ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
НЕ ВООБРАЖАЙТЕ, ЧТО НЕУЧАСТИЕ В ПОЛИТИКЕ СПОСОБНО УБЕРЕЧЬ ВАС ОТ ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ!
20.11.2010 / Газета: Час пик / № 46(499) / Тираж: 5000

А, может, и нам попробовать сделать явку на выборы обязательной? Глядишь, и ситуация в стране улучшится. Правда, это не в интересах правящей партии — она сразу утратит этот свой статус. А переломить ситуацию мы не в состоянии. Вот чем мы отличаемся от тех же австралийцев и даже аборигенов, которые хотят точно знать настроения своего народа.

Местная власть нигде по-настоящему не представляет свои громады, потому как даже победители избирательной гонки на самом деле получили поддержку менее четверти всех избирателей, а по многим регионам страны и того меньше.

Местные выборы 2010 года показали феноменально низкую явку избирателей на участки для голосования. Примечательно, что наиболее пассивными оказались жители юго-восточных областей — Днепропетровской (40,8 процента), Донецкой (44), Харьковской (43,3), Запорожской (43) и Луганской (43,5). В Херсонской области проголосовали около 42 процентов избирателей, а в самом Херсоне — 34. Не лучше ситуация у наших соседей, — в Николаевской области на избирательные участки пришли 42 процента граждан, в самом Николаеве — 36. В Одесской области — 48 процентов по региону и 44 — по областному центру.

По сравнению с выборами 2006 года число проголосовавших на Юго-востоке снизилось на 13—16 процентов, что, в первую очередь, бьет по позициям Партии регионов в перспективе парламентских выборов. Ведь активность избирателей западных областей, традиционно поддерживающих противников «регионалов», снизилась не так ощутимо.

Так, в Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской, Черновицкой и Закарпатской областях явка избирателей по сравнению с прошлыми выборами в местные советы упала лишь до 6 процентов, и составила в среднем около 58 процентов. Такую диспропорцию в активности избирателей разных земель Украины можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, по сравнению с президентской кампанией, снизился политический ажиотаж по линии противостояния Запад—Восток. Этот фактор оказался более ощутим на Юго-востоке, где местные избиратели были уверены в победе ПР в своих населенных пунктах ввиду отсутствия серьезной конкуренции со стороны «оранжевых». Кроме того, опросы накануне выборов показывали, что многие не сомневались в неизбежности применения админресурса со стороны «бело-голубых», поэтому, дескать, глупо ходить на выборы, когда заранее все решено. Прямо противоположная картина была на Западе страны, где избиратели тоже не сомневались в возможности применения админресурса, но именно это, с точностью до наоборот, заставило их пойти на избирательные участки.

Еще одним важным фактором, характеризующим завершившиеся выборы, стало увеличение числа избирателей, проголосовавших против всех. В среднем по стране число не поддержавших ни одну из партий составило 6—8 процентов, что в 3‑4 раза больше, чем в первом туре президентских выборов (2,2 процента), или предыдущих местных выборов в 2006 г. (1,7 процента). В числовом выражении, около миллиона украинцев не поленились прийти на избирательные участки, чтобы выразить свое неудовольствие качеством предлагаемого политического продукта!

При окончательном подсчете голосов процент явки составил в среднем по Украине не более 50 процентов. Этот факт дает основания утверждать, что местная власть нигде по-настоящему не представляет свои громады, потому как даже победители избирательной гонки на самом деле получили поддержку менее четверти всех избирателей, а по многим регионам страны и того меньше.

Является ли это проблемой новоизбранной власти? И да, и нет. Но, как говорил великий Бисмарк, «не воображайте, что неучастие в политике способно уберечь вас от ее последствий!». Очень скоро те украинцы, которые думают, что Бисмарк ошибался или просто не подозревают о его словах, убедятся в абсолютной справедливости данного утверждения.

Там, где хотят знать мнение народа, явка на выборы обязательна

Избирательные системы в странах мира нередко предполагают обязательность участия в выборах. Еще в Древней Греции граждане (только мужское население, за исключением стариков и рабов) голосовали по общественно значимым вопросам в обязательном порядке. Чтобы обеспечить «явку» на гражданские собрания, применялись весьма оригинальные методы.

В одной из комедий Аристофана описывается, как рабы окольцовывали агору (площадь для гражданских собраний и мероприятий) канатом, вымоченным в красной краске. Если впоследствии на гражданине замечали характерные красные пятна, свидетельствующие о его попытке покинуть площадь, на него налагался штраф. Участие в выборах в древности было обязательным также на Руси (не явившийся на Вече, считался изгоем). И уж трудно представить казака Запорожской Сечи, не участвующего в выборах гетмана.

В наше время некоторые страны тоже не позволяют своим гражданам «отлынивать» от участия в выборах. Это относится к Италии, Бельгии, Греции, Австрии и др. К примеру, в Австралии голосование является обязательным, включая обязательную регистрацию участников голосования. Впервые «обязаловка» была применена для принятия решений на референдумах в 1915 году, а для определения победителей на федеральных выборах она стала применяться с 1924 года. Непосредственной причиной для введения обязательного голосования в Австралии стала низкая активность на федеральных выборах 1922 года, когда на участки пришли всего 59,38 процента зарегистрированных избирателей (у нас бы сочли это хорошей явкой — авт.). Билль с предложением введения обязательной системы голосования был внесен в парламент Тасманским сенатором от Националистической партии Гербертом Пайнем. Этот билль был принят в течение одного дня. Федеральные выборы 1925 года были проведены уже с использованием этой системы, и общая цифра проголосовавших, составила 91,4 процента от общего количества избирателей.

Голосование здесь является обязательным как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов и территорий. На муниципальном уровне выборы не являются обязательными в большинстве штатов. По статистике, в среднем на каждых выборах примерно 5 процентов избирателей не принимают участие в голосовании. В этом случае людей, не принявших участие в выборах, просят предоставить объяснения, и в случае, если объяснения не предоставлены или признаны неудовлетворительными, к виновным применяется административная мера взыскания в виде небольшого штрафа (от 20 до 70 австралийских долларов). В случае неуплаты штрафа в указанные сроки, виновные могут быть вызваны в суд, где их может ждать более серьезное взыскание. Причем, человек считается проголосовавшим, только после того, как он опустил свой избирательный бюллетень в урну. Если этого не произошло, и избиратель покинул избирательный участок сразу после регистрации, он считается не принявшим участие в голосовании, и к нему могут быть применены все те меры, которые описаны выше.

Аналогичная система существует и в Науру, единственной республике в мире, у которой нет официальной столицы. Это самое маленькое островное государство в мире и третье по площади (после Ватикана и Монако) также принуждает своих граждан голосовать обязательно. За неявку на избирательный участок налагается денежный штраф.

А, может, и нам попробовать? Глядишь, и ситуация в стране улучшится. Правда, это не в интересах правящей партии, ведь она сразу утратит этот свой статус. А переломить ситуацию мы не в состоянии. Вот чем мы отличаемся от тех же австралийцев и даже аборигенов, которые хотят точно знать настроения своего народа.

Показатели разочарования

Напускной оптимизм некоторых наших политиков и политологов, пытавшихся убедить граждан Украины, что менее 50 процентов явки на выборы — нормальный для Европы показатель, был не слишком убедительным. Ведь украинский электорат всегда проявлял довольно высокую активность, и ее резкое падение не может не вызывать огорчений.

Но в чем же дело? Может быть, в огромных очередях, образовавшихся на избирательных участках? Безусловно, они внесли какую-то «лепту», отправив, таким образом, восвояси многих, пришедших голосовать. Но очереди случались и ранее, так что не они стали основной причиной того, что половина украинцев проголосовала «ногами».

Да, на Западе явка избирателей частенько бывает невысокой, в этом эксперты правы. К примеру, в июне прошлого года на выборах в Европарламент, проходивших в странах ЕС явка избирателей оказалась самой низкой за всю историю проведения выборов в Европейский парламент. Это, впрочем, мало удивило наблюдателей, отмечающих, что она постоянно снижалась с самых первых таких выборов 30 лет назад в 1979 году. В среднем по Европейскому Союзу явка составила чуть более 43 процентов.

Представитель Европейской Комиссии, Хоакин Альмунья, отметил, что особенно явка избирателей снизилась в странах, которые недавно вступили в ЕС. Это и понятно. До людей слишком быстро дошло, куда они «вступили», и кем они стали для так называемой «Старой Европы». Но развернуться на 180 градусов, уже связанному по рукам и ногам человеку, не так-то просто. Весьма показательно в этой связи, что, например, в Польше на избирательные участки пришли… менее трети избирателей. Выходит, что показатель разочарования политикой ЕС составляет здесь почти три четверти…

Украинский избиратель, уверенно теряющий надежды на наш политический истеблишмент, все-таки более оптимистичен, чем его польский сосед. У нас пока только каждый второй счел эти выборы бессмысленными, а каждый пятнадцатый «специально» отстоял в очередях на участках только затем, чтобы выразить недоверие «назло» всем партиям оптом.

Но одним разочарованием дело не обошлось. Учитывая, что наибольшего роста рейтинга добились только националистическая «Свобода» и ее одесский антипод «Родина», можно сказать, что взгляды избирателей в Украине стали более радикальными. Это вполне естественно, когда падает доверие к партиям, традиционно обещающим «золотые горы», которые сразу после выборов почему-то превращаются в горы мусора из вчерашних партийных лозунгов.

Вопрос лишь в том, насколько далеко радикализация в обществе может зайти? Именно те, кто не пришел на выборы, должны осознать не только тот очевидный факт, что выбор сделали за них, но и тот факт, что этим своим поведением они сами прокладывают дорогу радикально настроенным силам, что может для нас обернуться реальной угрозой неонацизма.

Вывод из этого следует удручающий: наш народ банально не готов взять на себя ответственность за собственную судьбу и судьбу своего государства. Проблема не в том, что у нас нет достойных кандидатов. Проблема в том, что у нас все меньше и меньше грамотных избирателей, делающих осознанный выбор.

Именно благодаря таким Гитлер в 1933 году и смог прийти к власти, лишний раз доказав немцам справедливость великого афоризма Бисмарка.

Автор: Александр Артюхов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту