ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЮРИЙ ВАСЮЧЕНКО: «ХОЧУ ЗАСТАВИТЬ ПУБЛИКУ ДУМАТЬ»
07.12.2010 / Газета: Одесский вестник / № 198(4821) / Тираж: 18199

Балет – это искусство молодости – уверен главный балетмейстер Одесского театра оперы и балета заслуженный артист России, лауреат премии Ленинского комсомола Юрий Васюченко. И действительно, за последний год возглавляемая им труппа заметно помолодела. Сегодня на сцене Одесского оперного не увидишь тяжеловесных матрон, «отрабатывающих» спектакль как опостылевший трудодень. Здесь царят юность, красота и отточенное мастерство. Одесские балетоманы вновь заполняют театральный зал, среди них все больше молодежи. Ведь на сцене – их ровесники.

Об одесском балете теперь говорят не только в родном городе. Благодаря преподавательскому мастерству Юрия Васюченко, его любви к своей труппе и преданности балету сегодня танцовщики Одесского оперного на пути к международному признанию. На прошедшем в октябре этого года в Сочи III Международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира» одесские балерины Екатерина Кальченко и Алена Добрянская в старшей возрастной группе завоевали «золото» и «бронзу». А не участвовавший в конкурсе Дмитрий Шарай — приз за лучшее партнерство. И это — серьезная заявка на высокий уровень мастерства, подтвержденная неподкупным жюри во главе с самим Юрием Григоровичем. — У меня замечательная труппа, — считает Юрий Васюченко. — Год назад я даже не предполагал, что смогу в эту труппу буквально влюбиться. Сам буду ругать страшно, наказывать, но никому другому этого не позволю.

Достается же воспитанникам Юрия Васюченко в основном за нарушение дисциплины и «хореографическую отсебятину». Кто-то пытается что-либо упростить в авторской хореографии балета, кто-то, наоборот, усложняет.

- В балете понятия «авторское право» никто не отменял, — убежден балетмейстер. — Ведь добросовестный художник, копируя, предположим, «Трех богатырей» Васнецова, не пририсует Илье Муромцу очки, а лук Добрыни Никитича не заменит, например, на петарду. И если «Нуриев forever» поставил Вакиль Усманов, то я требую, чтобы спектакль шел неизменно в авторской хореографии, а не в хореографии танцовщика, адаптировавшего ее под собственный вкус и возможности. Хотя именно этот любимый одесситами спектакль каждый раз мы танцуем в новой редакции. В этот балет Вакиль Усманов дал возможность вводить фрагменты любой новой хореографии, не меняя при этом его основной канвы. Поэтому ходить на этот спектакль можно бесконечно. На каждом зритель видит новую версию балета, включающую в себя лучшие композиции прославленных хореографов. Таким образом, одесситы могут познакомиться с творчеством наиболее интересных современных балетмейстеров. Но при наличии фрагментов современной хореографии «опора» спектакля все-таки — классический балет.

Классика станет основой балета «Сказки Венского леса» на музыку И. Штрауса, который Юрий Васюченко планирует поставить в Одесском оперном после Нового года.

- Я хочу сделать маленький эксперимент, объединив современную хореографию с классической. А такой спектакль потребует, кроме вальсов Штрауса, музыки и других композиторов. Надеюсь, что эта постановка не будет выглядеть самодеятельностью, потому что зачастую так называемый современный балет здорово смахивает на любительщину, в ряде случаев переходящую в откровенную порнографию, как, например, в «новаторской» постановке Большого театра, «насладиться» которой в Интернете могут все желающие. В моем спектакле, гарантирую, порнографии не будет. Я труппу раздевать не собираюсь, хотя некоторые «продвинутые ценители», вероятно, считают наготу танцовщиков основным признаком и достоинством современной хореографии.

Спектакль «Большой вальс», который шел в Одесском оперном 30 лет назад, я не видел. И, наверное, это хорошо. Не желаю, кроме своей фантазии, ни на чем основываться в постановке этого балета. Я хочу, чтобы этот спектакль представлял собой не просто череду вальсов и полек, а имел драматический сюжет. Навряд ли незамысловатый легкий нарядный дивертисмент заинтересует современного зрителя. Сегодня публику надо заставлять думать. Поэтому мне хочется, чтобы «Сказки Венского леса» стали балетом-феерией, в котором сплелись бы фантастика и сны, мечты и поиски себя.

Думать же зрителя, по убеждению Юрия Васюченко, заставляет, как это ни парадоксально звучит, вся балетная классика — «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Спящая красавица»... Ведь адаптироваться в современном жестком социуме для многих — тяжелая задача. И дело даже не в нехватке денег, а в том, что люди в нашем неустроенном мире, на каждом шагу сталкиваясь с проблемами и переживая стрессы, стали нервны и агрессивны. Но, попав в театр-сказку, человек на какое-то время забывает о своих проблемах, в голове его рождаются хорошие мысли, и это должно помочь ему жить дальше.

- Люди, не посещающие театр, себя обкрадывают, — убежден балетмейстер. — Поэтому хочется, чтобы почитателей одесского балета становилось все больше — как в родном городе, так и за его пределами. Я очень полюбил Одесский оперный и всегда готов отстаивать честь его высокого имени.

Автор: Вероника Полищук


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.012
Перейти на повну версію сайту