пирлипат» по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
На пресс-конференции, которая предшествовала премьере спектакля, руководители театра, московский режиссер-постановщик Андрей Горбатый и актеры, занятые в постановке, неоднократно подчеркивали, что «Принцесса Пирлипат» будет интересна не только малышам, но и взрослым. И вот теперь, побывав на премьере, можно смело утверждать: не обманули, так и есть. Старшее поколение во время просмотра спектакля получало отнюдь не меньшее удовольствие от происходящего, чем их чада, наслаждаясь яркой, динамичной «картинкой», не лишенной юмора и глубокого смысла (иногда даже слишком глубокого для детской сказки).Начнем с главного. Вне всяческих сомнений, труд творческой команды ТЮЗа не прошел даром, и результат, как говорится, налицо — спектакль вышел замечательный. Всего в нем было в меру: и юмора, и серьезных, поучительных моментов, и взрывных баталий, и лирических отступлений, и волшебства и реальности. Имело значение все, многое сыграло свою роль со знаком «плюс». Интересна была идея «выноса» сцены в зрительный зал, необычен маршрут передвижения актеров (сцена — из-под сцены — зал): эта незамысловатая игра с пространством помогла вывести сказку из плоскости и придать ей объем, заставляющий верить в то, что все происходящее вокруг — реально и каждый зритель — неотъемлемая часть этой реальности. Отдельное спасибо — за одеяния действующих лиц (художник по костюмам О. Азаренко), бутафорию и элементы сказочного декора, в изготовлении которых принимали участие студенты Одесского театрально-художественного училища. Работа этих людей — выше всяческих похвал: яркая картинка и целостность, логичное оформление и завершенность образов — их рук дело. Понравилась и музыка, и световое оформление, и игра большинства актеров, и такие фразы, как «Не всегда же я любил колбасу! Когда-то я любил и подраться!» или же «Как страшно жить. Лучше спать», абсолютно точные и совсем не сказочные...
Смущали только два момента. Один из них — так сказать, сценографический контраст: изощренные, вычурные, по-настоящему сказочные декорации на абсолютно лишенном всяческих красок фоне, да и белая «тряпочка»... ну совсем «не фонтан». По правде говоря, если уж в этом была какая-то авторская задумка, то она лично для меня так и осталась непонятой, это выглядело скорее как недоработка из-за спешки к премьерному показу: «тряпочка» (увы и ах) смотрелась именно как тряпочка, а не как завеса тайны или же ореол волшебства, возвращала зрителя из мира фантазии на бренную землю.
Второе — это Принц
(А. Кочетов). Если другие актеры были так или иначе «на уровне», скорее даже переживали, а не играли роли, с легкостью и непринужденностью взаимодействовали между собой, удерживали внимание зрителя, то Принц Кукольного королевства уж очень явно выпадал из этой органичной целостности. Разница была видна. И взрослым, и детям. Абсолютно не хочется кого-то обидеть, высказывая свое субъективное мнение, но все же: нотки фальши звучали именно тогда, когда в действо вступал он. Отсюда и некая недостоверность концовки: ну никакая (даже самая инфантильная и несмышленая) принцесса, к которой в женихи набивается настолько обаятельный и харизматичный Мышиный Король (С. Фролов), не выберет такого деревянного, вечно бубнящего себе под нос Принца! И, если ничего не изменить, — во время следующего показа спектакля, вопреки фабульной канве постановки и воле режиссера, останется с «мышем», вызывающим куда больше симпатии. И, между прочим, правильно сделает. Над Принцем нужно работать. Иначе — как-то неправдоподобно получается...
Ну, а вообще, возвращаясь к основной мысли и характеризуя спектакль в целом, можно сказать, что постановка удалась. Данный спектакль займет достойное место в репертуарной афише одесского ТЮЗа, несомненно — будет пользоваться успехом зрителя, ведь сказки любят все: и взрослые, и дети, только воспринимают их по-разному. Эта сказка интересна и понятна, кроме того — она заставляет работать фантазию, думать, анализировать. Она затягивает, очень хочется в нее вернуться, поверить и сделать так, чтобы она не заканчивалась... А это, я уверена, театральная публика оценит по достоинству, и ничьи другие взгляды из зрительного зала не испортят личного впечатления от спектакля.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |