ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЧЕРНОЕ МОРЕ — ТРИ «П»
17.11.2010 / Газета: Моряк Украины / № 46(668) / Тираж: 10025

Проблемы, прогнозы и перспективы одним махом решились обсудить посреди прямо-таки тропического, как для Северного Причерноморья, ноября биологи, ученые и исследователи экосистемы самого синего в мире. 15 ноября в Одессе дали пресс-конференцию: Борис Александров, доктор биологических наук, профессор, директор Института биологии Южных морей НАШ; Олег Ковтун, кандидат биологических наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии ОНУ, директор гидробиологической станции ОНУ им.Мечникова; и Любовь Ткачук, ведущий специалист но связям с общественностью Украинского научного центра экологии моря.

Сразу спешу успокоить всю прогрессивную общественность — с морем, в отличие от нас, ничего не случилось. Просто 31 октября отмечался Международный день Черного моря. Но, поскольку часть граждан, как впоследствии оказалось, меньшая, была всерьез озадачена волеизъявлением (хотя некоторые утверждали, что и волеизлиянием — кому как), то биологи взяли двухнедельную паузу, чтобы электоральная взвесь осела и мы получили чистый остаток. Что же там с нашим Черным морем?

День Черного моря, напомню (честно признаться, сама узнала об этом совсем недавно), отмечается всего лишь каких-то полтора десятка лет. Если Вы были в этом году на море, то согласитесь: если бы такого Дня не было — его надо было бы выдумать! Так вот, выдумали его шесть причерноморских стран — Болгария, Румыния, Турция, Грузия, Россия и Украина в 1996 году подписали план действий по реабилитации Черного моря. (Реабилитации — улавливаете? В моем понимании, это равно реанимации!) План этот, ясное дело, был разработан после тщательных исследований морской среды, которые показали, что ее жизнеспособность ухудшилась и нуждается в помощи. Вот!

Наши эксперты тоже в один голос заявили — море нездорово. Не то, чтобы дела совсем плохи, но государствам есть к чему приложить силы, мягко говоря. Взять хотя бы берега Болгарии. Именно там отмечается максимально высокое состояние экосистемы по видовому разнообразию донных организмов, прежде всего, и разнообразию донной фауны. У наших берегов, оказывается, дела получше даже, чем у румынских. Там наиболее низкий уровень экосистемы, максимальное развитие водорослей, которые уничтожают различные нужные организмы.

Борис Александров, директор академического (Национальной Академии Наук — не путать со всякими «псевдоновообразованиями»!) Института биологии Южных морей вспоминал свои первые ощущения от установления Дня ЧМ — что именно отмечается: День памяти Черного моря либо же День по его спасению?

- Ученые разделились во мнениях, — говорит Борис Георгиевич. — Первая группа утверждает, что есть все соответствующие факты, свидетельствующие об улучшении состояния экосистемы, но обращают внимание, что глобальные климатические изменения сегодня заставляют внимательно отнестись к процессам цветениям воды. Вторая категория ученых утверждает, что причин говорить о существенных улучшениях — нет. Наоборот, состояние Черного моря — это состояние деградации.

2010 год был удивительным для всех. Снег по колено практически весь февраль. Буйное цветение водорослей в июне. Невероятный зной в августе. Почти три безветренные и без осадков недели довели температуру воды практически до 30 градусов. Такая аномалия сказалась и на людях, что уже говорить о животных или птицах. Чайки с молодым выводком на месяц задержались с возвращением в город. Не было пищи. Нет смысла говорить и об аномальном ноябре. Побиты все мыслимые и немыслимые температурные максимумы с начала климатических наблюдений 80, а то и больше лет. Ясное дело, на море все это тоже сказывается. Одновременно сыграли два фактора — высокая температура воды и низкая соленость. Реки были полны, и это привело к вспышке водорослей, которые в летний период никогда не развивались. Речь идет о сине-зеленых водорослях. Опасность этого вида водорослей связана с тем, что многие из них — токсичны. В больших концентрациях они токсичны для человека, могут вызывать аллергические реакции и другие неприятные заболевания. К счастью, люди не купались в тот период. Но не из-за того, что были предупреждены об опасности токсичности водорослей, а из-за того, что этих водорослей было так много, что заходить в воду было просто неприятно. И это спасло от тех последствий, которые могли бы возникнуть.

Олег Ковтун, директор гидробиологической станции ОНУ им.И.И. Мечникова, заядлый аквалангист и за последние четверть века скопил уникальную видеотеку всего живого в Черном море. Говорят, он под водой в общей сложности пробыл лет десять. Так вот, его коллекция скоро может быть преобразована в видеоэнциклопедию флоры и фауны Черного моря, где можно будет найти видеоролики о каждом из 2,5 тысяч черноморских обитателей, снятых в их естественной среде. Правда, наш Кусто это делает по собственной инциативе. Неплохо было бы и фондам природозащитным подключиться, считают эксперты. «Проект уникальный, — отмечает Олег Ковтун. — Каждый желающий сможет по названию вида найти на сайте видео этого растения или животного в естественной среде обитания».

Практически ежедневно Олег Ковтун со своей командой мониторит состояние моря в районе биостанции и в последние 10 лет стал отмечать по многим показателям биологическое улучшение состояния экосистемы. Например, появились шесть видов крабов, а также совсем недавно поймали каменного краба, которого в этом регионе не было никогда. Сейчас численность каменного краба невелика, он занесен в Красную книгу Украины, охраняется в национальных природных заповедниках: Мыс Мартьян и Карадагском и очень чувствителеный к состоянию окружающей среды. Поэтому его появление у нас — это хороший показатель. Надеемся только, что этот пойманный краб не спасался бегством, а именно комфортно жил у берегов Одессы. Появляются также редкие виды рыб (также надеемся, что это не мутации, и рыбы действительно редкие).

Одна из главных проблем водной стихии Северного Причерноморья, по мнению Олега Алексеевича, это рапана, которая выедает фильтраты, а те, как известно, очищают воду. «Агрессивная рапана, словно комбайн на поле, выкашивает ряды морских мидий, главных чистильщиков и санитаров Черного моря, ежедневно ухудшая состояние воды. У нас всплеск: я нахожу места, где до 30 штук рапан на квадратный метр. Бытует мнение, что рапана полезна, но хочу сказать, что это не так. Она уничтожает полезные микроорганизмы», — заявил Олег Ковтун. Директор гидробиологической станции призвал людей бороться с мелкими вредными ракушками и даже объяснил как: каждый может ежедневно собрать около 10 килограмм рапаны со дна моря и за несколько лет значительно улучшить экологическую ситуацию.

Есть и хорошие новости! Любовь Ткачук, ведущий специалист по связям с общественностью Украинского научного центра экологии моря, сообщила, что по заданию Кабмина Министерство экологии и природных ресурсов ежедневно мониторит воды дельты Дуная. Превышений опасных веществ не обнаружено. Речь, как известно, о катастрофе в Венгрии, когда огромные объемы химических отходов попали в воды Дуная.

Прогнозы ученых неоднозначны: по множеству признаков — оскудению морской флоры и фауны, химическому составу воды и загрязнению — Черное море одно из самых загрязненных в мире, однако, по мнению экспертов, если государство обратит внимание на эту тему, многих проблем можно будет избежать и существенно повысить экологический уровень морской стихии.

Экология стала модной наукой. Но в то же время, как показывает опыт, к охране окружающей среды государство обращается лишь тогда, когда нет других проблем. Это статистика. Трудно себе представить, что молодые люди, работая на трех работах, чтобы прокормить молодую семью, выплачивая бесконечные кредиты, погрязая в политических распрях, думали бы о состоянии планктона и экосистемы. Максимум — это покупаться летом, высохнуть и пойти дальше отвоевывать место под солнцем, которое уже успели занять, пока ты купался. Кстати, на одного человека норма в мире — пять квадратных метров пляжа. У нас, в среднем, квадратна одного купающегося. К тому же национальная черта наша — тушить окурки в песок, закапывать бутылки, мусор и пищевые остатки на пляже. А это микробы, вирусы, инфекции и т.д.

Остается лишь надеяться, что черноморская экосистема сможет обратить на себя внимание при помощи неравнодушных энтузиастов не слишком поздно, и в будущем мы и наши дети сможем наслаждаться чистой водой и экологически чистыми продуктами моря. Ведь какое море, такая и Жемчужина близ него.

Что же нужно, чтобы Черное море оздоровилось? Процесс долгий и непрерывный, как стало понятно после общения со специалистами. Необходимо укрощать вредителей, типа рапаны, расставлять искусственные рифы, чтобы мидиям, икринке бычка было за что зацепиться, придумать современные фильтры, не пускать вредные вещества наружу, засыпать побережье новым песком. В общем, работы много. Но не нужно забывать и о личной ответственности перед морем. Когда ко мне приезжают друзья из других стран, первым пунктом у них значится пляж, конечно же. «Как вам повезло! В вашем городе живет море! — произносят они, уже сидя на берегу и вытаскивая из-под себя бутылки, пакетики и окурки. — И удивительно, как вы его не любите...». Рассказывать о том, что я-то люблю, это другие пакостят, нет смысла, поскольку все мы едины, и у всех любимая поговорка «После нас, хоть потоп!». Общество потребления, знаете ли. Правда, морю-то что с этого. Согласитесь!

Автор: Анна Фошня


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту