ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
О ЗАКУПКЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
23.11.2010 / Газета: Одесский вестник / № 190(4813) / Тираж: 18199

Всем известно, что основным нормативно-правовым документом, который устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, есть Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее – Закон), вступивший в силу 30.07.2010 г.

Целью данного Закона является создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение рационального и эффективного использования государственных средств.

Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равняется или превышает 100 тысяч гривень, а работ – 300 тысяч гривень.

Механизм определения предмета закупки утвержден приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921, а именно:

предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно Государственному классификатору продукции и услуг

ДК 016-97, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822, по показателю пятого знака (классификационная группировка «категория») с указанием конкретного названия товара или услуги. При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого и девятого знаков вышеуказанного классификатора;

предмет закупки во время осуществления закупки услуг по текущему ремонту определяется на основании Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1 -2000, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. № 174;

во время осуществления закупки услуг по выполнению научно-технических работ предмет закупки определяется согласно Государственному классификатору видов научно-технической деятельности ДК 015-97, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822, по показателю четвертого знака с указанием в скобках конкретного названия научно-технической работы;

определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком с учетом Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. № 174 (в редакции приказа Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 17.06.2003 г. № 85), а также Ведомственных строительных норм ВБН Г. 1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования», утвержденных решением коллегии Государственной службы автомобильных дорог Украины от 10.04.2006 г. № 16.

Перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется действие Закона, согласно ст. 2 в значительной мере сокращен. Проблемным на сегодняшний день является исключение из перечня снабжения тепловой, электрической энергией, водоснабжения и водоотведения, телекоммуникационных услуг, почтовых услуг. Эти услуги в Законе определены в отдельном перечне товаров, работ и услуг, по которым отдельными законами Украины будут определены особенности осуществления закупок. Поэтому если в ближайшее время соответствующие законы не будут приняты, у большинства распорядителей и получателей бюджетных средств возникнут проблемы с обеспечением соответствующими товарами и услугами, без которых учреждения не могут функционировать.

Приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 утверждены формы документов в сфере государственных закупок. Статьей 10 Закона определен перечень документов, которые заказчик процедуры закупки должен обнародовать на веб-портале Министерства экономики Украины и опубликовать в государственном официальном печатном издании по вопросу государственных закупок. Также Законом определены конкретные сроки предания огласке и опубликования каждого документа.

Форма типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства утверждена приказом Минэкономики Украины № 925 от 27.07.2010 г. «Об утверждении типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и инструкции относительно заполнения типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства».

Следует отметить, что ст. 13 Закона предусмотрена возможность проведения закупок на принципах межведомственной координации и определяется порядок их проведения. Этот вид закупок предусматривает использование механизма взаимодействия генерального заказчика и заказчика. При этом в качестве генерального заказчика выступает орган государственной власти, государственная, коммунальная организация или учреждение, определенное соответственно КМУ, местными государственными администрациями или исполнительными органами местных советов, ответственными за организацию и проведение процедур закупок на принципах межведомственной координации.

Генеральный заказчик проводит процедуру закупки, определяет победителя и информирует всех заинтересованных заказчиков о результатах процедуры закупки. Заказчик заключает договор о закупке с победителем.

Особенности взаимодействия между генеральным заказчиком и заказчиком при осуществлении закупки на принципах межведомственной координации определяются КМУ.

Также необходимо обратить внимание на перечень требований к договору о закупке, которые предусмотрены Законом, а именно:

одним из существенных условий договора есть то, что условия договора не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке;

участник – победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если предоставление такого разрешения или лицензии предусмотрено законодательством;

заключенный договор считается недействительным в случае, если он заключен в период обжалования согласно ст. 18 Закона, если он заключен с нарушением сроков, предусмотренных абз. 3, 4 ч. 2 статьи 31, абз. 4 ч. 5 статьи 36 и абз. 1 ч. 3 статьи 39 Закона.

Необходимо также акцентировать внимание на том, что согласно требованиям п. 4 ст. 7 Закона на органы Государственного казначейства возложены дополнительные полномочия по государственной регуляции и контролю в сфере закупок.

Теперь по Закону для осуществления регистрации обязательств, финансовых обязательств и оплаты по договорам о закупке в органы Государственного казначейства распорядители и получатели бюджетных средств должны предоставлять:

годовой план закупки; отчет о проведении процедуры закупки;

объявление о проведении процедуры закупки, сообщения об акцепте предложений конкурсных торгов, данных о решении уполномоченного органа о согласовании процедуры закупки (в случае применения процедуры закупки у одного участника), объявление о результатах процедуры закупки, которые были опубликованы в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и соответствующих международных изданиях в случаях, предусмотренных Законом.

Согласно п. 2.2. Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г.

№ 136 (с изменениями и дополнениями) при условии взятия обязательства распорядитель бюджетных средств должен предоставить в органы Государственного управления, кроме реестра обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (приложение 1), пакет документов, который подтверждает проведение процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственные средства в течение 5 рабочих дней с даты, указанной в отчете о результатах проведения процедуры закупок.

Кроме этого, по Закону органы Государственного казначейства должны принимать меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятым финансовым обязательствам по договору о закупке в случаях:

отсутствия необходимых документов, предусмотренных настоящим Законом, или их несоответствия установленным законодательством требованиям;

отмены процедуры закупки;

введения в законную силу решения суда о признании результатов процедуры недействительными;

на период приостановки процедуры закупки;

наличия соответствующего решения органа обжалования согласно статье 18 настоящего Закона.

В случае выявления нарушений требований законодательства в сфере закупок органы Государственного казначейства должны сообщать о таких случаях уполномоченному органу (Министерству экономики Украины) и органу обжалования (Антимонопольному комитету).

Автор: Марианна ГАНЕВА, начальник отдела предварительного и текущего контроля подтверждающих документов распорядителей средств местного бюджета Управления Государственного казначейства г. Одессы.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту