![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одесском регионе существует целый ряд проблем, о решении которых чиновники от экологии могут отчитываться из поколения в поколение.
Например, утилизация ядохимикатов, скопившихся на складах на просторах полей области еще с советских времен. Химикаты устарели, бочки и прочая тара прогнила, склады разрушились — и текут себе смешанные в кучу химические яды, призванные защищать растения от вредителей, в землю и по земле, попадая в подземные и надземные воды, проявляя себя в полевых помидорчиках и огурчиках, спелых желтых дынях и привлекательных красных арбузах. Совсем недавно «протекшие» склады в селе Затишье Ширяевского района были объявлены экологической катастрофой в масштабе страны. В область потекли государственные деньги.
Об экстренных мерах, которые проводятся на месте бедствия, докладывали на совещаниях и пресс-конференциях, чтобы и народ знал: власти о нем заботятся, усиленно заботятся! Потом, простите за каламбур, в Затишье наступило затишье.
Насколько известно журналистам, дело ограничилось тем, что сарай, в котором находились химические яды, подлатали да кое-какую тару поменяли. Правда, известно это со слов все тех же чиновников. Любопытно было бы съездить в то село и посмотреть, что же, на самом деле, там происходит.
Впрочем, начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в Одесской области Анатолий Яцков считает ситуацию со складами в Затишье не самой опасной в регионе. По его словам, в области насчитывается сто девятнадцать складов с ядохимикатами, но шестьдесят пять из них, то есть более половины, в неудовлетворительном состоянии. На складах скопилось почти две тысячи тонн опасных химикатов. Утилизация одной тонны стоит двадцать тысяч гривень. Одесское региональное управление направляло запрос в Госфонд охраны окружающей среды на выделение тридцати восьми миллионов гривень на утилизацию отходов, но денег в нынешнем году не будет. Таким образом, заявка переносится на следующий год.
Склады — складами, а вот еще одна неутихающая проблема — состояние артезианских скважин, для многих жителей области являющихся единственным источником воды. Состояние это оставляет желать много лучшего. То есть скважины нужно чистить. И опять обратились в госфонд. И опять денег не получили, а потому ничего и не сделали.
В общем, всего управление просило на нынешний год у госфонда восемьдесят девять миллионов шестьсот сорок шесть тысяч гривень. В ответ получили пятнадцать с половиной миллионов.
Анатолий Яцков объяснил, что это… хороший результат, так как в прошлом голу ничего не было выделено.
Деньги поделены так: девять с половиной миллионов пойдет на реконструкцию канализационного коллектора от улицы Еврейской до Таможенной площади (по Деволановскому спуску). Еще два миллиона восемьсот тысяч — на расчистку русел рек и защиту населения от подтопления. Остальное по мелочи — на науку, полиграфию, пропаганду и проч.
Понятно, что до конца этого года освоить средства не успеют и их перенесут вместе с целями на следующий.
Вот еще одна долгоиграющая тема: быть или не быть дамбе на озере Сасык? Поскольку ученые не могут прийти к единому мнению, вопрос призвана решить созданная по решению Кабмина специальная межведомственная комиссия.
Не менее давняя и не менее актуальная проблема Куяльницкого лимана также будет курироваться специальным бассейновым советом. Облбюджет выделяет на решение вопроса шестнадцать миллионов гривень, что, понятно, является «каплей в море», однако с чего-то нужно начинать. На сегодняшний день семьдесят пять тысяч гривень направлено разработчикам программы по спасению знаменитого лимана, ученым Одесского экологического университета.
Кстати, в ходе недавно прошедшего «круглого стола», посвященного проблемам Куяльницкого лимана, было сказано, что управление охраны окружающей природной среды в настоящее время согласует с землепользователями вопрос о передаче земель под национальный парк. Но процесс явно затянулся.
— Мы сейчас работаем с тремя районами — Коминтерновским, Ивановским, Беляевским — и другими хозяевами земли, чтобы они дали согласие на то, что эти земли войдут в природно-заповедный фонд, — сказал Анатолий Яцков. — Предварительно дали согласие в Одесском горсовете и одном из сельских советов, шесть сельсоветов наши предложения и запросы проигнорировали. Будем работать и дальше, но с новым депутатским корпусом.
Возможно, знаменитый лечебный курорт вновь вернет себе былую славу. Хоть когда-нибудь.
Для этого (в том числе) нужно попробовать очистить область от свалок. Как сказал Анатолий Яцков, в регионе насчитывается шестьсот семнадцать полигонов бытовых отходов, в просторечии — мусорных свалок. Причем только сто двадцать четыре из них получили правовой статус, то есть числятся свалками официально.
— Прикрыть свалки не представляется возможным, мы пробовали. В одном месте закрываешь, они появляются в другом, неподалеку. Людям ведь мусор надо куда-то выбрасывать. Поэтому закрывать — не решение проблемы. Надо строить заводы по переработке мусора, вводить раздельный сбор отходов, как на Западе, — подчеркнул главный эколог области.
Кто бы спорил. О том, что надо и просто необходимо, и необходимо сейчас, а не завтра, потому что на нынешних полигонах ничего уже не помещается, и их пора закрывать, говорят, да что говорят — кричат, наверное, больше десятка лет. Отечественные ученые предлагают свои решения, западные бизнесмены — свои. Но дело пока не двигается. Как говаривал незабвенный лидер перестройки, надо найти консенсус. А он никак не находится. Может быть, потому, что его ищут все время разные люди?
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |