![]() |
|
![]() |
![]() |
Как известно, парламент в ближайшее время намерен принять Жилищный кодекс, в котором заложен ряд «приятных» неожиданностей гражданам.
По словам министра по вопросам ЖКХ Юрия Хиврича, для возглавляемого им министерства основным нововведением станет возобновление практики начисления пени за неуплату жилищно-коммунальных услуг. Напомним, что до 1996 года пеня начислялась в размере 0,01% за день просрочки, но не более чем сама задолженность. Теперь же предлагается увеличить размер пени за неуплату в десять раз, по сравнению с нормами 1996 года, — до 0,1% суммы задолженности в день.
Любопытно также, что закон, временно за-прещавший взыскание с граждан пени, был принят в связи с несвоевременной выплатой государством заработных плат, пенсий и стипендий. Однако теперь восстановление штрафных санкций вызвано отнюдь не регулярной выплатой зарплат в стране, а требованием МВФ.
По словам Юрия Хиврича, в Украине нерегулярно рассчитываются за предоставленные жилищно-коммунальные услуги около десяти процентов граждан. Из них пять процентов составляют бедные слои населения, реально не имеющие возможности заплатить, а остальные пять процентов — люди обеспеченные, но не оплачивающие «коммуналку».
Надо сказать, что МинЖКХ перестраховалось от возможных политических факторов. Так, если народные избранники по каким-то причинам отклонят норму о возобновлении практики начисления пени, в парламенте зарегистрирован дублирующий это положение законопроект.
Министр также сообщил, что подчиненное ему ведомство рассматривает такие варианты стимулирования к добросовестной оплате коммунальных услуг, как ограничение отпуска нерадивому жильцу электроэнергии, холодной воды, отключение канализации, принудительная опись судебными приставами имущества и даже лишение квартиры. Однако Хиврич не смог уточнить, существуют ли сегодня соответствующие законодательные механизмы.
Еще на первых этапах рассмотрения проекта Жилищного кодекса Главное юридическое и Главное научно-экспертное управления Верховной Рады обрушили на документ лавину критических замечаний. Значительная их часть касалась не легко устранимых технических правок, а норм, существенно сужающих уже существующие права и свободы граждан, что прямо противоречит Конституции. В первую очередь это касается статей, в которых изложены правила принудительного выселения жильцов из домов, подлежащих реконструкции или идущих под снос (причем речь идет как о находящихся в коммунальной собственности, так и о приватизированных квартирах). После того как новый Жилищный кодекс вступит в силу, жильцов таких домов смогут выселять в любой удобный для местной власти район вне зависимости от того, где находится реконструируемый или сносимый дом. Если же собственник откажется переезжать, его квартира может быть принудительно выкуплена по мотивам общественной необходимости.
Очевидно, что квартиры в центре и в районе новостроек будут отличаться по стоимости в разы. Не лучший вариант — ожидать принудительного выкупа, ведь кодекс не оговаривает, как именно местные власти должны рассчитать стоимость выкупаемого жилья. Соответственно, его владельцам могут предложить сумму, рассчитанную, исходя из балансовой стоимости жилья. И в этом случае выселенному из собственной квартиры гражданину может оказаться не по карману даже новое жилье на окраине. Эти драконовские нормы выгодны строительным компаниям, которые из-за нежелания жильцов покидать свои квартиры до сих пор не могли реализовать свои планы по реконструкции центральных районов многих городов, застроенных хрущевками.
Не менее резонансными являются и положения кодекса, существенно расширяющие права банков, касающиеся заложенных квартир. Согласно ст. 129 проекта, обращение взыскания на переданное в ипотеку жилое помещение является основанием для выселения всех живущих в нем граждан. При этом кредитор может обращать такое взыскание в досудебном порядке. Если же гражданин в течение месяца не съезжает сам, кредитор вправе выселить его через суд. Порядок принудительного выселения несостоятельных должников предлагается прописать отдельно. То есть это может быть и постановление Кабмина, и решение Нацбанка, и указ президента, и записана там может быть, к примеру, норма, позволяющая выселять заемщика уже при первой просрочке платежа.
Весьма своеобразно разработчики документа решают проблему квартирных очередей. Местным органам самоуправления теперь станет гораздо проще избавляться от очередников, которых в стране сегодня насчитывается более 1,3 миллиона. Согласно нормам проекта Жилищного кодекса, любые неправдивые сведения, выявленные в документах гражданина, претендующего на получение квартиры, автоматически будут лишать его права на получение жилья от государства. В Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады предлагали смягчить эту норму — хотя бы «сдвигать» человека вниз по очереди, однако парламентарии не прислушались к этому замечанию.
Документ предполагает также возможность обнародования списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на сайтах и стендах соответствующих органов местного самоуправления. Таким образом, авторы законопроекта хотят сократить количество махинаций с очередностью получения жилья. Другое дело, что до опубликования списки могут изрядно почистить. Например, благодаря норме, которая закралась в переходные положения документа. Согласно одному из пунктов этих положений, все, кто стоит на учете по «советскому» Жилищному кодексу, должны будут вновь встать на учет уже по новому кодексу. Стоит ли объяснять, что существенная часть очередников может случайно «потеряться» в ходе такой инвентаризации.
Но наиболее интересна судьба жилья, которое уже находится в собственности очередника. Его предлагается бесплатно передавать государству в обмен на документы о приватизации полученного «расширенного» жилья. Такая норма может стать находкой для махинаторов на местах, которые будут выделять очередникам квартиры в недостроях и требовать от них освободить свои жилища под угрозой быть снятыми с очереди в случае несогласия.
После публикации кодекса стране будет отведено год и три месяца, чтобы забыть телефоны ЖЭКов, до которых, правда, и сейчас проблематично дозвониться. В каждом доме в течение года после вступления документа в силу должны быть созданы управляющие организации — будь то объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), жилищные кооперативы или общества собственников жилья. Если граждане проявят несознательность и ничего не создадут, за них в течение трех месяцев это сделает государство.
Важно отметить, что с момента создания такой организации все текущие заботы о состоянии здания и придомовой территории (а это и починка лифта, и уборка подъездов, и расчистка от снега двора) лягут на плечи самих жильцов. Для получения соответствующих услуг созданные организации должны будут самостоятельно составлять договоры с частными лицами. Вполне вероятно, что пьяные лифтеры и сантехники при этом уйдут в прошлое, однако со временем им просто не останется работы из-за систематического обветшания жилого фонда. Государство вроде бы продекларировало намерение финансово поддержать ОСМД для осуществления капремонта зданий, однако заявленная на 2010 год сумма в сто десять миллионов гривень растворяется без остатка в масштабах всей страны. Видимо, для этого члены ОСМД будут ежемесячно вместе с оплатой жилкомуслуг вносить средства и на капитальный ремонт здания.
Если норма о «поголовном» создании ОСМД останется в проекте кодекса, правительство и местные власти сэкономят немалые средства на капремонтах домов перед передачей их в ОСМД. Жильцы же получат полную «свободу» ремонтировать свои дома и обновлять прохудившиеся трубы самостоятельно.
К слову, все разговоры о том, что ОСМД смогут брать льготные кредиты в банках на проведение ремонта, не имеют под собой основания. Никакой банк, коммерческий он или государственный, не выдаст кредит неприбыльной организации, не имеющей своих доходов, чем и является ОСМД и по соответствующему закону, и согласно проекту кодекса.
Содержит документ и довольно нелепые моменты. К примеру, в нем прописана норма, по которой совершеннолетние члены семьи собственника жилья обязаны участвовать в затратах по содержанию жилья, если обратное не предусмотрено отдельным договором между ними. При этом споры между собственником жилплощади и членами его семьи о доли каждого в таких затратах определено разрешать исключительно в судебном порядке.
Кроме того, в документе странным образом прописаны меры по предоставлению бездомным временного жилья. Согласно кодексу, лицо без определенного места жительства может быть выселено из такой «ночлежки», создаваемой за счет местных бюджетов, только по трем причинам: по собственному желанию, в случае получения социального жилья или в судебном порядке. Учитывая динамику строительства социального жилья в стране, можно смело спрогнозировать, что те же местные власти вряд ли вообще займутся созданием подобных заведений.
В итоге можно с большой долей вероятности предположить, что принятие документа в том его виде, в каком он подготовлен ко второму чтению, способно вызвать протесты помасштабнее нынешнего Майдана предпринимателей.
Подготовила
Татьяна ВЛАДИМИРОВА
по материалам «Комментарии-proUA».
В ТЕМУ
В тему
Кстати, «УНИАН-экономика» советует соотечественникам: проведите новогодние праздники как можно веселее, так как следующий год вряд ли будет радовать.
Впереди грядут сплошные нововведения, которые, увы, ничего хорошего нам не сулят. Придется жить по правилам, которые нам уготовили Налоговый, Жилищный и Трудовой кодексы, реформы в энергетической и пенсионной сферах, а также в ЖКХ.
Все они, по логике вещей, совершенно адекватны мировой практике, но при этом абсолютно не соответствуют украинской действительности и сулят только одно — повышение в цене всего, что только можно, при полном обнищании всех, кто в течение двадцати лет пытается выжить. Если борьба со сводами фискальных и трудовых законов (кстати, спасибо власти за реанимацию гражданской сознательности) оставляет надежду у оптимистов на лучшее, то в отношении изысканий «идеологов» в энергетике не стоит строить иллюзий.
Энергорешения Кабмина продиктованы условиями договоров с главным кредитором — Международным валютным фондом. «Спонсор» не только спасает Украину от дефолта, плотно затягивая узел «сотрудничества» очередной порцией финдозы, но и учит жить цивилизованно. Его советы, против которых так солидарно восстала большая часть именно пашущей Европы, прописаны в любом учебнике по экономике. Так что движемся верным путем, жаль, что завершаем всегда тупиком — то, что должно обернуться благом для всех, оседает в кошельках трех-четырех человек, которые, по сути, и правят бал — как в парламентском дансхолле, так и на экономическом дансинге.
На днях нам подложили еще одну «кошелекрвущую» бомбу — правительство Украины рассматривает возможность двукратного повышения цен на электроэнергию для населения с апреля и в последующем на 39% с августа 2011 года. Согласно обоснованию проекта прогнозного баланса электроэнергии, топлива и расходов энергогенерирующих компаний ТЭС на 2011 год, тарифы могут составить: для городского населения (без электрических плит) — до 67,72 коп. за кВт/ч (с НДС), для населения, использующего электроплиты, — 52,04 коп. за кВт/ч (с НДС), для сельского населения — 62,55 коп. за кВт/ч (с НДС).
Разработчики документа считают, что предложенное повышение цен для населения поспособствует существенному сокращению перекрестного субсидирования в отрасли, а также сохранению на приемлемом уровне роста розничных тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий. По их подсчетам, дотационная экономия в следующем году составит почти 13%, все должно уложиться в сумму 20,085 млрд гривень.
Нам уготовили три сценария тарифообразования. Помимо указанного, рассматривается еще двух-этапный (на 50% с апреля и на 50% — с сентября), а также сохранение тарифов неизменными. «Предложенные варианты прогнозного баланса решают задачу финансово-экономического оздоровления генерирующих компаний. При этом лишь базовый вариант (100% повышение с апреля и 39% с августа) предусматривает существенное сокращение перекрестного субсидирования, что предусмотрено программами реформирования отрасли и сохранения на приемлемом уровне роста розничных тарифов для промышленности», — резюмируют разработчики документа.
Итак, что такое перекрестное субсидирование. Население платит значительно меньше за электроэнергию, чем промышленность. Разницу субсидирует последняя. Получается, предприятия, вместо того чтобы вкладывать в развитие, модернизацию, понижать себестоимость продукции и становиться конкурентоспособными на внешних рынках, что влечет за собой создание новых рабочих мест и рост зарплат работников, занимаются «благотворительностью». Кстати, по экономическим правилам, сокращение этого самого перекрестного субсидирования должно для нас обернуться только благом. Все промышленные модернизации приведут к снижению цены на промтовары на внутреннем рынке, при этом их качество повысится, а мы ринемся покупать «эксклюзивный» товар, на который средств хватит, ведь в кошельке труженика, к примеру, химпромовского завода, только прибавится.
Одно смущает — власть заявляет, что вопрос повышения тарифа на электроэнергию, вернее, сценарии повышения, только рассматривается. Между тем Министерство топлива и энергетики уже составило прогноз средневзвешенной оптовой рыночной цены на электроэнергию, согласно которому в 2011 году она вырастет на 15%, по сравнению с 2010 годом, — до 55,07 коп. за кВт/ч. В этот расчет уже заложены повышенные тарифы для населения. Причем вариант выбран — в апреле на 100% и в августе на 39%. То есть налицо чистой воды «лапша» — можно не сомневаться ни в вариантах, ни в ценах. Зачем же тогда говорить, что вопрос рассматривается...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |